Понятие несанкционированной свалки

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Понятие несанкционированной свалки", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Понятие несанкционированной свалки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Понятие несанкционированной свалки

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

ищу в гаранте, не могу найти..
желательно, чтобы была ссылка на какой-нить компетентный источник..
письмо, постановление, акт, закон и др.
может быть, у кого-то что-то есть или кто-то сталкивался.

Заранее всех благодарю.

p.s. хотят впаять адм. штраф за свалку мусора, хотя это было складирование коробок для вывоза организацией по уборке мусора.

хы.. а зачем Вам понятие свалки?
статью, по которой Вас могут штрафануть, это не отменит.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

тут надо другие крючочки искать..

Валерия, я специально не указываю статью, по которой штраф выписали, поскольку это п. 3 ст. 3.2. Закона Кр края «Об административных правонарушениях» ? 608 КЗ, которая устанавливает ответственность за захламление дворов, придомовых территорий, улиц бытовыми отходами, организацию несанкционированных свалок.

у нас же было складирование картоных коробок в специально отведенном месте на нашей автостоянке для вывоза их мусорщиками, с которыми у нас заключен договор на вывоз мусора

вот теперь доказываю, что СВАЛКИ не было.
но что такое свалка?

в словарях есть определение — СВАЛКА, и, ж.
1. см. валить 1 .
2. Место, куда выбрасывают, сваливают что-нибудь. Вывезти мусор на свалку.
© ‘КМ Онлайн’, 2002-2006 © ‘Кирилл и Мефодий’, 1998-2001

однако хотелось бы знать, м.б. есть иные источники — письма, рекомендации, законы..
самостоятельно в СПС-ках не получилось найти..

поэтому прошу ВАШЕЙ ПОМОЩИ.
всем, кто откликнется спасибо.

нет официального понятия свалка, есть «полигон для размещения (захоронения) отходов». «Свалка»- бытовая интерпретация этого понятия имхо.

Но в тексте комментариев ст. 247 УК РФ содержится слова «Мусорная свалка», а также в см. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ, утвержденные МПР РФ 02.11.1992, там тоже содерится формулировка «Мусорная свалка».

Утверждено
Министерство охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
26 января 1993 года

Согласовано
Министерство финансов
Российской Федерации
25 января 1993 года

Министерство экономики
Российской Федерации
20 января 1993 года

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Санкционированные свалки — разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Вот еще что нашел:

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ
НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ

МГСН (ТСН 11-301-2005) Г. МОСКВА

3.40. Свалка мусора несанкционированная — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритного мусора (КГМ), отходов производства и строительства, другого мусора, образовавшегося в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше 30 куб. м.
3.41. Свалка несанкционированная (погребенная) — стихийно образовавшиеся или возникшие благодаря непродуманной деятельности человека техногенные элементы геологической среды из отходов бытовой и/или производственной сферы площадью более 0,5 га при мощности отложений не менее 1 м (объем более 5000 куб. м).

ребят спасибо всем огромное.
Юр, спасибо отдельное. это подходит идеально практически, за исключением региона. у нас объемы были меньше 😉

Наказание за несанкционированные свалки мусора

​Несанкционированная свалка мусора – это несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды. В зависимости от категории опасности мусора и тяжести последствий ответственность за несанкционированные свалки мусора может быть как административной, так и уголовной. Наказать могут всех: обычных граждан, выбрасывающих мусор куда попало, должностных лиц, допустивших свалку, а также юридических лиц, которые наносят серьезный вред экологии или не принимают мер к устранению свалки.

Административная ответственность

Основным видом ответственности считается административная. Общая статья, по которой привлекают за несанкционированные свалки мусора, – статья 8.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает несколько правонарушений:

Читайте так же:  Срок давности долга коллекторам

По ст. 8.2 КоАП РФ привлекают только тогда, когда нарушены требования, установленные ст. 51 Закона об окружающей среде, в частности:

  • мусор сбрасывается в водные объекты, в недра или на почву;
  • отходы, представляющие опасность любого класса, размещаются на территориях, прилегающих к населенным пунктам, в лесопарковых зонах и иных местах, в которых создается опасность для человека и экологии;
  • происходит захоронение опасных отходов в неположенных местах.

В ряде случаев применяется не статья 8.2, а другие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере охраны окружающей среды:

  • несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);
  • несоблюдение требований при обращении с потенциально опасными химвеществами (ст. 8.2.2);
  • несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • другие статьи.

Таким образом, многое зависит от того, какой именно мусор образует свалку, к какой категории относится, насколько он опасен.

Что нужно знать

Важно понимать, что прямая ответственность за любые промышленные или бытовые выбросы ложится на те лица, на чьей территории располагаются отходы. В полномочия Росприроднадзора входит осуществление проверки по ФЗ всех сигналов, поступающих в ведомство от граждан.

В компетенцию его также входит и назначение нарушителю административного штрафа за совершение незаконных действий, а также подготовка материалов для передачи результатов проверки в природоохранную прокуратуру.

Уголовная ответственность

Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.

Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.

Действующие нормы

В нашей стране не допускается сброс бытовых и промышленных отходов в подземные и поверхностные водные объекты, на почву, в недра, на водосборные территории. Среди полномочий органов местного самоуправления городских пунктов в сфере обращения с отходами выделим их активное участие в организации работы по сбору, включая и раздельный сбор, а также транспортирование коммунальных твердых отходов на территориях МО.

Если не предпринимаются меры по ликвидации, поощряется образование несанкционированных свалок, все это является прямым нарушением прав граждан на благоприятную ОС. Если мусор накапливается на землях, это способствует их загрязнению, следовательно, нарушаются государственные интересы.

У граждан, согласно ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», есть право на оказание содействия государственной власти, местному самоуправлению в вопросах, касающихся ООС.

Теоретические моменты

По приказу Росприроднадзора от 2014 года, выделяют навал мусора — это несанкционированное складывание промышленных и бытовых отходов на срок до шести месяцев в местах, которые не обустроены в рамках требований законодательства в сфере ООС и благополучия граждан. За подобные нарушения предусмотрены административные штрафы.

Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.

Что нужно знать

Несанкционированные свалки мусора промышленного и бытового вида считаются безлимитным размещением, которое влечет за собой наложение на собственника отходов административной ответственности. Согласно законодательству, действующему в нашей стране в области охраны окружающей среды, нарушитель обязан уплатить определенную денежную сумму за негативное действие на природу — применяется пятикратный повышающий коэффициент.

По ст. 22 ФЗ о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, любая несанкционированная свалка бытовых отходов должна быть ликвидирована за счет средств ее организатора. По данному нормативному документу все отходы потребления и промышленной переработки должны быть собраны, накоплены, обработаны, обезврежены, уничтожены так, чтобы они не представляли опасности для здоровья и жизни населения. Кроме того, все эти отходы должны быть безопасными для окружающей среды.

Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.

Подведем итоги

Случаи несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при накоплении, сборе, обезвреживании, перевозке, размещении производственных отходов предусмотрены ст. 8.2 КоАП РФ.

Если устанавливается вина физического лица, накладывается штраф в размере 1-2 тысяч рублей. У юридических лиц его размер возрастает до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц оценивается в тридцать тысяч рублей.

Если несанкционированная свалка бытовых отходов располагается вне земли, принадлежащей населенному пункту, ответственность налагается на собственников земельного участка, если не было передачи прав по договору третьим лицам.

При заключении договора аренды на арендатора ложится обязанность по уборке мусора. К примеру, судом администрацию Олонецкого района обязали убрать бесхозную свалку мусора, обнаруженную недалеко от города. Решение основывалось на том, что вопросы, касающиеся сбора, утилизации, вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов, является прерогативой местной власти, ведь земля принадлежит МО.

Статья 8.13. Организация несанкционированной свалки отходов

Информация об изменениях:

Законом Тульской области от 25 сентября 2015 г. N 2349-ЗТО глава 8 настоящего Закона дополнена статьей 8.13, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Статья 8.13 . Организация несанкционированной свалки отходов

Организация несанкционированной свалки отходов, если это действие не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, требований в области обращения с отходами, установленных законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание . Несанкционированная свалка отходов — место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

>
Сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест
Содержание
Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Отказано в возбуждении административного дела

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010

Смотреть что такое «НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА» в других словарях:

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА — Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц… … Словарь бизнес-терминов

Несанкционированная свалка мусора — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше … Официальная терминология

Несанкционированная свалка мусора — 2.17. Несанкционированная свалка мусора самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц на … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве — Терминология Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве: 2.23. Брошенные транспортные средства следующие транспортные средства, создающие помехи в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Бытовые отходы — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Хлам — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Твёрдые бытовые отходы — Не сорите! … Википедия

Хирвости — Деревня Хирвости Страна РоссияРоссия … Википедия

Кушугум — Посёлок городского типа Кушугум укр. Кушугум Страна УкраинаУкраина … Википедия

Суоранда — Деревня Суоранда Страна РоссияРоссия … Википедия

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010

Смотреть что такое «НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА» в других словарях:

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА — Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц… … Словарь бизнес-терминов

Несанкционированная свалка мусора — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше … Официальная терминология

Несанкционированная свалка мусора — 2.17. Несанкционированная свалка мусора самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц на … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве — Терминология Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве: 2.23. Брошенные транспортные средства следующие транспортные средства, создающие помехи в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Бытовые отходы — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Хлам — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Твёрдые бытовые отходы — Не сорите! … Википедия

Хирвости — Деревня Хирвости Страна РоссияРоссия … Википедия

Кушугум — Посёлок городского типа Кушугум укр. Кушугум Страна УкраинаУкраина … Википедия

Суоранда — Деревня Суоранда Страна РоссияРоссия … Википедия

Что ожидает нарушителя за создание несанкционированной свалки

Стихийно образованные горы мусора — глобальная экологическая проблема. Она ухудшает состояние окружающей среды и провоцирует появление серьезных заболеваний. За организацию несанкционированных свалок налагается штраф.

Последствия свалок

Жизнь вблизи мусорных скоплений неприятна и вредна для здоровья. Выброс газа может спровоцировать головную боль, тошноту, рвоту и другие неприятные ощущения.

Воздействие стихийных мусорок на окружающую среду и людей состоит в следующем:

  • Рост инфекционных болезней. Их переносчиками являются животные, которые часто обитают в местах скопления мусора.
  • Загрязнение воздуха.
  • Возгорание выделяемого газа.
  • Проникновение в почву и воду токсичных компонентов.
  • Парниковый эффект.
  • Загрязнение поверхности земли разными соединениями: органическими и неорганическими.
  • Неконтролируемое развития заболеваний.

А также беспокоят ТБО как источник неприятного запаха и размножения грызунов. Последние переносят огромное количество заболеваний. Разложение отходов длится десятки лет. Опасность таких реакций состоит в выделении химических компонентов, которые могут быть причиной загрязнения поверхностных вод.

Последствия свалок — опасность появления эпидемий и биологических заболеваний внешней среды. Они возникают из-за разложения побочных продуктов жизнедеятельности без доступа воздуха. Выделяется газ (метан), который является одной из причин парникового эффекта. Из-за выброса ядовитого дыма в атмосферу на полигонах часто возникают пожары. Вблизи свалок погибают все растения, подтверждая опасность отходов. В результате реакции выделяются ядовитые вещества. Они и вызывают гибель растений, их мутацию.

Каждый год количество ТБО накапливается. Из-за этого возникает нехватка территорий. Важное решение — грамотная утилизация мусора. Она должна отвечать трем основным критериям:

  1. Повторное применение отходов.
  2. Экономия места под скопление мусора.
  3. Использование ценных компонентов, содержащихся во вторсырье.

Если этого не делать, проблемы будут только возрастать. Санитарно-эпидемиологическая обстановка во многих городах России усугубляется. Увеличивается количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями.

На что обратить внимание

В настоящее время вопросы, касающиеся появления вокруг крупных мегаполисов, а также небольших провинциальных городов, несанкционированных свалок, являются особенно актуальными и своевременными.

Если свалка оказалась на территории конкретного муниципального образования, заниматься ее ликвидацией должны именно органы МО. Помимо территории, на которой обнаружено скопление мусора, также важно знать, кто является собственником загрязненного земельного участка.

Землевладельцы, землепользователи, собственники, арендаторы должны пользоваться земельными участками согласно их целевому назначению. Они обязаны использовать способы, не наносящие окружающей среде вреда и ущерба. Владельцы земельных участков обязаны избегать загрязнения, деградации, истощения, порчи, уничтожения почв, иных негативных воздействий на них. Они обязаны ликвидировать любые последствия загрязнения земель, включая и проведение их рекультивацию. Такие обязанности собственников земель указаны в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Ходатайство о замене административного наказания

Виды нарушений

В городах стоят мусорные баки, а в квартирах — ведра. Это не мешает большому количеству людей выкидывать отходы в местах, которые для этого не предназначены.

От хлама избавляются по-разному:

  1. Выбрасывают строительные отходы.
  2. Бросают бумажки и еду после пикников и отдыха на природе.
  3. Выкидывают пакеты с остатками из окон многоэтажек или автотранспортных средств.

Бросать отходы разрешается только в специально отведенных местах: баках, урнах, контейнерах.

Формы ответственности

Стихийная свалка — нарушение, за которое предусматривается административное наказание.

Все требования и действия регламентированы статьей КоАП (кодексом об административных правонарушениях) под №8.2.

Налагаются штрафы, которые отражает таблица:

Юридические лица от 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели от 10 до 50 тысяч рублей. В отдельных случаях может принудительно останавливаться деятельность компании сроком на 3 месяца.
Должностные лица от 10 до 30 тысяч рублей.
Физические лица от 1 до 2 тысяч руб.

При определении наказания имеет значение место, где был выброшен мусор. Если строительные отходы были оставлены физическим лицом, штраф составит 3 тысячи рублей, юридическим — до 100.

При выбрасывании мусора из машины сумма за нарушение не превысит 3 тысяч, из окна многоэтажки или на территории леса — 5 тысяч.

В последнем случае нарушителя могут обязать выполнять работы по облагораживанию лесной местности.

Определение размера штрафа зависит и от других моментов:

  • повлек ли выброс отходов серьезные последствия для экологии;
  • в каком количестве и где был выброшен мусор;
  • возмещен ли нарушителем материальный ущерб;
  • ранее гражданин привлекался к административной ответственности или нет.

Анализ обстоятельств будет проводить судья или комиссия муниципальных органов.

Нормативный акт предусматривает уголовное наказание за организацию свалок. Реализуется мера в тех случаях, когда был нанесен серьезный вред экологии, здоровью или жизни людей. Ответственность за нарушение такого масштаба — заключение под стражу на срок от 6 до 8 лет.

Судебная практика

Отметим, что конституционным судом РФ было вынесено постановление (2015 г.), в котором указано, что существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений. Так кем должна ликвидироваться несанкционированная свалка? Ответственность несет та компания (физическое лицо), которым нарушены правила обращения с отходами.

По ст. 42 ЗК РФ, на собственников земельных участков и лиц, которые не являются таковыми, накладываются следующие обязанности:

  1. Применение земельных участков согласно их целевому назначению способами, не причиняющими реального вреда окружающей среде, включая и землю как природный объект.
  2. Исключение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, иного негативного действия на почвы и земли.

Несанкционированные свалки, которые располагаются вне земель населенных пунктов, должны быть убраны собственниками земельных участков, если они не передавали подобной обязанности по договору каким-либо третьим лицам.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также по ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», у каждого человека есть законное право на благоприятную окружающую среду. Также есть право защиту ее от любого негативного воздействия, которое было вызвано хозяйственной, либо иной деятельностью, техногенными или природными чрезвычайными ситуациями.

Есть у обычных граждан и право на получение своевременной достоверной информации о состоянии ОС, а также на возмещение вреда. Уборка несанкционированных свалок является одной из мер наказания лиц, нарушающих эти правовые документы.

Выявление свалок и реагирование на жалобы

Зачастую несанкционированные свалки мусора образуются:

  1. Вблизи или в черте населенных пунктов – их создают обычные граждане или организации, выбрасывая мусор, просроченные магазинные товары и отходы производства в неположенном месте.
  2. На местах мусорных полигонов, где из-за превышения лимитов запрещено размещение новых отходов.
  3. На территориях незаконно построенных (созданных) мусорных полигонов.
  4. На территориях дачных, садовых, огороднических товариществ, вблизи таких объединений граждан, когда не заключен или просрочен договор с оператором и вывоз мусора не осуществляется.

Несанкционированные свалки – серьезная проблема. Даже небольшой площади загрязнения, небольшого количества мусора бывает достаточно, чтобы в считанное время образовалась свалка. Несанкционированные свалки никто не обслуживает, мусор не вывозится, и поэтому они разрастаются. Вместе с тем растет и угроза окружающей среде.

Основной орган, который занимается незаконными свалками, – Росприроднадзор. Свои обращения по поводу свалок можно адресовать непосредственно ему. Сотрудники проводят плановые и внеплановые рейдовые мероприятия, а также реагируют (должны реагировать) и на конкретные обращения простых граждан. Также можно обратиться к местным властям – в администрацию поселения, на территории которого находится свалка.

По общему правилу отвечать за мусор должны те организации, органы власти, объединения граждан, на территории которых выявлена несанкционированная свалка. Если от них реакции нет, подается жалоба в территориальный орган Росприроднадзора или прокуратуру. Росприроднадзор выявляет ответственных за свалку и выдает предписание для ее ликвидации. Прокуратура может направить представление и обязать устранить нарушения закона. Вместе с тем, это не снимает с граждан и организаций обязанности не допускать выброс мусора куда попало. Виновные лица, если будет установлено, кто конкретно выкидывает мусор, привлекаются к ответственности.

Несанкционированные свалки — ликвидация, требования и образование

В своем письме Росприроднадзор от 2014 года поясняет нормы законодательства, касающиеся обращения с отходами. Что же такое несанкционированные свалки? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе.

Как навести порядок

Если граждане приняли решение обратиться по вопросам, касающимся появления в их населенном пункте (вблизи него) неразрешенных мусорных свалок, в Росприроднадзор, желательно составить схему нахождения свалки с предварительной оценкой объемов, а также с указанием координат. Желательно также сделать несколько фотографий места свалки. По каждому заявлению, поданному гражданами, должна быть проведена проверка, о результатах которой уведомляется (официально) заявитель по домашнему адресу, указанному в обращении.

Методы борьбы со стихийными свалками

Рассмотрением дел о ликвидации несанкционированных свалок должны заниматься уполномоченные органы — Росприроднадзор. Протоколы о выявленных нарушениях могут составлять сотрудники полиции, природоохранной прокуратуры.

Бороться с ними можно и другими способами. Обращение в администрацию населенного пункта поможет устранить сам факт нарушения, которым является свалка. Для этого составляют жалобу, где описывают участок с отходами. Указывают адрес его расположения. Рекомендуется дополнить документ фотографиями. Заявление подают несколькими способами:

  • лично;
  • по электронной почте;
  • через онлайн-сервисы.

Один экземпляр жалобы оставляют себе. Согласно правилам, уборка свалки должна быть выполнена в течение 48 часов после получения документа.

Если в загрязнении виновато предприятие, на ее деятельность составляют жалобу в Роспотребнадзор.

Когда свалка расположилась за чертой города, методы борьбы включают следующие действия:

  1. Делают фотографии с разных ракурсов. Снимки потребуются для выявления масштаба проблемы.
  2. Местоположение мусорных отходов составляют схематично или используют навигатор.
  3. Готовят жалобу в администрацию или лесничество (если за ним прикреплена определенная область).
  4. Отправка искового заявления в прокуратуру.
Читайте так же:  Как оплатить административный штраф через терминал

За условия жизни общества отвечает каждый гражданин. Избавляясь от отходов в неположенных местах, человек увеличивает риск ухудшения экологической ситуации. Потому должен соблюдаться строгий контроль за состоянием скоплений мусора.

Способы борьбы со свалками в России находятся не на высшем уровне. Несанкционированный выбор и правильная утилизация мусора остаются важной проблемой государства.

Несанкционированная свалка мусора

2.17. Несанкционированная свалка мусора — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше 30 куб. м.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «Несанкционированная свалка мусора» в других словарях:

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ (см. с. 65), отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц на площади свыше 50 кв. м и… … Экологический словарь

НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ СВАЛКА МУСОРА — Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц… … Словарь бизнес-терминов

Несанкционированная свалка мусора — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше … Официальная терминология

Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве — Терминология Постановление 1018: Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве: 2.23. Брошенные транспортные средства следующие транспортные средства, создающие помехи в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Бытовые отходы — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Хлам — Не сорите! Мусор в контейнере Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет… … Википедия

Твёрдые бытовые отходы — Не сорите! … Википедия

Хирвости — Деревня Хирвости Страна РоссияРоссия … Википедия

Кушугум — Посёлок городского типа Кушугум укр. Кушугум Страна УкраинаУкраина … Википедия

Суоранда — Деревня Суоранда Страна РоссияРоссия … Википедия

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Читайте так же:  Этапы рассмотрения административного дела

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Источники

Понятие несанкционированной свалки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here