Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Читайте так же:  Административное расследование таможенных правонарушений

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ и N 305-ФЗ в часть 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса внесены изменения

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ в часть 2 статьи 2.5 настоящего Кодекса внесены изменения

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Военная прокуратура разъясняет особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.

Административная ответственность военнослужащих установлена КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания», а также рядом иных статей КоАП РФ.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за правонарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Приказ о запрете курения табака

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением:

— административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Указанное исключение не касается офицеров;

— административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам;

В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

19 военная прокуратура, войсковая часть 56680

Ответственность военнослужащих

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц

С 1 июля 2002 г. установлен новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности. Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. На общих основаниях военнослужащие должны привлекаться к административной ответственности за нарушение:

-законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— нарушение правил дорожного движения;

— законодательства об охране окружающей природной среды;

— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ;

— режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

— административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

КоАП (ст. 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применяться к военнослужащим без ограничений

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9017 —

| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административная ответственность военнослужащих

5 минут Автор: Елена Павлова Елена Иванова 25

Будучи военным, гражданин отличается от обычных граждан. Статус военнослужащего во многом предопределяет обособленность прав и обязанностей человека, причисленного к нему. Это отличие во многом предусмотрено законодательными нормами. Административная ответственность военнослужащих также имеет отдельную форму, которая закреплена в статье 2.5 КоАП. Согласно нормативам, лица, несущие службу, наделены дисциплинарной ответственностью и только по некоторым прецедентам привлекаются на общих основаниях к админвзысканию.

Что такое административная ответственность военнослужащих

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Читайте так же:  Срок исковой давности документов

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.
Видео (кликните для воспроизведения).

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Особенности

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

В действовавшей до 2007 года редакции КоАП РФ к причисленным к статусу ВС не могли быть применены наказания в виде общественного ареста. А к призванным на срочную службу — админштрафы.

В 2007 г. был принят ФЗ№203 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих». На основании этого норматива действуют такие ограничения по применению административных взысканий:

  • Админштраф не может быть применён к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, находящимся на срочной службе. Также это касается курсантов ВО профучреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Офицеров, призванных на воинскую службу, а также лиц, командированных на общие сборы, такое правило не касается.
  • Админарест не может быть применен к лицам, находящимся на военных сборах, с заменой его дисциплинарным арестом.
  • К военнослужащим –иностранцам административное выдворение не применимо.

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Так, согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Читайте так же:  Какой суд рассматривает дела об административных правонарушениях

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

Примечание «ЮК Стратегия»:

*Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом.

**Виновные действия — действия, совершенные лицом, осознающим противопровность своих действий (бездействия).

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия (наказания) установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ).

Сосгласно ст. 81 ДУ ВС РФ п ринятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются в общем порядке, без каких-либо особенностей, например, за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность только для военнослужащих.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 12 УПК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ».

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

Читайте так же:  Протокол рассмотрения административного дела

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

К последним относятся имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденномУказом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (статьи 26 и 28), в соответствии с которыми военнослужащие, независимо от воинского звания и воинской должности, равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Особенность ответственности рассматриваемых категорий граждан за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу они несут за их совершение дисциплинарную ответственность.

Административная ответственность для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, на общих основаниях наступает лишь за административные правонарушения, прямо указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Эти нарушения перечислены в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ. К ним относятся:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (статьи 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, в основном касающиеся нарушения прав граждан при подготовке и проведении выборов и референдумов);

— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3);

— административные правонарушения в области охраны собственности (статьи 7.29 – 7.32, 7.32.1 в сфере исполнения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8);

— нарушение требований пожарной безопасности, а также правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статьи 11.16 и 20.4 – в части нарушения правил (требований) пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12);

— административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15);

— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16);

— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7);

— отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (статья 14.9, часть 3 статьи 14.32, касающиеся установления ограничения конкуренции);

— ряд административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти (статьи 17.3, 17.8, 17.9, части 1 и 3 статьи 17.14, 17.15);

— некоторые административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (статьи 18.1 – 18.4);

— административные правонарушения против порядка управления (части 2.1 и 2.6 статьи 19.5, статьи 19.5.7, 19.7.2, часть 5 статьи 19.8);

-неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (часть 1 статьи 20.25).

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания, рассматриваются в пределах компетенции судов и иных уполномоченных на это органов, установленной главой 23 КоАП РФ.

При этом, когда КоАП РФ предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются военными судами согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Старший военный прокурор 1-го отдела организационного управления Главной военной прокуратуры старший советник юстиции А. В. Чиранов

Источники

Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here