Постановление об административном правонарушении юридического лица

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Постановление об административном правонарушении юридического лица", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Приложение N 17. Постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания юридическому лицу

ГАРАНТ:

См. форму «Постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания юридическому лицу» в редакторе MS-WORD

Приложение N 17
к приказу службы строительного
и жилищного надзора Астраханской области
от 24 октября 2007 г. N 76

ГАРАНТ:

См. также Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

>
N 18. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении физического лица
Содержание
Приказ Службы строительного и жилищного надзора Астраханской области от 24 октября 2007 г. N 76 «Об утверждении форм.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 29.11 КоАП РФ. Объявление постановления по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 29.11 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

6. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 настоящего Кодекса, копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено соответствующее административное правонарушение.

Комментарий к Статье 29.11 КоАП РФ

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 подчеркивается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.

В целях ознакомления лиц, заинтересованных в исходе дела, им выдается копия постановления. Физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, копия вручается под расписку либо высылается в течение трех дней со дня вынесения. Потерпевшему вручается по его просьбе или высылается в течение трех дней. Должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, направляется в течение трех дней со дня вынесения. Три дня начинают отсчитываться со следующего дня после вынесения постановления.

Если лицо привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 20.8, 20.9, 20.12 комментируемого Кодекса, а огнестрельное оружие и боеприпасы были вверены данному лицу в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, то копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию в целях возможного привлечения лица к дисциплинарной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

Читайте так же:  Административное наказание педагогов

2. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представтелю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу.

Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или невысылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.

3. По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст.20.9), пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12), копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.

4. Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано или опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Статья 30.1. КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Ст 30.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:

  • 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  • 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • 3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к статье 30.1. КоАП РФ:

1. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц.

Необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Кроме того, ч. 1 ст. 30.1 КоАП Российской Федерации не препятствует административным органам, составившим протокол об административном правонарушении, обратиться с просьбой о принесении протеста на постановление по делу об административном правонарушении к прокурору, который вправе реализовать предоставленное ему полномочие принести протест независимо от участия в деле на основании п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N 336-О-О).

2. В комментируемой статье определены инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.

Читайте так же:  Какая статья кодекса об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

3. В судебных инстанциях жалоба рассматривается либо в суде общей юрисдикции, в том числе вышестоящем по отношению к суду, судья которого вынес постановление, либо в арбитражном суде (если правонарушение совершено юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности). При этом законодатель не вполне логично установил различный процессуальный порядок рассмотрения жалоб судами. В судах общей юрисдикции жалобы рассматриваются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, а в арбитражных судах — в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством (см. АПК РФ).

4. Вопрос о разграничении подведомственности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судам общей юрисдикции и арбитражным судам в ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи решен нечетко.

Связано это с тем, что подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражным судам в первой инстанции определяется путем перечисления конкретных составов правонарушений в ст. 23.1 настоящего Кодекса, а компетенция арбитражных судов при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях зависит от субъекта правонарушения.

В связи с этим возникает правовая неопределенность, а вместе с ней и вопрос: в каком суде должна рассматриваться жалоба на постановление, если дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в первой инстанции рассматривалось судьей суда общей юрисдикции (например, дело о пропаганде либо незаконной рекламе наркотических средств — ст. 6.13 Кодекса) в соответствии со ст. 23.1 Кодекса? Ответ на этот вопрос дан в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 262-О.

При определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъективный состав участников правонарушения, но и характер спора.

Поскольку в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, то исходя из положений ст. ст. 206, 207 АПК РФ, а также ст. ст. 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в арбитражный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

Кроме того, рассмотрение жалоб на акты судов общей юрисдикции в полномочия арбитражных судов не входит. Если постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесено судьей суда общей юрисдикции, оно подлежит обжалованию в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи в вышестоящий суд общей юрисдикции.

5. Отметим, что 24 марта 2005 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.), в котором уделено внимание вопросам рассмотрения судьями жалоб на постановления и решения по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях (см. п. п. 13, 14, 30 — 34 указанного Постановления).

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица *

Хавин А.Л., аспирант кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

В статье рассматриваются проблемы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Автор выявляет имеющиеся в законодательстве пробелы и предлагает варианты их решения.

Ключевые слова: исполнение, производство, административное правонарушение, постановление, юридическое лицо.

The article considers the issues of execution of decrees on the cases of administrative violations with regard to juridical person. The author reveals the existing lacunas in the legislation and proposes the variants of solution thereof.

Key words: execution, proceeding, administrative violation, decree, juridical person.

Полное и своевременное исполнение административного наказания играет важнейшую роль в производстве по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Неотъемлемым признаком любого административного правонарушения является его наказуемость.

С нашей точки зрения наказуемость как признак административного правонарушения неразрывно связана с исполнением постановлений об административной ответственности. Ведь неисполнение постановлений об административной ответственности фактически лишает само правонарушение, совершенное лицом, одного из важнейших его признаков, лишает смысла административную ответственность.

Об этом же непосредственно после издания информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.10.2006 N 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях» говорил и один из его разработчиков, советник Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ В.А. Корнеев .

Интервью: Проблемы исполнения административных наказаний // ЭЖ-Юрист. 2006. N 46.

Крайне важное значение имеет оперативное и своевременное исполнение постановлений об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц. Это связано с особенностями самого института юридического лица, которое зачастую становится субъектом административного правонарушения. Особенности юридического лица как субъекта административного правонарушения заключаются в том, что в отличие от физических лиц юридическое лицо по своей природе фиктивно. И в случае недобросовестности администрации юридического лица такая задача производства по делам об административных правонарушениях, как обеспечение исполнения вынесенного постановления, может не быть выполнена. А это, в свою очередь, приведет к невыполнимости задач административного законодательства.

Читайте так же:  Проверить штраф административного правонарушения

В настоящее время действующее законодательство РФ (КоАП РФ), а также постановления и информационные письма высших судов содержат ряд существенных пробелов, которые значительно усложняют исполнение постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако прежде чем перейти к вопросу о возможных мерах по совершенствованию действующего законодательства в вопросе исполнения постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, рассмотрим, какими положениями КоАП РФ регулируется исполнение по делам об административных правонарушениях.

Раздел V КоАП РФ — «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» состоит из двух глав, в которых содержатся общие положения (глава 31 КоАП РФ) и положения, регулирующие порядок исполнения отдельных видов административных взысканий, а именно:

  • исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения;
  • исполнение постановления о наложении административного штрафа;
  • исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  • исполнение постановления об административном аресте;
  • исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • исполнение постановления о дисквалификации;
  • исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.

Обратимся к некоторым общим положениям КоАП РФ об исполнении по делам об административных правонарушениях, которые, с нашей точки зрения, имеют ряд существенных недостатков и пробелов.

Так, ст. 31.1 КоАП РФ определяет момент, с которого постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу. И именно с этого момента оно подлежит исполнению .

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г. Салищевой (ком. к ст. 31.1). М., 2009.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в том числе (ст. 31.1 КоАП РФ предусматривает и другие моменты вступления постановления об административном правонарушении в силу) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Как известно, в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым .

Пост. Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 (в ред. Пост. Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60).

Статьей 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Однако на практике у юридических лиц возникают серьезные проблемы с применением положений указанных норм КоАП РФ. Так, анализ юрисдикционной практики показывает, что у юридических лиц возникают определенные проблемы с реализацией своих прав и законных интересов, закрепленных в действующем законодательстве.

Приведем ряд примеров из судебной практики (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2008 г. по делу N А40-60133/08-84-505; от 25.11.2008 по делу N А40-72316/08-152-529).

В частности, постановление по делу об административном правонарушении было в установленный срок направлено заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес законного представителя юридического лица, однако в действительности законный представитель получил постановление (а соответственно, и обжаловал его) с большим опозданием. В то же время за получение постановления в уведомлении стояла подпись некоего неустановленного лица, которое не только не являлось законным представителем юридического лица, но и вообще не являлось работником юридического лица, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Несмотря на указанные обстоятельства, суд отказал юридическому лицу в восстановлении пропущенных процессуальных сроков на подачу жалобы на постановление, сославшись на то, что со стороны органа, вынесшего оспариваемое постановление, какие-либо нарушения отсутствуют, а в соответствии с действующим законодательством в области почтовой связи работник почты не мог передать почтовое отправление лицу, не имевшему соответствующих полномочий на получение корреспонденции. Таким образом, суд посчитал, что законный представитель юридического лица был уведомлен надлежащим образом. При этом суд фактически проигнорировал не только положения КоАП РФ, но и соответствующие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Необходимо отметить, что если рассматривать действующее законодательство, регулирующее исполнение постановлений об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц, то оно содержит не только пробелы, которые приводят к нарушению охраняемых законом прав и интересов юридического лица, но и пробелы, которые зачастую позволяют юридическому лицу избегать применения к ним мер административной ответственности, т.е. мешают или не дают возможности государству в лице уполномоченных на то лиц и органов исполнять постановления об административной ответственности.

Так, по данным статистической отчетности судов общей юрисдикции, в 2006 г. штрафы по делам об административных правонарушениях были уплачены добровольно на сумму, составляющую 22,5% от общей суммы, наложенной судами, а взыскано принудительно судебными приставами-исполнителями всего 13,9% от суммы штрафов, направленных им на принудительное исполнение .

Читайте так же:  Причины восстановления срока обжалования административного постановления

Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году // Российская юстиция. 2007. N 5.

Приведенная статистика, конечно, не отражает, какое количество постановлений по делам об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц было приведено в исполнение, однако сами цифры говорят о неэффективности исполнения постановлений об административных правонарушениях.

Стоит еще раз обратить внимание на то, какое важное значение имеет оперативное исполнение постановлений об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц, поскольку недобросовестная администрация юридического лица нередко предпринимает любые действия, чтобы избежать исполнения вынесенного в отношении юридического лица постановления об административном правонарушении. Например, любыми способами затягивает рассмотрение и вынесение постановления об административном правонарушении, а затем и вступление его в силу, а за это время «выводит» все имеющиеся у юридического лица активы. Тем самым к моменту, когда постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению, у привлеченного к ответственности юридического лица отсутствуют какие-либо денежные средства или имущество. Конечно, как правило, такое происходит в случаях, когда, например, на юридическое лицо наложен штраф в значительном размере и при этом само юридическое лицо имеет возможность оперативно «избавиться» от всех имеющихся у него активов.

Кроме того, необходимо отметить, что действующий КоАП РФ ограничивает срок исполнения постановлений о назначении административных наказаний. В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Данное положение закона справедливо, однако нередко его бывает недостаточно, чтобы исполнить постановление по делу об административном правонарушении.

С нашей точки зрения, существует два возможных метода существенно повысить исполнение постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

Первый метод — метод позитивного воздействия.

Так, в работах некоторых авторов, посвященных вопросу исполнения постановлений об административных правонарушениях, встречается мнение о необходимости стимулирования добровольного исполнения постановлений об административных правонарушениях, в том числе стимулирования добровольной уплаты административного штрафа . Однако в этих работах не предлагается, как именно это сделать.

Гараев А.А. Повышение эффективности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Исполнительное право. 2009. N 2.

Если учитывать упомянутую выше позицию представителей государства о том, что «целью взыскания административного штрафа является не пополнение бюджета, а наказание нарушителей» , то, с нашей точки зрения, очевидным способом стимулировать добровольное исполнение постановлений является пропорциональное уменьшение штрафа в зависимости от скорости добровольного исполнения юридическим лицом постановления об административном правонарушении.

Интервью: Проблемы исполнения административных наказаний // ЭЖ-Юрист. 2006. N 46.

Второй метод — метод негативного воздействия.

Так, считаем целесообразным введение обеспечительных мер (наложение ареста на денежные средства или имущество юридического лица) при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица.

Важную роль в вопросе исполнения постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц может сыграть и введение субсидиарной ответственности участников некоторых юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ).

С нашей точки зрения, очевидно, что в действующем на настоящий момент законодательстве имеются определенные пробелы:

  • неурегулированность и неоднозначность толкования судами вопросов, связанных с вручением постановления по делу об административном правонарушении юридическому лицу;
  • связанная с этим неоднозначность в вопросе о моменте вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу;
  • отсутствие в законодательстве механизмов, стимулирующих юридическое лицо исполнять постановления по делу об административном правонарушении в добровольном порядке;
  • отсутствие в законодательстве механизма обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Неустранение указанных недостатков приводит не только к нарушению прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, но и, с другой стороны, к неэффективности применения КоАП РФ, неисполнению его задач и целей. В то же время, с нашей точки зрения, у законодателя существует возможность не только исправить имеющиеся ошибки, но и усовершенствовать действующее законодательство, сделать его более эффективным.

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Статья 29.10 КОАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Пропуск срока исковой давности гпк

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источники

Постановление об административном правонарушении юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here