Права на загрязнение окружающей среды

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Права на загрязнение окружающей среды", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.

Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1.Установление стандартов по вредным выбросам. Это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

· стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;

· не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;

· стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

2.Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.

3.Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

На рис.11.5. кривая D – это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 – это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыночная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицензий будет выведена из оборота (наример, их купят «зеленые»), то предложение переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:

Р S2 S1

Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов.

http://studopedia.ru/11_189983_administrativnie-metodi-prirodoohrannogo-regulirovaniya-rinok-prav-na-zagryaznenie-okruzhayushchey-sredi.html

Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окру­жающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансиро­вать предельные общественные выгоды контроля с предельными обществен­ными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в ок­ружающую среду:

/. Установление стандартов по вредным выбросам. Это установлен­ные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных от­ходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное нака­зание.

• стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбра­сывать вредные вещества;

• не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;

• стандарты не стимулируют производителей к снижению сущест­вующего уровня загрязнения.

2. Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу за­грязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.

3. Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство опреде­ляет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

На рис.11.5. кривая D — это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 — это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыноч­ная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицен­зий будет выведена из оборота (например, их купят «зеленые»), то предложе­ние переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:

S1
P

Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отхо­дов.
Р2
Р1
>
Q2
Q1
Q

Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с пе­реходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 г. По состоянию на 26 марта 1999 года Протокол был ратифицирован 181 стра­ной мира (совокупно ответственными за более чем 61% общемировых вы­бросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окру­жающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны Приложения В Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороы, N20, 8Рб) на 5,2 % по срав­нению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

• Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

• Япония и Канада — на 6 %

• Страны Восточной Европы и Прибалтики— в среднем на 8 %

• Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Читайте так же:  Порядок составления акта о безучетном потреблении электроэнергии

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

• торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяй­ствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или между­народном рынках;

• проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

• механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение-1, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-1 Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 года в Маррокеше (Марокко), и утвер­ждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР-1) в конце 2005 года.

Киотский протокол вступил в силу для Беларуси 24 ноября 2005 года.______

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11014 —

| 7447 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/10_172759_administrativnie-metodi-prirodoohrannogo-regulirovaniya.html

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Теория внешних эффектов используется для анализа экономических аспектов такой проблемы, как государственный контроль за состоянием окружающей среды.

С помощью этой теории можно дать определение эффективного уровня загрязнения. В результате борьбы с загрязнением, например, путем введения налога на выбросы, положение тех, кому был нанесен ущерб, улучшается. Но положение производителей и потребителей продукции ухудшается, так как издержки производства и цены растут.

Поэтому при осуществлении политики в области контроля за загрязнением окружающей среды нужно учитывать предельную общественную полезность (МSВ) этого контроля и предельные общественные издержки, связанные с его осуществлением (МSС). Они зависят от степени уменьшения выбросов в окружающую среду (рис. 11.6).

Рис.11.6 — Определение эффективного уровня сокращения выбросов

§ Предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды — это дополнительные издержки, связанные с сокращением производства, которое неизбежно при снижении выбросов. Чем выше процент снижения загрязняющих окружающую среду выбросов, тем больше предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды.

§ Предельная общественная полезность контроля за загрязнением окружающей среды —это дополнительная полезность, равная снижению ущерба, наносимого внешней среде фирмами. В соответствии с законом убывающей предельной полезности предельная выгода от уменьшения загрязнения снижается.

§ Стандарты — это устанавливаемые государством предельно допустимые нормы выбросов и нормы содержания в них вредных веществ. Фирмы должны соблюдать эти нормы, иначе им грозит штраф.

§ Во втором случае, когда речь идет о нормах содержания вредных веществ, предприятие должно устанавливать оборудование и проводить мероприятия по очистке выбросов. Это сопровождается ростом издержек производства и снижением объема производства до уровня оптимального.

§ Например, при установлении нормы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобили оснащаются очистными устройствами, что способствует росту цен на транспортные средства.

§ Использование системы стандартов на практике сталкивается с определенными трудностями:

§ 1. Стандарты связаны со значительными административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль).

§ 2. Есть сложности с определением безопасных уровней выбросов из-за того, что информация о последствиях загрязнения очень часто оказывается недостаточно полной. Для многих загрязняющих веществ действует принцип: чем меньше, тем безопаснее.

§ 3. Кроме установления стандартов, государство предписывает фирмам использование определенных методов очистки выбросов. В этих условиях производители оказываются незаинтересованными в разработке и внедрении новых и более дешевых способов решения экологических проблем.

§ 4. В случае использования государством стандартов фирмы могут и должны соблюдать установленные нормы. Но эта государственная мера не стимулирует сокращение ими выбросов ниже установленного уровня.

§ 5. В пределах установленных норм фирмы продолжают загрязнять окружающую среду бесплатно. А это означает, что часть внешних предельных издержек не возмещается, стандарты не гарантируют эффективность в распределении ресурсов.

§ Некоторые из названных проблем, с которыми сталкивается использование стандартов, могут быть решены с помощью экологических налогов.

§ Налоги — это платежи, осуществляемые фирмами за наносимый ущерб или за каждую единицу загрязняющих выбросов. В результате их уплаты издержки производства фирмы растут, и объем производства достигает оптимального уровня.

§ Использование налогов обладает определенными преимуществами:

§ 1. Они стимулируют внедрение новых технологий, которые позволяют фирмам считать расходы на сокращение выбросов, делать их меньшими по сравнению с налоговыми платежами и извлекать выгоду.

§ 2. Эта мера ограничивает вмешательство государства в процесс принятия решений частными фирмами и способствует достижению большей эффективности в использовании ресурсов.

§ 3. Это источник дополнительных доходов государства.

§ Вместе с тем, налогам как инструменту решения экологических проблем, присущи некоторые недостатки:

§ 1. Рост издержек производства, связанный с налогами, сопровождается повышением цен. Это означает, что налоговое бремя перекладывается на получателей отрицательного внешнего эффекта.

§ 2. В результате налогообложения ущерб, наносимый фирмами окружающей среде, уменьшается, но не устраняется полностью.

§ 3. В случае неэластичного спроса на производимую продукцию сокращение выбросов может и не произойти. Фирмы смогут компенсировать расходы, связанные с выплатой налога, путем повышения цены.

§ В Республике Беларусь ставки экологического налога относительно невысоки и поэтому оказывают слабое сдерживающее влияние на субъектов хозяйствования. Предприятиям выгоднее заплатить небольшие суммы налогов, чем тратить значительные средства на внедрение экологобезопасных технологий. Это говорит о необходимости совершенствования экологического налогообложения в стране. Есть необходимость увеличения экологических платежей в бюджетных поступлениях, с условием уменьшения других налогов.

§ К экономическим методам решения экологических проблем относится создание рынка прав на загрязнение. Его формирование предполагает определение государством допустимого объема загрязняющих веществ, которые не могут нанести большого ущерба природе. Данный объем загрязнения делится на ограниченное количество лицензий, дающих право на выброс в атмосферу вредных веществ. Лицензии становятся объектами купли-продажи. Предложение лицензий будет абсолютно неэластично, следовательно, рыночная цена на лицензии будет зависеть от спроса на них (рис. 11.7).

Читайте так же:  Административный штраф за перегруз

Рис.11.7 — Рынок прав на загрязнение

Кривая спроса на права на загрязнение, как и кривая спроса на любой другой ресурс, имеет нисходящий характер. Равновесие на рынке лицензий будет достигнуто в точке Е1, при этом цена одной лицензии на право сброса какого-то количества загрязняющего вещества будет равна Р1.

Потенциальные «загрязнители» окружающей среды окажутся перед выбором: либо сокращать выбросы в атмосферу, либо покупать права на загрязнение. Если цена прав на загрязнение окажется для фирмы высокой, она вынуждена будет уменьшить объем загрязнений путем сокращения производства или приобретения очистного оборудования. В данном случае речь идет об использовании с целью защиты окружающей среды не административных, а рыночных стимулов. Природоохранные организации могут скупить часть прав на загрязнение, способствуя таким образом улучшению экологической ситуации в стране.

Преимущество рынка прав на загрязнение заключается в том, что торговля лицензиями позволяет сократить расходы общества, связанные с защитой окружающей среды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


http://studopedia.ru/9_180658_regulirovanie-vneshnih-effektov-korrektiruyushchie-nalogi-i-subsidii.html

Рынок прав на загрязнение как способ регулирования внешних эффектов (стр. 1 из 3)

Загрязнение атмосферы, земли, воды. Краткая характеристика……….4

Пути организации охраны окружающей среды и рационального природопользования………………………………………………………7

Способы регуляции внешних эффектов в РБ…………………………. 10

Список использованной литературы…………………………. ………..16

В начале XXI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Никогда прежде наш земной дом не подвергался таким политическим, физическим и духовным перегрузкам, потому что никогда прежде человек не собирал такую тяжкую дань с природы и не оказывался таким уязвимым перед технической мощью, которую сам же и создал.

Достижения научно-технического прогресса, с одной стороны, способствуют удовлетворению возрастающих потребностей общества в целом и каждого индивида в целом, с другой стороны, заведомо отрицательно воздействуют на процессы, протекающих в биосфере, ведут к нарушению ее стабильности. Все технологические процессы и операции до недавнего времени разрабатывались безо всякой оглядки на их воздействие на окружающую среду. Поэтому потребовалось всего лишь несколько десятков лет промышленной революции, чтобы привести к нарушению исторически сложившиеся закономерности в живой природе[1,с.6].

Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, утоньшении озонового слоя, загрязнении гидросферы, уничтожении почвенного покрова. Нависла угроза существованию разумной жизни на нашей планете, сохранить ее — главная задача и проблема всего общества на ближайшее время. Для решения этой проблемы человечество должно объединить все свои интеллектуальные и экономические усилия.

Причиной наступления цивилизации на природу является увеличение потребностей человека и как следствие усиление давления на окружающую среду. Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации: исходное представление, что природа бесконечно богата и ее единственная задача – служить людям, а также чрезмерное потребление ресурсов природы и загрязнение окружающей среды в первую очередь богатыми развитыми странами.

Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек как существо биологическое – не царь природы, а только ее часть. причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию[2,с.3].

Изменить отношение к природе, бережно относится ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы – вот задачи, которые выходят сегодня на передний план.

Загрязнение атмосферы, земли, воды. Краткая характеристика

Загрязнение окружающей среды – самый серьезный негативный внешний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество. Этот побочный эффект принимает различные формы, включая загрязнение воздуха, воды и почвы.

Загрязнение атмосферы. Существование человека невозможно без современной атмосферы. За последние сто лет атмосфера как природный ресурс претерпела значительные изменения вследствие антропогенного воздействия, что выражается в поступлении огромного количества веществ, являющихся загрязнителями и влияющих на физико-химические процессы, происходящие в атмосфере. Антропогенное влияние хозяйственной деятельности приобрело в настоящее время глобальный характер.

Источники загрязнения атмосферы могут быть естественными и искусственными. Естественными источниками загрязнения атмосферы служат извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, процессы выветривания, разложение органических веществ. К искусственным (антропогенным) источникам загрязнения атмосферы относятся промышленные и теплоэнергетические предприятия, транспорт, системы отопления жилищ, сельское хозяйство, бытовые отходы. Искусственные источники загрязнения наиболее опасны для атмосферы. Они способствуют поступлению в атмосферный воздух инородных, не свойственных естественным условиям газов и веществ.

Проблема загрязнения воздуха не нова. Более двух столетий серьезные опасения вызывает загрязнение воздуха в крупных промышленных центрах многих стран. Однако длительное время эти загрязнения носили локальный характер. Пока промышленных предприятий, заводов и фабрик было немного, дым и копоть загрязняли сравнительно небольшие участки атмосферы и легко разбавлялись массой чистого воздуха. Но быстрый рост промышленности и транспорта привел к тому, что выброшенные в воздух вещества не успевают рассеяться к моменту поступления в атмосферу новой порции загрязнения. Их концентрация увеличивается, и они становятся причиной вредных и даже фатальных последствий для биосферы[3,с.41,43].

Загрязнение почвы. Большое значение для человека имеет почва, поскольку люди получают из нее почти все самое необходимое для жизни. Она представляет собой природную систему, где под влиянием живых организмов и других факторов происходят образование и разрушение сложных органических соединений.

Почвенный слой является буферной зоной между атмосферой и недрами и принимает на себя основную долю нагрузки от всех видов хозяйственной деятельности человека.

Отрицательное влияние на почву оказывают отходы промышленных предприятий, в частности металлургических заводов, выхлопные газы автотранспорта, отходы нефтепромыслов. Особенно интенсивно происходит загрязнение почвы промышленными отходами. В наиболее населенных и промышленно развитых районах поступлении многих химических элементов в почву превышает их естественное содержание в гумусовом слое в десятки раз. Попадают они в почву вместе с золой и доменным дымом. Избыточное содержание вредных элементов в почве снижает урожайность, угнетающе действует на развитие растений.

Читайте так же:  Рассмотрение мировым судьей дел об административных правонарушениях

В последние годы использование почв не по прямому назначению приобретает угрожающие размеры. Почвы занимают под промышленное и жилищное строительство, транспортные магистрали, заливают водой при строительстве водохранилищ. Огромные площади земель нарушают при добыче полезных ископаемых, при лесоразработках, покрывают отходами промышленности, используют под городские свалки. Все это оказывает негативное воздействие не только на почву, но и на самого человека, так как он использует ее для удовлетворения своих потребностей[3,с.109].

Загрязнение воды. Вода – основа существования живых организмов. Вода играет исключительно важную роль в природе, она является средой обитания для многих организмов.

Природные воды используются в хозяйственной деятельности по следующим направлениям: питьевое водоснабжение, пищевая промышленность, хозяйственно-бытовое водоснабжение, отдых, промышленное и теплоэнергетическое водоснабжение, гидроэнергетика.

Доступная для использования пресная вода составляет 2 % от общих запасов воды в природе. Ресурсы пресной воды распределены крайне неравномерно, и в этой связи возникает проблема недостатка и истощения водных ресурсов и особенно пресной воды. Наибольшее количество пресной воды используется на бытовое, промышленное и сельскохозяйственное водопотребление. Промышленное водопотребление стоит на втором месте по объему забранной из природных источников воды. Предприятия промышленности сильно загрязняют пресные воды. Ухудшение качества и загрязнение воды связано с попаданием загрязняющих веществ, продуктов деятельности человека. Этот вид истощения пресных вод является наиболее опасным и становится все более угрожающим для здоровья людей и состояния жизни на Земле. Его крайнее проявление – катастрофическое загрязнение вод[3,с.65].

Глобальные загрязнения окружающей среды вызывают тревогу. Некоторые ученые утверждают, что концентрация промышленности, людей и строений в городах может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному, для того чтобы вызвать необратимое и потенциально опасное глобальное потепление вследствие так называемого парникового эффекта. Загрязнение воздуха, воды, почвы не только таит в себе угрозу для здоровья людей, но и наносит большой экономический ущерб, пагубно влияя при этом на животных, растения, приводит к росту заболеваемости и смертности людей.

Из этого всего следует вывод, что необходимы коллективные действия с участием правительства для эффективной борьбы с загрязнением окружающей среды.

Пути организации охраны окружающей среды и рационального

Воздух, реки, озера, государственные земельные участки, такие как парки и улицы, являются объектами загрязнения, так как права на использование этих ресурсов принадлежат всему обществу и не регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту и высокое качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов от подобной деятельности.

До тех пор пока “права” на воздух, воду, и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем и ими можно пользоваться бесплатно, не будет никаких стимулов, чтобы их беречь. Каков же результат? Эти природные ресурсы “чрезмерно потребляются” и тем самым загрязняются. Но использовались бы они в такой же мере, если бы за загрязнение надо было платить, то есть если бы существовал рынок прав на загрязнение?

Таким образом, перед обществом стоит цель – превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену. И через некоторое время с развитием экономики и ростом населения спрос на права повысится, что приведет к увеличению цен на них, а не к повышению загрязнения.

Защита природной среды от негативного воздействия хозяйственной деятельности может и должна проводиться на различных уровнях: глобальном, государственном (национальном), территориальном, отраслевом, объектовом, семейном и личностном.

http://mirznanii.com/a/263040/rynok-prav-na-zagryaznenie-kak-sposob-regulirovaniya-vneshnikh-effektov

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды

Рынок разрешений (прав) на загрязнение окружающей среды– это конкурентная система распределения прав на эмиссию загрязняющих веществ путем купли-продажи разрешений после их первоначального распределения между участниками рынка. Он представляет собой относительно новый инструмент экологической политики, в основе которого лежит правовой подход к интернализации внешних эффектов, предложенный Р. Коузом. В данном случае часть прав собственности на окружающую среду, включая возможность ее загрязнения, передается фирмам в виде разрешений или лицензий, которые в дальнейшем можно продавать и покупать на рынке.

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды формирует стимулы к ведению экологически ответственной хозяйственной

деятельности, поскольку позволяет экономическим субъектам выбрать способ достижения целевого качества окружающей среды на основе анализа своих издержек и потенциальных выигрышей. Применение этого инструмента эколого-экономического регулирования позволяет повысить эффективность природоохранных мероприятий за счет выравнивания предельных природоохранных издержек отдельных источников загрязнения. В результате целевые экологические параметры достигаются при минимальных совокупных природоохранных издержках и издержках государства по регулированию и контролю качества окружающей среды.

В настоящее время данный инструмент широко используется в практике многих стран для регулирования качества атмосферного воздуха, воды, объемов твердых бытовых и промышленных отходов.

Торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды была впервые введена в США в 1975 г. после вступления в силу новых, более жестких, нормативов качества окружающей среды, которые, как предполагалось, могли затормозить экономический рост страны. Для каждого региона устанавливалась предельно допустимая концентрация (ПДК) определенных загрязняющих веществ. Однако регионы, в которых ПДК уже была выше нормы, столкнулись с проблемой: как обеспечить экономический рост, если он сопровождается увеличением эмиссий загрязняющих веществ и тем самым вызывает нарушение экологического законодательства? Американские ученые Т. Крокер и Я. Дэйлс предложили решить эту проблему путем введения торговли разрешениями на загрязнения и тем самым реализовать рыночный подход к охране окружающей среды и обеспечению рационального использования ее ассимиляционного потенциала.

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды как инструмент экологической политики характеризуется гибкостью и предоставляет компаниям широкие возможности не только по отбору наиболее эффективных природоохранных мероприятий, но и по достижению конечных результатов. В итоге обеспечивается существенная экономия издержек по сравнению с другими инструментами эколого-экономического регулирования.

Читайте так же:  Гарантии привлечения к административной ответственности

Главными условиями того, чтобы торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды обеспечила достижение экономической эффективности, являются:

научно обоснованная оценка ассимиляционного потенциала окружающей среды и выработка адекватных стандартов качества окружающей среды и стандартов допустимого воздействия на окружающую среду;

надежный мониторинг выполнения установленных правил и норм, а также санкции за их нарушение;

наличие четко установленных прав собственнос ти на ассимиляционный потенциал;

достаточно большое число участников рынка разрешений на загрязнения с разными технологическими возможностями (и, соответственно, природоохранными издержками);

четкое закрепление правил торговли в законодательных актах, которые доводятся до сведения всех участников.

Если эти условия выполняются, появляются стимулы к активному сокращению эмиссий загрязняющих веществ именно теми предприятиями, которые могут это сделать с более низкими издержками. В свою очередь, это способствует достижению целевого качества окружающей среды с минимальными суммарными издержками.

Механизм функционирования рынка разрешений на загрязнение окружающей среды представлен на рис.9.4.5(а, б)

Рисунок 9.4.5 (а) – О птим аль ное количество разре ше ний на ры нке разре ше ний на

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 717 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/2_23627_rinok-razresheniy-na-zagryaznenie-okruzhayushchey-sredi.html

Права на загрязнение окружающей среды

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения. [c.285]

ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ — оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных веществ, жидких или газообразных отходов определенного состава. [c.161]

Рыночные отношения в экологии. Впервые рыночное регулирование природопользования и охраны окружающей среды стало применяться в странах с преобладанием рыночной экономики. В отличие от административно-экономического регулирования рыночные отношения в экологии означают полную свободу предпринимателей заключать договоры между собой, самостоятельно принимать решения о взаимоотношениях с экологическими банками и биржами, перераспределять, а также перепродавать лицензии на загрязнение. Государства всегда и везде ограничивают [c.373]

ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ — оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных жидких или газообразных отходов заранее оговоренного или юридически установленного химического состава. [c.582]

СОЗДАНИЕ РЫНКОВ ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где ранее они не существовали. Это дает возможность создания новых, отсутствовавших ранее рынков и подключения рыночного механизма к решению проблемы под контролем государства. Кроме прямого уменьшения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (обычно на определенные размеры или нормы вредных выбросов) дают возможность приближения к решению проблемы неодинаковое эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение путем внедрения механизма перепродажи лицензий на загрязнения. Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений, государство таким образом задает фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется при помощи учета спроса на загрязнения. Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на сокращение или полную ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а принимать необходимые сравнительно более дешевые меры. В противном случае им придется купить лицензию и уменьшить производство данной продукции или же полностью его прекратить, если суммарные затраты будут слишком высокими. [c.613]

Загрязнения и связанные с ними издержки вызывают расстройство рынка. Может ли государство, используя весь арсенал средств, преодолеть трудности рынка Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько действенен государственный контроль за загрязнением окружающей среды и те способы регулирования внешних эффектов, которые государство использует, в частности административно-законодательный, опирающийся на стандарты, налоги и штрафные санкции, рыночные лицензии на выброс отходов. [c.308]

Схема пузыря (или торговля правами на выброс загрязнений). В этом варианте природоохранных взаимоотношений Центром устанавливается граничный вектор темпов выброса загрязнений г. Если реальный вектор темпов выброса г г, то штрафование — достаточно щадящее, либо отсутствует вообще. Если же по некоторым компонентам это неравенство нарушается (т.е. С j), то в случае отсутствия у предприятия права (лицензии) на дополнительный [c.33]

В условиях полной информированности на рынке купли-продаж и прав на загрязнение в (1.2.14) (или (1.2.15)) может реализоваться знак равенства. Если же количество предприятий (т.е. число п) достаточно велико, то условие полной информированности может быть нарушено. Это соответствует тому, что предприятия, же лающие приобрести лицензии на дополнительный выброс, не знают все предприятия, имеющие возможность продать свое право на выброс загрязнений. В таком случае количество приобретенных лицензий соответствует величине, меньшей суммарного количества прав на выброс загрязнений, предлагаемых к продаже, так что в (1.2.14) и (1.2.15) мы должны писать знак строгого неравенства. Однако подобные соотношения несут в себе мало информации. [c.36]

Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. [c.362]

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на этом своеобразном рынке. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью перестают сбрасывать отходы, то могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса. На практике, например, в США, уже несколько лет действует рынок квот на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате загрязнение атмосферы удалось снизить на 40%. [c.362]

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды таблица обж

Однако нужно учитывать, что рыночные структуры могут воспрепятствовать эффективной торговле правами на загрязнение. Так, если в распоряжении имеется меньше лицензий, чем запрашивалось первоначально к их выдаче, то образуется цена (Рл) больше нуля Рл > 0, и с производственно-экономической точки зрения лицензии становятся узким производственным фактором. В результате возникает стимул сократить объемы загрязнения настолько, чтобы возникающие при этом затраты были меньше, чем цена лицензий. [c.500]

Последний способ стал причиной образования рынка прав на причинение внешних эффектов. Государственные лицензии на выброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Позиция защитников оптимального объема загрязнения подвергается критике из-за невозможности точного измерения издержек от загрязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане. Возникают также споры вокруг экономической политики, основанной на признании прав на побочные эффекты. [c.10]

Экологическая политика США. В соответствии с Декретом Конгресса США 1969 г. по защите окружающей среды любое федеральное агентство, связанное с утверждением лицензии, обязано подготовить отчет об экологических последствиях проекта и представить его на суд общественности. Добыча нефти в США развивалась бы иначе если бы экологические последствия загрязнения шельфа в 1969 г. не привели к отказу от нефтяных лицензий на шельфе Калифорнии и если бы Конгресс одобрил строительство нефтепровода из Англии в 1971 г., а не в 1973 г. С 1973 по 1985 г были приняты усиленные административные меры для ускорения лицензирования перспективных зон на шельфе федеральных земель. [c.237]

Пусть в некотором регионе действует механизм строгого ограничения совокупного выброса вредных веществ в окружающую среду всеми промышленными предприятиями. Это означает, что каждое предприятие приобретает на рынке квоту на загрязнение, в пределах которой оно и может осуществлять эмиссию вредных веществ, связанную с производством. Если предприятие по каким-либо причинам выходит за пределы выделенной ему квоты, то оно лишается лицензии на производственную деятельность. Поскольку механизм распределения рыночный, то и сами квоты могут являться объектами купли-продажи и вокруг них может разворачиваться конкурентная борьба. Таким образом, эти квоты можно рассматривать как некий обобщенный ресурс, не производя на уровне качественного анализа подразбиения квот по степени и видам загрязнения. Существенно, что тот уровень, который ограничивает совокупную эмиссию, не определяется спросом квоты на рынке, а устанавливается администрацией региона, например муниципалитетом. Могут быть рассмотрены различные варианты модели [7, 11, 12,17]. [c.27]

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить ее и сократить производство данной продукции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки. [c.286]

На графике кривая предложения SS соответствует предельно допустимому уровню загрязнений. MS — кривая предельных общественных издержек. Кривая спроса DD показывает предельные выгоды от экономии на затратах по очистке отходов. Общий объем выбросов в нашем примере соответствует количеству выпущенных лицензий и составляет 50000 т. Равновесие устанавливается, когда уравниваются предельные издержки по уменьшению загрязнения всех производителей, а равновесная цена, определяемая пересечением кривых спроса и предложения, составляет 30 ден. ед. за 1 т отходов. [c.311]

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии. [c.407]

При такой схеме взаимоотношения предприятий возможна ситуация, когда одно из них путем приобретения лицензий обеспечивает себе право на непомерно большие темпы выброса загрязнений, приводящие к серьезным ме дико- экологическим последствиям, по крайней мере, на территории, близлежащей к этому предприятию. Недопущение такой ситуации является уже заботой Центра, который должен установить вектор [c.35]

Для наших целей целесообразно ввести коэффициент информированности OLJ [0, 1] как часть от потенциально имеющихся для продажи прав на выброс j-ro типа загрязнений, известных потенциальным покупателям лицензий. Неравенства [c.37]

Важнейшим направлением работ служб, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию, селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п. К проведению экологического аудита, как правило, привлекаются специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами. [c.293]

Здесь S (t 1) — функция щадящего штрафа за темпы выброса загрязнений в пределах ограничения, г г, мно-лсество J состоит из тех индексов загрязнений, по которым приобретены лицензии на дополнительный темп выброса, вектор С отличается от вектора г только заменой компонент Я- [c.35]

Конфликты с общественностью (даже при отсутствии конфликтов с законодательством, например, при исправной и предусмотренной в смете проекта выплате необходимых штрафных санкций, налогов, других форм платежей по приобретению права на допустимое загрязнение окружающей среды) влекут за собой ущерб престижу торговой марки, привлекательности фирмы и инновационного проекта для сторонних инвестиций, затруднения в одобрении органами законодательной и исполнительной власти необходимых, возможно, фирме и проекту государственных заказов, субсидий, налоговых льгот и налоговых кредитов, лицензий, квот и т.п. Эти конфликты могут также блокировать найм необходимых местных кадров, привлечение специалистов, считающихся с мнением протестующих кругов общественности. В итоге они, как минимум, заставят фирму пойти на дополнительные расходы по отношениям с общественностью (паблик ри-лейшнс) и модификации самого инновационного проекта. [c.204]

Видео (кликните для воспроизведения).

http://economy-ru.info/info/37044/

Права на загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here