Правонарушений административная ответственность юридических лиц

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Правонарушений административная ответственность юридических лиц", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 2.10 КоАП РФ. Административная ответственность юридических лиц

Новая редакция Ст. 2.10 КоАП РФ

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Комментарий к Статье 2.10 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основные особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц связаны с наложением на них административных наказаний при реорганизации. Частью 1 ст. 57 Гражданского кодекса предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Все они учтены в комментируемой статье.

В соответствии с п. 4 ст. 57 юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 58 Гражданского кодекса РФ регулирует правопреемство при реорганизации юридических лиц.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

За совершение административных правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Читайте так же:  Обжалование постановления о приостановлении предварительного следствия

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Основные и дополнительные административные наказания

Административное нарушение может повлечь:

  • 1 наказание (основное);
  • 2 наказания (основное и дополнительное).

Дополнительное наказание применяется, если оно предусмотрено в структуре санкции статьи особенной части КоАП РФ. Его задача — усиление воздействия на нарушителя, индивидуализация ответственности.

Причем иногда правоприменитель сам определяет, назначать его или нет, исходя из особенностей конкретного случая. А иногда применение дополнительного наказания является обязательным — это зависит от формулировки санкции.

Какие наказания выступают основными? Согласно ст. 3.3 КоАП РФ к ним относятся:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение особого права (кроме лишения права управления транспортом);
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Остальные наказания, в том числе лишение водительских прав, могут быть как основными, так и дополнительными.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют?

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Какие правонарушения административного плана наказуемы?

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Другой комментарий к Ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Сложившаяся в отраслевом законодательстве в последние годы тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в КоАП РФ.

2. Согласно ч.1 данной статьи юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд.II КоАП РФ и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юридического лица наступает за деяния, образующие юридические составы административного правонарушения, сформулированные в Особенной части КоАП РФ. Всего в Особенной части содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

3. Юридические лица подлежат административной ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

5. Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина (понятие вины дается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Это означает, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (см. комментарий к ст.1.5).

6. В составах не содержатся критерии, разграничивающие вину юридического и должностного лица. Однако положение, сформулированное в ч.2 ст.2.1 (см. комментарий), приводит к выводу о том, что вина юридического лица определяется через вину физических лиц, занимающих руководящие должности в органах управления юридического лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их соблюдение. Например, вина юридического лица за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины характеризуется тем, что должностное лицо организации, зная, что действующим законодательством предусматривается обязательное применение контрольно-кассовых машин, сознавая противоправный характер продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины, не соблюдает и не желает соблюдать данное требование либо безразлично относится к этому.

Учитывая, что во всех случаях нарушений юридическим лицом норм и правил, установленных государством, сформулированных в Особенной части КоАП РФ, усматривается вина должностного лица, целесообразно вину юридического лица определять через вину должностного лица. Такой подход обусловлен и тем, что по юридической конструкции практически все составы имеют формальный характер, т.е. формы вины (умысел или неосторожность), цели и мотивы совершения правонарушения не влияют на размер санкции.

Читайте так же:  Административное дело о нарушении антимонопольного законодательства

7. За совершение административных правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. комментарий к ст.32.).

8. Вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

9. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. комментарий к ч.3 ст.2.1).

10. Как вытекает из содержания и смысла ч.3-8 комментируемой статьи, закон устанавливает порядок привлечения к административной ответственности юридического лица в случае его реорганизации. Под реорганизацией понимается прекращение организации с правопреемством (переходом) прав и обязанностей к другим лицам, с целью изменения правового статуса юридического лица. Действующим ГК РФ выделяются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст.57).

11. Согласно ч.3 комментируемой статьи за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Это обусловлено тем, что при реорганизации юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Это правило относится ко всем случаям реорганизации, что предусмотрено ч.3-6 комментируемой статьи.

12. Во всех случаях привлечения к административной ответственности в порядке реорганизации необходимо устанавливать юридический переход прав и обязанностей в порядке реорганизации. Доказательством реорганизации выступает передаточный акт и разделительный баланс. При этом передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, утвержденных учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного лица, влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

13. При слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридического лица административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

14. Часть 8 комментируемой статьи определяет: административные наказания, назначенные юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч.3-6 данной статьи. Очевидно, что в данном случае речь идет о реорганизации на начальной ее стадии, т.е. до регистрации учредительных документов.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

>
Административное правонарушение
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Противодействие уклонению юридических лиц от административной ответственности

Дата публикации: 13.05.2018 2018-05-13

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Красаев А. Н., Шевченко А. Е. Противодействие уклонению юридических лиц от административной ответственности // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/205/50285/ (дата обращения: 16.02.2020).

Вопросы ухода от административной ответственности путём незаконного дробления предприятия — юридического лица является актуальной и часто используется предпринимателями с целью уклонения от административного наказания. Наиболее часто такие попытки предпринимаются в хозяйственно-экономической деятельности, при уплате налогов, сборов и иных платежей.

В статье рассмотрены проблемы административной ответственности юридического лица в результате его разделения как формы преобразования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевые слова: юридическое лицо, административная ответственность, уклонение от ответственности, разделение, слияние юридического лица.

Issues of withdrawal from administrative responsibility by illegal crushing of the enterprise-legal entity is actual and is often used by businessmen for the purpose of evasion from administrative punishment. Most often, such attempts are made in economic activity, when paying taxes, fees and other payments.

The article deals with the problems of administrative responsibility of a legal entity as a result of its division as a form of transformation.

Keywords: legal entity, administrative responsibility, evasion of responsibility, division, merger of legal entity.

В настоящее время проблемам юридической ответственности уделяется особое внимание государственных институтов власти. Основаниями привлечения к юридической ответственности, в том числе и к административной, является совершение проступков субъектов права.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством правонарушений со стороны юридических лиц, которые своими действиями посягают на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Также важно указать на солидное количество статей КоАП — 258, предусматривающих ответственность юридических лиц.

При написании статьи автором были использованы труды отечественных учёных в сфере административного права: А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, И. В. Максимова и других.

Вопрос административной ответственности юридических лиц в области административного права является достаточно дискуссионным, что отмечается многими специалистами и учеными в юридической науке и практике. Административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и наступает за совершение административного правонарушения. Как отмечает И. В. Максимов — административная ответственность — достаточно сложное, многомерное и полифункциональное понятие. [5]

Читайте так же:  Срок обжалования постановления кассации

Административная ответственность определяется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. [3]

В Кодексе об административных правонарушениях выделяют административные правонарушения не только физических, но и юридических лиц. Данная норма обусловлена переходом к рыночной системе экономики, которая позволяет негосударственным коммерческим структурам (обществам с ограниченной ответственностью, закрытым акционерным обществам и др.) учреждать в России предприятий в виде юридических лиц с различной организационно-правовой формой. Появление юридических лиц в экономических взаимоотношениях с другими организациями, гражданами и государством, повлекло за собой рост административных правонарушений, совершаемых этими лицами.

На практике существует проблема при привлечении к административной ответственности юридических лиц, это в частности процесс его реорганизации (разделение юридического лица).

Юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, которые предусмотрены нормами Особенной части КоАП РФ либо в законодательных актах регионов — субъектов РФ.

Нормы Административного кодекса не всегда указывают лицо, на которое могут быть наложены санкции, что в свою очередь вызывает затруднения у правоприменителей. Части 3–6 статьи 2.10. КоАП определяют преемственность административной ответственности юридических лиц в случае процесса реформирования предприятия или организации (слияния, разделения и других форм преобразования), предусмотренных в ст.57, 58 ГК РФ. Таким образом, законодательно закреплено правило, в соответствии с которым к административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо, которое становится правопреемником при завершении процесса реформированного такого юридического лица. Также следует отметить тот факт, что административная ответственность наступает вне зависимости от того, был ли известен юридическому лицу факт административного правонарушения до завершения процесса реорганизации.

Требования части 3–6 статьи 2.10. КоАП также учитываются и при назначении административного наказания юридического лица, которые установлены в статье 3.2 КоАП РФ и могут применяться к юридическим лицам. [6]

Таким образом, вопрос привлечения юридических лиц к административной ответственности решен, в результате чего юридические лица выступают субъектами административной ответственности, наряду с физическими лицами. Согласно п.2 ст.2.1 КоАП под «виной юридического лица» необходимо понимать следующее: «Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Следует отметить, что согласно существующей дефиниции вины юридических лиц, вина юридического лица, согласно КоАП РФ, наступает в двух случаях, если:

‒ — «…у юридического лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность»;

‒ — «юридическое лицо имело возможность для соблюдения указанных правил и норм и приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, но этих мер оказалось недостаточно».

При назначении административного наказания необходимо учитывать возможности соблюдения упомянутых правил и норм, при этом должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано опираться на объективные обстоятельства и доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Не следует забывать, что законодательно административная ответственность юридических лиц содержит исключения, например, когда возможна ответственность без вины. Перечислим эти случаи: поглощение (слияние) и разделение юридического лица. В экономике это называется реорганизацией юридического лица. Таким образом, указанные случаи связаны с прекращением хозяйственно-экономической деятельности правонарушителя и появлением у него правопреемников (одного или нескольких), которые уже самостоятельно несут административно-правовую ответственность, но только за совершённые самостоятельно деяния.

Необходимо подчеркнуть то, что при разделении (выделении) юридического лица на нескольких самостоятельных юридических лиц, к административной ответственности может быть привлечено только то юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам и имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (п.5 ст.2.10 КоАП РФ). И наоборот, при слиянии (преобразовании) юридических лиц в одно — административную ответственность будет нести вновь возникшее юридическое лицо, согласно требований п.6 ст.2.10 КоАП РФ.

Охарактеризованные выше нормы административного законодательства содержат указание, что в случаях реорганизации административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения процесса реорганизации. [5]

Однако в конечном итоге решающую роль играют физические лица — граждане, которые трудятся в определенных коллективах, где и совершают правонарушения, поэтому, несмотря на отсутствие коллективного характера вины, действие юридического лица рассматривается как вина физических лиц данной организации. Необходимо отметить, что самостоятельно организация или предприятие самостоятельно действовать не может и применить определение вины, как психического отношения к совершаемому им противоправному деянию и последствиям представляется нецелесообразным. В настоящее время среди ученых и юристов нет единого понятия вины юридического лица, как коллективного субъекта.

Также необходимо указать на положение, в соответствии с которым физическое и юридическое лицо могут быть одновременно субъектом административной ответственности (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ). Важно, чтобы была доказана вина и установлен состав административного правонарушения как юридического, так и физического лица уполномоченным органом.

В случае, если будет установлены мотив и цель сотрудника организации, который нарушив закон, действовал из личных корыстных побуждений, при этом исключается заинтересованность юридического лица, то вина юридического лица исключается, что не влечёт за собой наложение административного наказания.

В конечном итоге под виновностью юридического лица в совокупности подразумевается деяния его сотрудников — физических лиц, которые также не освобождаются от привлечения к административной или иной ответственности. Несмотря на субъективный критерий, для юридических лиц предусмотрены более значительные санкции по сравнению с физическими лицами. Данный факт обусловлен спецификой юридического лица, его правовым положением в хозяйственно-экономической деятельности государства, иным уровнем ответственности за осуществляемую деятельность. [1]

Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации фаркопа

В заключение следует отметить, что являясь особым субъектом административной ответственности, понятие вины юридического лица является спорным вопросом в институте административной ответственности.

Теоретическая неопределенность при обозначении виновности юридического лица создают на сегодняшний день достаточно сложностей по привлечению юридического лица к административной ответственности.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 25.02.2014;
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001;
  3. Агапов А. Б. Административная ответственность — М., 2004;
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России — М., 2000;
  5. Максимов И. В. Концепции позитивной административной ответственности в теории и праве — «Государство и право» — № 8, 2012;
  6. Щербакова М. А. Понятие юридического лица в административно-деликтных правоотношениях — «Научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» — М., 2014.

Понятие и виды административной ответственности

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц?

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Виды ответственности за совершение административных правонарушений

Административные наказания регулирует глава 3 КоАП РФ. В ней закреплено 10 видов административной ответственности, то есть наказаний:

  1. Письменное предупреждение.
  2. Денежный штраф.
  3. Конфискация орудия или предмета нарушения (денег, контрафактной продукции, оружия и т. д.), то есть безвозмездное их изъятие в государственную собственность.
  4. Лишение физического лица специального права (на управление транспортом, хранение и ношение оружия и других).
  5. Арест, то есть содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.
  6. Выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Дисквалификация, то есть запрет занимать определенные должности на государственной или муниципальной службе либо заниматься определенными видами деятельности (например, руководить организацией).
  8. Приостановление деятельности предпринимателей или организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т. п. полностью или частично.
  9. Обязательные работы, то есть принудительное выполнение полезных для общества работ в свободное от учебы или работы время.
  10. Запрет на посещение спортивных мероприятий.

Этот перечень является исчерпывающим. Определение иных видов наказаний в региональном законодательстве недопустимо.

Что подразумевает под собой административная ответственность: понятие и признаки

Понятие и признаки административной ответственности сформулированы наукой административного права. Рассматриваемая ответственность — это применение управленческими госорганами (а иногда и судами) мер принуждения к лицам, совершившим административные нарушения, в порядке, установленном одноименным законодательством.

Характерные для юридической ответственности в целом признаки распространяются и на ответственность административную. Итак, она:

  1. Подразумевает принуждение со стороны государственного аппарата.
  2. Отвечает правовым принципам справедливости и законности, то есть реализуется только в установленном законом порядке и пределах.
  3. Влечет претерпевание нарушителями негативных последствий их действий.
  4. Означает итоговую оценку действий нарушителя и его личности со стороны государства (порицание).
  5. Является результатом нарушения, то есть понимается в негативном смысле (этим она отличается от позитивной ответственности за что-либо порученное).

Основные черты административно-правовой ответственности

Административную ответственность характеризуют несколько присущих ей черт, которые отличают ее от всех или от некоторых видов юридической ответственности. Перечислим главные черты:

  1. В ее основе лежит административное нарушение.
  2. Выступает как метод борьбы с наиболее распространенными видами нарушений — административными.
  3. Привлекаются к ней и физические, и юридические лица.
  4. Имеет своей целью воспитательное воздействие на нарушителей и предупредительное воздействие на них же, а также на всех других граждан.
  5. Предполагает наложение принудительных административных мер (наказание — одна из них).
  6. Регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
  7. Имеется широкий круг органов и должностных лиц, имеющих полномочия на реализацию мер ответственности, в том числе на назначение наказания.
  8. Нарушители не связаны отношениями подчиненности по службе с применяющими меры ответственности лицами.
  9. Наказание не влечет судимость и увольнение с работы.
  10. Процесс привлечения к ответственности относительно прост и быстр.
  11. Ответственность наступает только перед государством.
  12. Административная ответственность подразумевает под собой 3 основания: материальное (нормы, предусматривающие ее), фактическое (совершение нарушения), процессуальное (правоприменительный акт).

Итак, мы рассмотрели понятие и основные черты административной ответственности. Перейдем теперь к мерам, которые можно применять к нарушителям.

Характеристика субъектов административной ответственности

Среди физических лиц выделяют:

  1. Общий субъект. Им является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (подробнее о возрасте административной ответственности можно прочесть в этой статье). Это может быть как гражданин РФ, так и иностранец, а равно лицо без гражданства.
  2. Специальный субъект. Это лица, имеющие определенные признаки, прямо предусмотренные в норме особенной части КоАП РФ. Например, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только тем, на кого были возложены такие обязанности (родителем). Специальными субъектами для определенных правонарушений являются также собственники транспорта и недвижимости, должностные лица.
  3. Особый субъект. Им является лицо, обладающее частичным иммунитетом от административной юрисдикции. Например, судьи, иностранцы с дипломатическим иммунитетом, несовершеннолетние.
Читайте так же:  Административное наказание ниже низшего предела статья

Субъектами административной ответственности не являются общественные объединения без статуса организации, обособленные подразделения российских предприятий, международные организации и их обособленные подразделения на территории РФ.

Ответственность может применяться к юридическим лицам любой организационно-правовой формы, а равно и публичным образованиям, имеющим статус юридического лица.

Отличия административной ответственности от других видов ответственности

Уяснить специфику административной ответственности поможет сравнительная таблица:

Таким образом, административная ответственность предполагает назначение административного наказания. Сейчас существует 10 разновидностей. За одно нарушение может быть назначено два наказания (основное и дополнительное). Правоприменители вправе назначать только те наказания, которые предусмотрены в составе соответствующей статьи особенной части КоАП РФ.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.10 КоАП РФ

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-Ф статья 2.10 настоящего Кодекса дополнена частью 9, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Какая административная ответственность у юридических лиц

Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Источники

Правонарушений административная ответственность юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here