Принципы привлечения к административной ответственности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Принципы привлечения к административной ответственности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 —

| 7458 — или читать все.

Понятие, функции и принципы административной ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой особое правовое состояние, когда лицо, нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия – лишения и ограничения, применяемые к нему государством.

Выражается административная ответственность в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица и применении к нему санкций правовых норм, за правонарушение уполномоченными на то субъектами власти, в процессуальной форме.

Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности (уголовной, материальной, дисциплинарной) обладает следующими признаками:

1. Она регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ.

2. Основанием ее применения является административное правонарушение.

3. Административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности, в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;

4. К ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

5. Она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судами.

6. Меры административной ответственности применяются к лицам, не связанными служебной подчиненностью с органами и судьями, уполномоченными на ее применение и наделенными для этого государственно-властными полномочиями (в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом);

7. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

8. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законов.

Структура административной ответственности включает в себя следующие элементы:

1. Основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

2. Правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие её;

3. Субъекты административной ответственности;

4. Санкции (административные наказания).

Целями административной ответственности являются:

1. Наказание лица за совершение административного правонарушения;

2. Выработка у правонарушителя уважения к законам, конституционному строю, правам и свободам других лиц;

3. Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Функциями административной ответственности являются:

Превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства, которую необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой — создать необходимые этические предпосылки, способные предотвратить правонарушение.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов публичного воздействия, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.

Читайте так же:  Административная ответственность филиала юридического лица

Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч.2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции РФ.

Правозащитная функция КоАП РФ как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения, а также видов административных наказаний.

Другая цель правозащитных функций — в обеспечении надлежащих процессуальных предпосылок применения административных санкций.

Административная ответственность строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности, доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижения его человеческого достоинства, если правонарушитель- физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель — юридическое лицо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административная ответственность

Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Читайте так же:  Расчет безучетного потребления электроэнергии для физических лиц

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности

Понятие административной ответственности

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:

во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;

во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

в-третьих, предупреждение административных правонарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Применение административной ответственности

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.

Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.

Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.

Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).

Принципы административной ответственности

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственност и: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности

Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:

основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);

правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;

субъекты административной ответственности;

санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

Административная ответственность: понятие, признаки, принципы

№ п/пНовое понятиеСодержание1Административная деликтоспособностьспособность физического или юридического лица нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение2Административная ответственностьразновидность административного принуждения, вид

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Какие виды административных наказаний предусмотрены действующим

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на опреде­ленных принципах. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответ­ственности. Принципы — это признанные и доказанные истины. По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам адми­нистративной ответственности относятся: законность; равенство перед законом; неотвратимость ответственности; виновная ответственность; справедливость; гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.

Принцип законности — сущ­ность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении, норм административно-деликтного права. Во-первых, администра­тивная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее до­пустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотрен­ных санкцией соответствующей нарушенной административно-де­ликтной нормы; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, уста­новленные для привлечения к административной ответствен­ности.


Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям. Юридические лица, привлекаемые к административной ответ­ственности, также равны перед законом и подлежат администра­тивной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчинен­ности, а также других обстоятельств.Принципнеотвратимости ответственности предполагает, что:ни одно правонарушение не останется без определенной ре­акции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным; по результатам правонарушения могут быть приняты пре­дусмотренные санкции.

Принцип виновной ответственности — это принцип субъек­тивного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность имеет свои цели. Цели административной ответственности — это то, чего следует ожи­дать, достичь, каков должен быть результат при ее применении. В самом общем виде административная ответственность пресле­дует социальную цель: свести до минимума совершение админис­тративных правонарушений. В КоАП называются цели административных взы­сканий. Ими являются: воспитание лица (физического лица), совершившего адми­нистративное правонарушение; предупреждение совершения новых правонарушений физи­ческим и юридическим лицом; предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Воспитать — это привить, внушить, воздействуя на волю и сознание лица, побудить его соблюдать правила, установленные государством, показать, что нарушение их является негативным явлением, отрицательно сказывающимся на общественном поряд­ке.

По общему убеждению ученых, административная ответствен­ность, как и уголовная, является штрафной, наказательной, кара­тельной. Государство, устанавливая административную ответственность и применяя административ­ное взыскание, преследует цель наказать, покарать правонаруши­теля за совершенное правонарушение. В этом выражается главная суть административной ответственности и ее мер. Административные взыскания воспитывают правона­рушителя наказанием и предупреждают совершение новых право­нарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами

4. Общие принципы привлечения к администра­тивной ответственности за правонарушения в области таможенного дела

Лицо, совершившее административное правона­рушение в области таможенного дела, несет ответ­ственность на основании законодательства, действу­ющего во время совершения правонарушения.

Иностранные лица (как физические, так и юриди­ческие) несут ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела на об­щих основаниях с российскими лицами. Это же пра­вило распространяется и на лиц без гражданства.

Военнослужащие и призванные на военные сбо­ры граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов внешней разведки, органов федеральной службы безопасности, сотрудники иных военизиро­ванных организаций, а также иные лица, на кото­рых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях. Исключение лишь в том, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и совершившим при этом нару­шение таможенных правил, не может быть примене­но административное наказание в виде штрафа.

На общих основаниях несут ответственность так­же воинские части и другие имеющие статус юри­дического лица воинские формирования, органы внутренних дел, органы внешней разведки и иные подобного рода субъекты.

Привлечение юридических лиц к административ­ной ответственности за правонарушения в области таможенного дела не освобождает от ответственнос­ти их должностных лиц и иных работников за нару­шение ими таможенных правил. Кроме того, при­влечение должностных лиц и иных работников юри­дического лица к уголовной ответственности за кон­трабанду и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает само это юриди­ческое лицо от ответственности за нарушение тамо­женных правил. Этот принцип носит название прин­ципа двусубъектности ответственности.

Акты законодательства, смягчающие или отменя­ющие ответственность за административные право­нарушения в области таможенного дела, имеют об­ратную силу, т. е. распространяются и на правонару­шения, совершенные до издания этих актов, а акты законодательства, устанавливающие или усиливающие эту ответственность, обратной силы не имеют.

Применение мер воздействия за административ­ное правонарушение в области таможенного дела не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законо­дательства требований.

При совершении одним лицом двух или более ад­министративных правонарушений в области тамо­женного дела административное наказание назна­чается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько право­нарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, то нака­зание назначается в пределах только одной санкции.

Читайте так же:  Госпошлина за обжалование постановления об административном правонарушении

При малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения в области таможенно­го дела судья или должностное лицо таможенного органа, уполномоченное решить дело о данном ад­министративном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившего, от административной ответ­ственности и ограничиться устным замечанием.

Привлечение к ответственности за административ­ное правонарушение в области таможенного дела юри­дического лица в случае его реорганизации осуще­ствляется по следующей схеме: при слиянии несколь­ких юридических лиц к ответственности привлека­ется вновь возникшее юридическое лицо; при присо­единении юридического лица к ответственности при­влекается присоединившее юридическое лицо; при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или несколь­ких юридических лиц к ответственности привлека­ется то из них, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключен­ным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение; при преобразовании юри­дического лица одного вида в юридическое лицо дру­гого вида к ответственности привлекается вновь воз­никшее юридическое лицо. Причем административ­ная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации или нет.

newinspire

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Административная ответственность: понятие, признаки, принципы

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой другой юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим:

1) стадия возникновения юридической ответственности (начинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);

2) стадия конкретизации юридической ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);

3) стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания).

1.4 Принципы административной ответственности

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

— юридическое равенство всех перед законом и судом;

— наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

— наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

— законность привлечения к административной ответственности;

— справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

— принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;

— принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Читайте так же:  Перенос административного дела по месту жительства

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня соверше

Источники

Принципы привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here