Привлечение должника к административной ответственности приставами

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Привлечение должника к административной ответственности приставами", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административная ответственность должника

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

11 Январь 2018

В продолжение серии публикаций о взыскании задолженности сегодня расскажу о таком способе воздействия на должника как административная ответственность.

Речь пойдет об административной ответственности непосредственно руководителя организации должника и его собственника, предусмотренной ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП.

И пусть вас не смущает относительно небольшой размер штрафа, привлечение руководителей должника необходимо для последующей дисквалификации директора должника, но об этом я расскажу в следующей статье.

Данная статья будет интересна для взыскателей, у которых в качестве должника выступает юридическое лицо, уклоняющееся от исполнения решения суда, и сумма долга составляет не менее трехсот тысяч рублей.

Итак, решение суда о взыскании денежных средств в вашу пользу вступило в законную силу, а должник не спешит платить деньги. Вы получили на руки решение суда и исполнительный лист, возможно даже предъявили исполнительный лист в банк, но результата это не принесло.

Предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов также не прибавило денег на банковском счете.

Бывает, что организация должник вообще на дату принятия решения уже не имеет открытых банковских счетов, по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, никто про такую организацию никогда не слышал, при этом человек, с которым вы непосредственно договаривались как руководителем организации-должника, прекрасно себя чувствует, работает , но уже от имени другой организации. Довольно распространенное явление, не правда ли?

Как писал раньше, именно комплексные действия взыскателя играют решающую роль в том, будет ли исполнено решение суда.

Поскольку одной из задач у нас стоит создание условий для должника, когда он будет постоянно помнить о том, что должен вам денег, привлечение должника к административной ответственности должно поиметь свой результат наравне с иными мероприятиями по взысканию задолженности.

Основания для привлечения должника к административной ответственности

В соответствии с действующим законодательством, если организация не оплачивает задолженность в течение трех месяцев с даты, когда они должна была быть оплачена, то такая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Если организация-должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, то руководитель такой организации обязан в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств, обратится в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Другими словами, юридическое лицо, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее трехсот тысяч рублей, может быть признано несостоятельным (банкротом).

Если руководитель этого не делает, он нарушает закон, или по-научному – деяния должностного лица образуют объективную сторону административного правонарушения. За то, что руководитель уклоняется от того, чтобы «банкротить» свою компанию, установлена административная ответственность.

Учитывая, что финансирование банкротства весьма затратное удовольствие не все должники прибегают к такой процедуре, предпочитая просто «бросить» компанию и продолжать деятельность через другое юридической лицо.

Соответственно, если для взыскателя очевидно, что у организации-должника отсутствуют какие-либо активы, организация существует только «на бумаге», то кредитору также нецелесообразно финансировать процедуру банкротства.

В случае отсутствия активов у организации должника можно рассчитывать можно только на субсидиарную ответственность руководителей должника в ходе процедуры банкротства, о чем также постараюсь написать соответствующую статью в ближайшее время.

Ответственность за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче в суд заявления о признании его организации банкротом, в случаях когда он должен был это сделать предусмотрена ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП.

Наказание за то, что руководитель уклоняется об вышеуказанной обязанности предусмотрено в виде штрафа на руководителя должника (от 5 000 до 10 000 рублей).

При этом в качестве руководителя я имею в виду как директора организации-должника, так и участников (собственников), или учредителей организации.

Возбуждение дела об административном правонарушении в отношении руководителя должника

К ответственности руководитель сам по себе не привлечется, и наша задача ему в этом помочь.

Поводы для возбуждения дела об административном правонарушении перечислены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Одним из поводов для возбуждения дела являются сообщения и заявления физических или юридических лиц, указывающие на наличие административного правонарушения.

Соответственно необходимо написать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административный процесс не самый регламентированный у нас, не буду вас нагружать юридическими тонкостями, поясню лишь, что кодексом об административных правонарушениях установлены органы, уполномоченные возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Как и в нашем случае, эти органы не всегда совпадают. По п. 5 ст. 14.13 КРФоАП «возбуждается» налоговая инспекция, а рассматривает дело мировой судья.

Заявление о привлечении должника к административной ответственности подается в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы (налоговую инспекцию) по месту нахождения организации-должника.

Как таковых требований к заявлению нет, очевидно, оно должно содержать описание ситуации и ваше требование возбудить дело об административном правонарушении, чтобы разобраться кто прав, кто виноват.

К заявлению рекомендую приложить документы, подтверждающие задолженность в соответствующем размере, а также известные вам контактные данные о руководителе должника.

Заявление можно подать непосредственно в налоговую, а можно направить по почте, если вам не жалко потерять несколько дней.

Поскольку для привлечения руководителя должника к административной ответственности необходимо установить ряд сведений, которыми налоговая инспекция не располагает, а также получить объяснения руководителя должника, будут вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования. Иногда это делают одним документов.

Читайте так же:  Дела об административных правонарушениях апк

Вообще, учитывая, что не все взыскатели так заморачиваются, как это делаем мы, для налоговиков это тоже творческая работа, многие вообще не знают, что так можно было. У некоторых бывают трудности с позицией, приходится разъяснять.

Поход в налоговую инспекцию мало у кого вызывает приятные ощущения, а тот факт, что вызов инициирован вами будет хорошим напоминанием о задолженности должнику.

Логическим завершением административного расследования должно стать оформление протокола об административном правонарушении.

По окончании административного расследования налоговая инспекция вынесет постановление о привлечении к административной ответственности.

Конечно, тот факт, что руководителя должника привлекут к ответственности само по себе также не прибавит денег на вашем счете, но, во-первых, должник как минимум задумается о последствиях, во-вторых, факт привлечения должника к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП является необходимым для последующей дисквалификации руководителя должника, в-третьих, согласитесь, приятно, что ваш должник вынужден тратить свое время на походы в суд.

В то же время, со стороны «злодея», если денег по решению суда вам, как взыскателю, должна компания, то в бюджет придется заплатить уже из собственного кармана. А в случае, если руководитель будет уклоняться от уплаты штрафа, то к нему могут быть применены такие меры, как запрет на выезд за пределы Российской Федерации и прочие.

Не скажу, что для подготовки заявления о привлечении должника к административной ответственности вам обязательно необходимо обратится к юристу-адвокату. Но если у вас возникнут трудности в подготовке заявления – можете обратиться за помощью ко мне, с удовольствием помогу.

Если вам интересны публикации на данную тему, хотелось бы почитать продолжение про дисквалификацию руководителя компании-должника, хотели бы почитать как это может быть применимо к должникам-физическим лицам — подписывайтесь на рассылку и напишите ниже в комментарии об этом.

Большое спасибо, статья хорошая и полезная.
Несколько уточняющих вопросов:
1. Дело всегда рассматривает мировой судья? Я думала только при повтороном возбуждении (дисквалификации).
2. Примерные сроки на весь этот процесс по вашему опыту?
3. Что имеется ввиду «документы, подтверждающие задолженность». Есть решение суда, ИЛ, который лежит в банке на картотеке. Что предоставить в налоговую? Бух справку о наличии непогашенной задолженности по решению суда/ИЛ?

Добрый день!
Вам спасибо за комментарий.
1. Ошибочка вышла, конечно по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ постановление выносит налоговый орган — поправил.
2. По ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ в два месяца обычно укладываются.
3. Достаточно решения суда.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Подскажите пожалуйста, если есть договор, однако акта о выполненной работе нет, и заказчик отказывается выплачивать, однако какие-то авансы давал, что делать, как выиграть дело?

Добрый день!
Комментарий, конечно, не совсем по теме статьи, но отвечу. Надо собрать доказательства выполнения работ и обращаться в суд. Какие это будут доказательства я сейчас сказать не могу, так как недостаточно информации. Если будут вопросы — звоните или пишите на почту.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугина Александр С.

Добрый день, Александр! Причитала статью с большим интересом, т.к. в абзацах 4 — 7 описана моя ситуация. Возможны ли дальнейшие действия, описанные Вами, если должник ООО?

Добрый день, уважаемый Александр! Пишу Вам повторно, т.к. на первый комментарий к статье ответа не было. В качестве должника у меня выступает ООО, сумма долга в пять раз больше минимальной.
Я получила решение суда и исполнительный лист, но в последнем была допущена ошибка, поэтому возможности предъявить его в службу судебных приставов еще не было. Но у меня нет сомнений, что всё, о чём Вы пишите, меня ожидает, т.к. организация должник еще до подачи претензии поменяла генерального директора и адрес (место нахождения). Сейчас стоматологическая клиника, находившаяся в центре Москвы, зарегистрирована по домашнему адресу нового генерального директора на хуторе в Краснодарском крае. При этом ООО, с которым я подписывала договор, с тем же генеральным директором, с тем же составом врачей, по тому же адресу, прекрасно себя чувствует, работает, но уже от имени другой организации (с одним измененным словом в названии). Есть ли надежда получить деньги? С уважением, Гульшат.

Добрый день!
Боюсь не смогу оценить перспективу по вашему вопросу, все зависит от конкретных обстоятельств.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Добрый день, вы написали:
И пусть вас не смущает относительно небольшой размер штрафа, привлечение руководителей должника необходимо для последующей дисквалификации директора должника, но об этом я расскажу в следующей статье.

Вопрос: когда ждать вашу статью про дисквалификацию директора должника?

Добрый день!
Видимо еще не пришло ее время) Работы много, писать некогда.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Заявление о привлечении должника по алиментам к административной ответственности ст.5.35.1 КоАП РФ

Перечисление алиментов, назначенных судом или зафиксированных в нотариальном соглашении, должно происходить ежемесячно. Если должник на протяжении 2 и более месяцев не переводит деньги, скрывается от приставов и взыскателя, его действия будут рассматриваться как уклонение от выплаты алиментов. Помимо взыскания суммы долга в принудительном порядке, может возбуждаться уголовное или административное дело.

Пристав обязан сам привлечь должника к административной ответственности, если получит сведения о просрочке по алиментам. Однако такое же требование может предъявить взыскатель. Для этого подается заявление в адрес пристава, ведущего производств.

Для наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ будут проверяться следующие обстоятельства:

  • алиментные обязательства должны подтверждаться судебным актом или нотариальным соглашением;
  • взыскание алиментов должно происходить по исполнительному производству (если взыскатель не предъявил исполнительный документ к удержанию, должник не понесет ответственность);
  • административным проступком признает просрочка по алиментам 2 и более месяца, допущенная без уважительных причин;
  • общий размер задолженности не имеет значения для привлечения к ответственности, а принудительным удержанием просрочки займется пристав.

Возбуждение и расследование административного дела по ст. 5.35.1 КоАП относится к компетенции службы ФССП. Подать заявление может сам взыскатель, либо его представитель по доверенности. При обращении к приставу желательно указать в заявлении сведения о фактическом месте проживания должника. Это позволит ускорить процедуру рассмотрения дела и добиться восстановления выплат. Если информация о должнике неизвестна, пристав обязан провести его розыск.

Читайте так же:  Мелкое хулиганство фабула протокола

Если аналогичная просрочка будет допущена должником повторно, его можно привлечь уже не к административной, а уголовной ответственности. Для этого должно соблюдаться дополнительное условие – с момента завершения административной санкции должно пройти не более 1 года.

Не даем себя в обиду! Отменяем постановления пристава!

Наказать пристава не основная задача, главная — восстановить нарушенное право! Доброго времени суток, уважаемые читатели. Вот и наступила весна, работать совсем не хочется, а нужно. На протяжении существования нашего проекта мы ответили на множество комментариев и заметили одну немаловажную особенность. У подписчиков и просто читателей блога возникают ситуации о несогласии с действиями должностных лиц по каким — либо причинам. Большое количество вопросов поступает на тему обжалования действий. Если кто не понял, то я веду речь о приставах.

Вообще интересные люди, кто работает в этой службе (не все конечно, но бывают индивидуумы). Знаю не по наслышке, часто сталкивался с незнанием закона людей, которые исполняют этот самый закон. Парадоксально не правда ли? Такова реальность и от этого никуда не деться. Ваша задача — быть на чеку и не давать расслабляться сотруднику, контролировать каждый шаг и тогда результат не заставит себя ждать. В общем сегодня поговорим о том, как правильно обжаловать действия должностных лиц. Кстати я не просто юрист, а юрист некоторое время отслуживший в системе. Кое — какой опыт накопил и планирую поделиться с Вами друзья. Начинаем!

Главный принцип — законность!

Человек принимая решения в повседневной жизни, связан не только моралью, но и законом. Находясь в социуме человек подчиняется определенным правилам и нормам. Таким образом наши решения зависят не только от нашего сознания (немного философии, дальше поймете к чему). Закон призван создать четкие правила для участников общественных отношений. Будут правила, значит будет порядок, а если будет порядок значит будет результат.

Это правило касается не только нас с Вами — обычных людей, но и должностных лиц. Принимая решения, человек в погонах, наделенный государством властными полномочиями обязан в первую очередь соблюдать закон. Как я уже говорил закон признан обеспечить порядок взаимодействиями между субъектами — в рассматриваемом случае участников исполнительного производства. Самый главный постулат для нас сегодня — Федеральный закон «об исполнительном производстве». Вышеуказанный нормативный акт регулирует взаимоотношения должника, взыскателя, лица ведущего дело. Бесплатная консультация юриста в Челябинске.

Каждое действие сотрудника выражаются в принимаемых им постановлениях (он весьма ограничен в своих действиях). Каждое вынесенное постановление должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства.

Пример: как нельзя делать!

Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей. Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве. Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться. Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.

Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!

Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки.

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

Жалоба на пристава в суд. Составляем административное исковое заявление

Первое о чем нужно задуматься — это доказательственная база незаконного действия или бездействия. Как получить доказательства? Все очень просто — нужно ознакомиться с материалами производства и сделать фотокопии. Вообще закон не обязывает сторону писать заявление на ознакомление с материалами производства. Во избежание проблем, лучше заявление подготовить и заранее направить в ОСП. В канцелярии отдела обязаны проставить входящий штамп (о принятии документа). В приемное время можно прийти к должностному лицу и смело просить ознакомить с материалами.

Составляем административное исковое заявление и приобщаем доказательства. При составлении потребуется определиться с подсудностью. Иск направляйте в суд общей юрисдикции (арбитражный для организаций) на территорию которого распространяются полномочия работника. Пример: я планирую подать жалобу на лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОСП по Калининскому району г. Энска. Заявление я буду направлять (как физическое лицо) в Калининский районный суд г. Энска. Но бывает что в одном производстве есть исполнительные документы выданные разными инстанциями — общей юрисдикции и арбитражным. Встает вопрос куда направлять заявление? Судебная практика четко разграничивает полномочия судов в рассматриваемом случае. Дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции. А мировые вообще не вправе рассматривать споры подобной категории. Помощь по кредитным делам в Челябинске.

  • Административное исковое заявление должно содержать следующие данные:
  • Наименование судебного органа (указывается в верхней правой части);
  • Адрес (строчкой ниже);
  • Сведения о подателе заявления (ФИО полностью, адрес);
  • Сведения об административном ответчике, заинтересованных лицах, адреса;
  • Информация о ходе производства;
  • Незаконные действия по мнению заявителя (к примеру незаконно снят арест с имущества);
  • Ссылки на нормы действующего законодательства;
  • Просительная часть (прошу признать действия незаконными, отменить постановление о наложении ареста на имущество должника).

Друзья, предлагаю более детально разобраться в вопросе, для Вас я подготовил примерные образцы жалобы. Я не запрещаю пользоваться материалами с этой страницы, но при копировании на другие ресурсы интернета, прошу указывать ссылку на мой сайт.

Читайте так же:  Административное судопроизводство по делам административных правонарушений

Не забудьте привлечь Управление службы по региону и сторону в качестве заинтересованного лица, ведь в их обязанности входит контроль за трудовой деятельностью рядовых сотрудников. Административному истцу дано право заявлять ходатайство о применении обеспечительных мер о временном неисполнении спорного постановления. Это позволит на время приостановить действия оспариваемого документа. Госпошлина по делам рассматриваемой категории не уплачивается.

Важно! Провинившийся апонент может понимать, что оспариваемое постановление действительно незаконно и попытаться исправить ситуацию. У меня была практика оспаривания незаконного постановления о взыскании исполнительского сбора. По данному факту были направлены документы. Должностное лицо указало, что спорное постановление отменено и просил прекратить производство по делу поскольку законные права и интересы стороны более не нарушаются.

Чтобы виновное лицо привлекли к ответственности нужно заранее запастись доказательствами. Рекомендуем направлять заявления о признании действия (бездействия) незаконны согласно иерархии:

  • Вышестоящее должностное лицо;
  • Управление ФССП по региону;
  • Суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

До конца практика по прекращению судами административных дел не сложилась.

Следует учитывать (интересно будет тому, кто собирается обжаловать бездействие) не исполнение требований 2-х месячный не является безусловным основанием для признания бездействия. Практика трактует такой срок как не пресекательный, не связывает пропуск с бездействием. Интересная статья об отмене судебного приказа.

Как привлечь к ответственности?

Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?

Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:

  • Дисциплинарная;
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Неполное соответствие занимаемой должности;
  • Увольнение.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.

На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно). Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника. Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.

Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.

Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам. В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!

Энциклопедия судебной практики. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа (Ст. 114 Закона «Об исполнительном производстве»)

Энциклопедия судебной практики
Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа
(Ст. 114 Закона «Об исполнительном производстве»)

1. Привлечение кредитной организации, осуществляющей обслуживание счетов должника, к административной ответственности возможно лишь в рамках исполнительного производства

Взыскатель обратился к руководителю РОСП с заявлением о привлечении банка к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд верно исходил из того, что заявитель с заявлением о возбуждении исполнительного производства в порядке п. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве к судебному приставу-исполнителю не обращался, исполнительное производство не возбуждалось на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, в связи с чем на основании ст. ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве суд правильно указал в решении, что судебный пристав-исполнитель наделен правом составлять протокол по делу об административном правонарушении в отношении банка или иной кредитной организации в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве при наличии возбужденного исполнительного производства, находящегося на исполнении у судебного пристава-исполнителя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что судебным приставом-исполнителем нарушений Закона об исполнительном производстве допущено не было.

2. Постановление о розыске счетов не является исполнительным документом и его неисполнение кредитной организацией не влечет административной ответственности по статье 17.14 КРФоАП

Постановление судебного пристава-исполнителя от 10.06.2010 о розыске счетов и перечислении денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов выносится в процессе исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа.

В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового, самостоятельного исполнительного производства по тем же требованиям, которые содержатся в исполнительном документе суда или иного органа.

С учетом изложенного суды обоснованно указали, что поскольку постановление судебного пристава-исполнителя от 10.06.2010 о розыске счетов и перечислении денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов по смыслу Закона N 229-ФЗ не является исполнительным документом, неисполнение банком требований, содержащихся в нем, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 17.14 КРФоАП.

По правилам п. 1 ст. 114 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения в установленный настоящим Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ.

Читайте так же:  Образец заявления о клевете и оскорблении

Статьями 12 и 13 Закона об исполнительном производстве предусмотрен перечень исполнительных документов, из которого не следует, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника в банке является исполнительным документом.

Ответственность за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ не предусмотрена. Расширение сферы действия норм об административной ответственности в правоприменительной практике недопустимо.

3. Непривлечение должника или иного лица, не исполняющего требования законодательства об исполнительном производстве, к административной или уголовной ответственности может свидетельствовать о противоправном бездействии судебного пристава-исполнителя

Статьей 113 Закона об исполнительном производстве определено, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 данного Федерального закона, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Однако к административной ответственности должник не привлекался, доказательства внесения в правоохранительные органы соответствующего представления о привлечении руководителя организации должника к уголовной ответственности в материалах дела также отсутствуют. Предупреждение об уголовной ответственности в отношении должника судебным приставом не выносилось.

Суды пришли к выводу о недостаточности принимаемых судебным приставом мер по взысканию задолженности.

Примечание

Следует иметь в виду, что по смыслу ст. 198 АПК РФ незаконными могут быть признаны действия, не только противоречащие закону, но и посягающие на права заявителя, образуя таким образом предмет судебной защиты. Административная же и уголовная ответственность являются мерами публичной ответственности за виновно совершенные общественно опасные деяния, ответственность за которые прямо предусмотрена КРФоАП, УК РФ. Таким образом, непривлечение лица к административной ответственности за неисполнение требований законодательства об исполнительном производстве никак не затрагивает прав заявителя как стороны исполнительного производства, поскольку само по себе привлечение к административной ответственности не направлено на обеспечение исполнения требований исполнительного документа. Предупреждение же об уголовной ответственности само по себе вообще не предполагает возложения каких-либо обязанностей, в то время как решение вопроса об уголовном преследовании законом отнесено к компетенции следователя, дознавателя, руководителей соответствующих органов предварительного расследования.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

Привлечение должника к административной ответственности приставами

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 30 октября 2017 года N 00043/17/105618-ВВ

О практике привлечения должников по алиментам к административной и уголовной ответственности

Федеральной службой судебных приставов по итогам 9 месяцев 2017 года проанализирована деятельность территориальных органов ФССП России по применению полномочий административной юрисдикции по статье 5.35_1 КоАП РФ и мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных статьей 157 УК РФ, а также их влияние на исполнение должниками алиментных обязательств.

По итогам работы за 9 месяцев 2017 года в территориальных органах ФССП России отмечается сохранение динамики снижения общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств и количества возбужденных исполнительных производств о взыскании алиментов.

Так, с учетом остатка на исполнении находилось 1395 тыс. исполнительных документов указанной категории, что на 42 тыс. (2,9%) меньше, чем за 9 месяцев 2016 года (1437 тыс. исполнительных производств).

Возбуждено 516,8 тыс. исполнительных производств, что на 8,7 тыс. (1,7%) меньше, чем за аналогичный период 2016 года (525,5 тыс.). Всего окончено и прекращено 531 тыс. исполнительных производств, что на 2,5 тыс. (0,5%) исполнительных производств меньше, чем за 9 месяцев 2016 года (533,5 тыс.).

За 9 месяцев 2017 года обращением взыскания на заработную плату и иные доходы должника окончено 354,5 тыс. исполнительных производств, что на 2,6 тыс. (0,7%) исполнительных производств больше, чем за 9 месяцев 2016 года (351,9 тыс.).

По состоянию на 01.10.2017 остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов составил 862,3 тыс. исполнительных производств, что на 12,6 тыс. (1,4%) исполнительных производств меньше, чем на 01.01.2017 (874,8 тыс.).

Сумма задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов по состоянию на 01.10.2017 составляет 134,1 млрд.руб., что на 1,6 млрд.руб. больше, чем на 01.01.2017 (132,5 млрд.руб.).

Проведенный анализ показал, что в целом правоприменительная практика привлечения должников, не уплачивающих средства на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, к административной и уголовной ответственности в территориальных органах ФССП России наработана и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности за 9 месяцев 2017 года остаток исполнительных производств о взыскании алиментных платежей, по которым должники без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения не исполняют требования исполнительного документа в течение двух и более месяцев, составил 284956 производств. Должностными лицами ФССП России в отношении таких должников возбуждено 92616 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35_1 КоАП РФ.

Наибольшее количество дел об административных правонарушениях по статье 5.35_1 КоАП РФ возбуждено в управлениях ФССП России по Краснодарскому краю (3030), Волгоградской (2734), Свердловской (2593), Ростовской (2540), Челябинской (2515) областям, где также отмечается высокая эффективность работы по данному направлению деятельности.

Читайте так же:  Меры административного пресечения административное задержание

Судами по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35_1 КоАП РФ, назначено 85877 наказаний, из них в виде: административного ареста — по 7259 делам; обязательных работ — по 77709 делам; административного штрафа — по 909 делам.

По результатам реализации полномочий административной юрисдикции по статье 5.35_1 КоАП РФ из числа привлеченных к ответственности 115066 должников, по которым не истек срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию:

в полном объеме погасили задолженность по алиментам 3684 должника, или 3,2%;

36394, или 31,7%, должников приступили к выплате алиментов, но не погасили либо частично погасили задолженность;

995, или 0,9%, должников осуществляют уход за нетрудоспособными родственниками;

1428, или 1,2%, должников отбывают наказание в местах лишения свободы;

4240, или 3,6%, должников объявлены в розыск;

в отношении 11482, или 10%, должников исполнительные производства приостановлены, окончены либо прекращены;

10463, или 9%, должников не приступили к исполнению алиментных обязательств по иным объективным обстоятельствам.

Вместе с тем 46380, или 40,4%, должников после отбытия административного наказания не приступили к исполнению обязательств по выплате алиментных платежей, в связи с чем органами дознания ФССП России в отношении 43990, или 94,8%, должников этой категории возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.

Наибольшее количество уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, возбуждено в управлениях ФССП России по Кемеровской области (1525), Пермскому краю (1345), Иркутской области (1331), Краснодарскому (1317), Красноярскому (1295) краям, Республике Башкортостан (1274), Свердловской (1246), Ростовской (1095), Челябинской (1076) областям.

В результате применения мер уголовно-правового принуждения по статье 157 УК РФ окончено 2592 исполнительных производства и взыскано более 111,6 млн.руб.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации сформирована правоприменительная практика привлечения должников по алиментным обязательствам к установленной законом ответственности, в том числе связанная с повторным привлечением их к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ и возбуждением многоэпизодных уголовных дел данной категории.

Так, при квалификации действий лица по статье 157 УК РФ в случае, когда оно является должником по нескольким решениям судов (нотариально удостоверенным соглашениям), по которым возбуждены исполнительные производства, необходимо давать отдельную правовую оценку по каждом факту неуплаты алиментов. Соответственно, каждый подобный факт должен рассматриваться как самостоятельное преступление, не охватывающееся единым умыслом наряду с другими.

Например, в Красноуральском районном отделе судебных приставов (далее — РОСП) Управления ФССП России по Свердловской области 18.01.2017 в отношении Н. возбуждено 4 уголовных дела по части 1 статьи 157 УК РФ по фактам неуплаты алиментов на содержание четырех несовершеннолетних детей на основании четырех различных судебных актов. В тот же день уголовные дела прокурором соединены в одно производство. По результатам расследования уголовное дело 18.02.2017 с обвинительным актом направлено надзирающему прокурору, а после его утверждения — в суд.

Приговором мирового судьи судебного участка N 1 Красноуральского судебного района Свердловской области от 10.03.2017 Н. признана виновной в совершении инкриминируемых преступлений с назначением наказания в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев, с удержанием в доход государства 5% заработка.

Аналогичные судебные решения имеют место и в других территориальных органах ФССП России.

При рассмотрении вопроса о повторном привлечении к уголовной ответственности следует исходить из того, что должник, подвергнутый административному наказанию по статье 5.35_1 КоАП РФ и впоследствии осужденный за совершение преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, в случае дальнейшего неисполнения алиментных обязательств в течение срока, когда он считается подвергнутым административному наказанию, подлежит повторному привлечению к уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Характерным примером повторного привлечения к уголовной ответственности является уголовное дело, возбужденное 21.11.2016 дознавателем ОСП по Октябрьскому району г.Саранска Управления ФССП России по Республике Мордовия в отношении В. по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.

Установлено, что должник без уважительных причин, в нарушение решения суда алименты на содержание несовершеннолетнего сына не выплачивал, имея возможность по возрасту и состоянию здоровья устроиться на оплачиваемую работу, действий по трудоустройству не предпринимал. В связи с этим 05.09.2016 В. мировым судьей судебного участка N 2 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35_1 КоАП РФ.

По окончании расследования уголовное дело с обвинительным актом направлено мировому судье судебного участка N 2 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия. Приговором мирового судьи от 30.12.2016 он признан виновным и ему назначено наказание в виде лишения свободы условно с испытательным сроком на один год.

Вместе с тем В., будучи привлеченным 05.09.2016 к административной ответственности и считаясь подвергнутым административному наказанию по статье 5.35_1 КоАП РФ, вновь совершил аналогичное деяние, связанное с неисполнением алиментных обязательств. Дознавателем повторно 16.03.2017 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления по статье 157 УК РФ и по окончании производства дознания 31.03.2017 направлено в суд.

Приговором и. о. мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района Республики Мордовия от 23.05.2017 В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, и ему назначено наказание в виде исправительных работ на срок 10 месяцев. Приговор вступил в законную силу.

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время в случае, если срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, истек, а должник продолжает без уважительных причин не уплачивать алименты, необходимо повторно привлекать его к административной ответственности по статье 5.35_1 КоАП РФ, а впоследствии — к уголовной ответственности.

Источники

Привлечение должника к административной ответственности приставами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here