Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), в том числе за нарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения , а при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). Как определить момент, с которого начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности за то или иное нарушение, разъясняется в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

В отношении нарушения трудового законодательства, которое характеризуется невыполнением работодателем к определенному сроку обязанности, предусмотренной правовым актом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока. К таким нарушениям относится, например, невыплата в установленный срок заработной платы, отпускных, социальных пособий, невыдача трудовой книжки в день увольнения и т.п.

Пример

В организации установлены сроки выплаты заработной платы: 20 числа текущего месяца — аванс, 5 числа следующего месяца — оставшаяся часть заработной платы.

Заработная плата за февраль 2015 года выплачена работникам 3 апреля 2015 года и без выплаты денежной компенсации за задержку по ст. 236 ТК РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Поскольку ст. 236 ТК РФ определен срок выплаты денежной компенсации за задержку в день погашения самой суммы задолженности по заработной плате и другим выплатам, то данное правонарушение не является длящимся (постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 18-АД17-6, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 01.10.2014 по делу N 12-494/2014, постановление Московского городского суда от 01.03.2010 N 4а-4597/09).

Так как срок выплаты заработной платы за февраль наступил 5 марта 2015 года, то днем окончания годичного срока давности, в течение которого работодатель может быть привлечен к административной ответственности за задержку выплаты заработной платы, следует считать 5 марта 2016 года, однако за невыплату денежной компенсации срок давности будет исчисляться со дня погашения работодателем задолженности 3 апреля 2015 года и истечет 3 апреля 2016 года.

В отношении нарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении работодателем предусмотренных законом обязанностей, срок давности исчисляется со дня его обнаружения. При этом днем обнаружения считается день составления акта проверки, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения правонарушения. Такими нарушениями являются, например, невыплата процентов за задержку выплаты заработной платы, если сумма самой задолженности не погашена (ст. 236 ТК РФ), отсутствие правил внутреннего трудового распорядка или отсутствие в них обязательных условий (ст. 189 ТК РФ), непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ) и т.п.

Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Федеральная инспекция труда привлекла работодателя к административной ответственности по части 1 ст. 5.27 КоАП РФ за несоблюдение 2-дневного срока для взятия объяснения с работника с целью привлечения к дисциплинарной ответственности (при отказе сразу был составлен акт об отказе от дачи объяснения). Вправе ли федеральная инспекция труда наказывать за такого рода нарушения, или такие нарушения должны рассматриваться по правилам о рассмотрении индивидуального трудового спора?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Энциклопедия решений. Привлечение работодателя к ответственности за нарушения, выявленные трудовой инспекцией в ходе проведения проверки

Привлечение работодателя к ответственности за нарушения, выявленные трудовой инспекцией в ходе проведения проверки

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст.ст. 362, 419 ТК РФ).

Читайте так же:  Понятие мелкого хищения

По требованию инспектора труда должностные лица работодателя, виновные в нарушении норм трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст.ст. 192, 193 ТК РФ.

Материальная ответственность работодателя по результатам проверки трудовой инспекцией состоит в его обязанности возместить работнику в денежной форме ущерб, причиненный в результате нарушения требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (глава 38 ТК РФ).

Самым же распространенным видом ответственности, к которому в большинстве случаев привлекаются работодатели по результатам проведения проверки трудовой инспекцией, является административная ответственность за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ*(1), санкции которой предусматривают вынесение предупреждения или наложение административного штрафа :

— на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 1 000 до 5 000 рублей;

— на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

А также за нарушение законодательства в области охраны труда по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, санкции которой предусматривают вынесение предупреждения или наложение административного штрафа :

— на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

— на юридических лиц в размере от 50 000 до 80 000 рублей.

К административной ответственности могут быть одновременно привлечены как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). При этом такой вид административного наказания как предупреждение может быть вынесено физическому либо юридическому лицу только за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или возникновения угрозы его причинения, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ).

Кроме того, статьями 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ устанавливаются иные санкции за совершение отдельных видов административных правонарушений:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать возникшие отношения трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

Штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством

Предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах*(2) или ее непроведение

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей

Штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей

Штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей

Штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и частями 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение на граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штрафа в различных размерах. А должностное лицо работодателя, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, может может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (чч. 2, 5 и 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Данное наказание назначается виновному должностному лицу работодателя по решению мирового судьи (ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Внимание

Под аналогичным правонарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника) (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Если же работодатель сначала привлечен по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за невыдачу работнику трудовой книжки в день увольнения (часть четвертая ст. 84.1 ТК РФ), а затем за невключение в трудовой договор другого работника обязательных условий (часть вторая ст. 57 ТК РФ), то аналогичность совершенного правонарушения отсутствует.

Такой вид наказания как административное приостановление деятельности работодателя может быть назначено судьей районного суда и только за нарушение законодательства в области охраны труда, если ранее работодатель уже подвергался административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей (ст. 3.12, ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, п. 90 Регламента N 354н).

Читайте так же:  Какие административные дела рассматривают судьи

Также в главе 5 КоАП РФ содержится ряд статей, предусматривающих административную ответственность работодателя в виде предупреждения или штрафа за нарушение норм трудового законодательства о социальном партнерстве (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ).

В случае выявления по результатам проверки нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 136, 143, 145, 145.1, 201 Уголовного кодекса РФ, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных должностных лиц работодателя инспектор труда направляет материалы проверки в Следственный комитет РФ (абзац двадцать второй ст. 356 ТК РФ, п. 92 Регламента N 354н, п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Кроме того, уголовная ответственность может наступить и в случае оскорбления или применения насилия в отношении государственного инспектора труда при проведении проверки (ст.ст. 318, 319 УК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

*(1) До 03.10.2016 данная норма охватывала и такой вид нарушения как «невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы и других выплат», с 03.10.2016 оно выделено в отдельный состав административного правонарушения — ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

*(2) За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда к административной ответственности также могут быть привлечены эксперт и (или) организация, проводившая специальную оценку условий труда (ст. 14.54 КоАП РФ).

За что штрафует трудовая инспекция согласно законодательству

Отношения между работодателем и его сотрудниками регулируют ТК, нормативно-правовые акты федерального и местного законодательства, локальные нормативные документы, коллективный договор. Трудовая инспекция следит за их соблюдением и проводит проверки работодателей как плановые, так и внеплановые на основании поступивших жалоб и обращений. За выявленные в ходе проверок нарушения работодателю грозят штрафы трудовой инспекции.

С нынешнего года порядок организации проверок несколько изменился. В конце 2017 года на сайте Минтруда был опубликован Перечень типовых нарушений трудовых норм. Они распределены по категориям риска в зависимости от негативных последствий для работников.

Например, к высокому риску относят выплату заработка меньше МРОТ, отказ в дополнительном отпуске, неоформление трудового договора с работником.

Ответственность за несоблюдение трудового законодательства

За нарушение положений трудового права привлечь к ответственности могут как юридическое, так и должностное лицо, т.е. руководителя организации. ИП, у которого есть сотрудники, также считается должностным лицом, если для него не установлена отдельная мера. Для юридических лиц основным видом наказания будет штраф, к руководителю допускается применять различные виды взыскания.

  • Предупреждение. Его используют, если правонарушение совершено первый раз и не представляет особой общественной опасности. Выносят взыскание в письменной форме
  • Штраф.
  • Дисквалификация. Для руководителей это лишение права занимать должность и управлять юридическим лицом, входить в совет директоров. Для ИП – ограничение возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Срок действия взыскания от 6 месяцев до 3 лет.

Если совершено несколько правонарушений, по нормам ч. 1 ст. 4.4. КоАП взыскание наложат за каждое отдельно.

Виды нарушений

Противоправные действия систематизированы в Перечне по видам отношений между работодателем и сотрудниками: договорные, финансовые, процедурные и др. Каждому из них присвоена категория по степени возможности причинения вреда работнику и тяжести последствий. Эта информация поможет работодателю выяснить, как влияют на степень риска различные нарушения. Все рассмотренные далее правонарушения относятся к высокой степени риска в 8-10 баллов.

Оформление трудовых отношений

В сфере договорных отношений с сотрудниками работодатели допускают следующие проступки:

Оплата труда

С этой сфере проверяющие выявляют несколько видов противоправных действий, когда работодатель:

  • не платит или выплачивает не полностью сотрудникам зарплату либо устанавливает ее размер ниже МРОТ;
  • не соблюдает порядок расчета за работу в выходные дни и праздники, сверхурочной работы;
  • нарушает сроки выдачи зарплаты, оплаты отпуска, выплаты расчета при увольнении.

По условиям ч. 6 ст. 5.27 КоАП за подобные действия на руководителей налагают штраф до 20 000, на ИП до 5 000, до 50 000 рублей на предприятие.

Допуск к работе

Согласно ст. 212 ТК работодатель должен обеспечить сотрудникам безопасные условия деятельности и соблюдать требования в области охраны труда. В этой области совершают такие нарушения, как допуск к трудовой деятельности работников, которые:

  • не прошли обучение либо вводный инструктаж по охране труда;
  • имеют медицинские противопоказания к работе;
  • не прошли периодический или ежедневный медосмотр.

По нормам, установленным ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП, в этом случае с руководителей, а также ИП, взыскивают до 25 000, с предприятий – до 130 000 рублей.

Охрана труда

Несоблюдение норм ТК по охране труда влечет за собой штрафные санкции до 5 000 для руководителей и ИП, до 80 000 рублей для предприятий. В случае, когда сотрудникам не выдают индивидуальные защитные средства, в соответствии с нормами ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП заплатить придется руководителю или ИП до 30 000, предприятиям до 150 000 рублей.

Процедуры увольнения и привлечения в сверхурочной работе

По основаниям ч. 1 ст. 5.27 КоАП трудовая инспекция вправе назначить взыскание за нарушение процедуры проведения таких мероприятий как:

  • увольнение сотрудников при ликвидации организации или сокращении штата;
  • привлечение к работе ночью, в выходной или же праздничный день, к сверхурочной работе;
  • предоставление дополнительного отпуска сотрудникам вредных производств.

Взыскание для ИП и должностных лиц составит 5 000, для организаций может достигать 50 000 рублей.

Рабочее время водителей

Согласно ст. 103 ТК водителям автотранспорта должны предоставлять не меньше 12 часов отдыха между сменами. Сокращение этого времени допускается только в исключительных случаях. Продолжительность одной смены не должна превышать 10 часов. Кроме того работодатель обязан предоставить водителю не меньше 4 полных выходных дней в месяц в соответствии с графиком.

Читайте так же:  Административное выдворение за пределы страны

По нормам ч. 3 ст. 14.1 КоАП нарушение этих требований может повлечь штрафные санкции до 4 000 для руководителя и ИП, до 40 000 рублей для организации.

Таким образом, штрафы за нарушение норм трудового права для юридических лиц и ИП довольно значительные. Работодателям необходимо знать требования ТК и соблюдать их, чтобы не стать предметом особого внимания трудовой инспекции.

Полномочия Федеральной инспекции труда и ответственность за нарушения в трудовой сфере

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324);
  • Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875);
  • Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2012 г. № 19-КГ12-5;
  • Постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2012 г. № 70-АД12-2.
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Глава 57 ТК РФ предусматривает федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов. Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324) органом, уполномоченным осуществлять указанный надзор, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд осуществляет контрольные и надзорные функции в трудовой сфере, сфере занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, сфере оказания государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению предусмотренных законом социальных гарантий социально незащищенным группам граждан.

    Полномочия Роструда перечислены в статье II указанного выше Положения. Роструд уполномочен проводить государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, других содержащих нормы трудового права актов. Для осуществления контроля и надзора Роструд вправе проводить проверки и обследования, выдавать предписания об устранении нарушений, которые являются обязательными для исполнения, составлять протоколы об административных правонарушениях, определений, постановлений и других предусмотренных законодательством документов в целях привлечения виновных в нарушении трудового законодательства к административной ответственности. Следует учитывать, что в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 20.07.2012 г. № 19-КГ12-5 Роструд вправе выдавать предписания только в случаях очевидного нарушения трудового законодательства и не наделен правом разрешать трудовые споры, которые разрешаются в ином порядке.

    Порядок проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства детально описан в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875).

    Федеральная служба по труду и занятости участвует (в зависимости от тяжести наступивших последствий, определяемых в соответствии со ст. 229 ТК РФ) в работе комиссий по расследованию и учету несчастных случаев на производстве, а также надзирает за соблюдением установленного порядка расследования и учета указанных случаев.

    Роструд надзирает за исполнением государственных стандартов социального обслуживания. В связи с тем, что статьей 72 Конституции РФ трудовое законодательство, а также вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, Роструд обязан осуществлять контроль и надзор за тем, как субъекты РФ при осуществлении нормативно-правового регулирования соблюдают федеральное законодательство в части социальных выплат граждан.

    Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов деятельности уполномоченный орган государственного контроля (надзора). Точный перечень работ и услуг, о начале выполнения (оказания) которых организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить, содержится в Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584). Уведомления о начале осуществления деятельности в сфере предоставления социальных услуг организация или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Роструд.

    На Роструд также возложена обязанность по проверке деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения и организаций (предпринимателей), осуществляющих деятельность в указанной сфере.

    Роструд также участвует в законотворчестве. Роструд дает консультации по вопросам соблюдения законодательства и ненормативных правовых актов в области труда работникам и работодателям, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к собственной компетенции. Указанным выше Положением Федеральной службе по труду и занятости предоставлены и иные полномочия.

    Вопросам участия Роструда в рассмотрении дел об административных правонарушениях посвящена ст. 23.12. КОАП РФ. В соответствии с указанной статьей, должностные лица Роструда уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27., статьями 5.28. — 5.34 КОАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения, непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (локаут)). Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27. (квалифицированное нарушение законодательства о труде и об охране труда) осуществляет мировой судья (ст. 23.1. КОАП РФ).

    Читайте так же:  Кто налагает штраф за административное правонарушение

    Размер штрафов по ч. 1 ст. 5.27. КОАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) в настоящее время составляет для должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – од одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со ст. 3.12. КОАП РФ органом, полномочным назначить административное приостановление деятельности, является судья. Конкретная санкция, размер штрафа определяется правоприменителем самостоятельно в зависимости от наступивших последствий, степени вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и иных обстоятельств (постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2012 г. № 70-АД12-2).

    В соответствии со ст. 28.2. КОАП РФ о совершении административного правонарушения уполномоченное должностное лицо составляет протокол. Сроки давности привлечения к административной ответственности определены ст. 4.5. КОАП РФ.

    Действующее законодательство детально и подробно описывает полномочий Федеральной инспекции по труду и занятости и порядок осуществления ей контроля и надзора. Определена процедура уведомления заинтересованных лиц о проводимых мероприятиях, установлены предельные сроки проведения проверок. Определены наименования должностей, уполномоченных совершать те или иные действия, составлять и подписывать определенные документы.

    Роструд полномочен проводить проверки, истребовать документы, выдавать предписания и следить за их исполнением, привлекать к административной ответственности в пределах своих полномочий.

    Нормы КОАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение трудового законодательства, являются бланкетными, т.е. отсылочными. В КОАП невозможно описать все действия, за которые работодатель может понести ответственность. Поэтому работодатель может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение какого-либо требования ТК РФ или иных обязательных нормативных правовых актов.

    Давность привлечения к административной ответственности зависит от органа, который рассматривает административное дело, и от предусмотренного законом наказания. Дела, рассматриваемые должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, имеют срок давности привлечения к административной ответственности в два месяца. Давность привлечения к административной ответственности по делам, переданным для рассмотрения судье, составляет три месяца. Срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, за которое предусмотрена дисквалификация, составляет один год. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения правонарушения, а для длящихся правонарушений — с момента их обнаружения. Длящимся правонарушением считается длительное непрерывное неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законом обязанностей (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

    Штрафы за нарушение законодательства о труде и об охране труда составляют в зависимости от субъекта правонарушения от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Оштрафуют ли компанию за ошибки прошлых лет?

    «Мы исправили все ошибки в кадровых документах с начала года. Может ли трудовая инспекция наложить штраф за то, что в прошлом году мы неправильно вели кадровую документацию? За какой период ГИТ вообще вправе проверять компанию?»

    Вопрос, который задала наша читательница, очень актуальный, поскольку штрафы с 2015 года ощутимые. Никто не застрахован от ошибок. Рано или поздно перед нами встает вопрос: начинать всё правильно делать с сегодняшнего момента или нужно исправить все найденные ошибки, переделывая документы задним числом? Переделывать документы прошлых лет ох как не хочется, это такая нудная и неблагодарная работа! Особенно когда исправляешь чужие промахи. Давайте вместе разберемся, стоит ли это делать.

    Сроки давности

    Ни для кого не секрет, что существуют сроки давности привлечения к ответственности. Если эти сроки прошли, то наказать уже не могут. Сроки давности за нарушения ТК РФ устанавливает статья 4.5. КоАП РФ:

    «Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения».

    Итак, с 2015 года срок давности – целый год. Это достаточно большой промежуток времени. Раньше, до 01.01.2015. этот срок был гораздо меньше – всего 2 месяца, поэтому многие работодатели не получали штрафы только потому, что 2 месяца истекали к моменту проверки.

    Когда начинается отсчет срока давности

    Дело в том, что правонарушения бывают различные, и еще в 2005 году Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №5 разъяснил, с какого дня нужно начинать считать срок привлечения к ответственности при различных видах нарушений:

    • Если совершено разовое правонарушение (например, неправильно оформлен приказ, неправильно рассчитан отпуск или компенсация за отпуск, работник был незаконно привлечен к работе в выходной день, неправильно было оформлено привлечение к сверхурочной работе и т.д.), то срок давности начинает течь со следующего дня после совершения этого действия.
    • Если правонарушение выразилось в форме бездействия (например, работодатель не выплатил зарплату в установленный договором срок, не выплатил отпускные за три дня до начала отпуска, не выдал работнику трудовую книжку на руки при увольнении и т.п.), то срок давности исчисляется с момента наступления этого срока.
    • Если нарушение длящееся, то есть постоянно не выполняются или ненадлежащее выполняются какие-либо требования ТК РФ (например, у работодателя нет обязательных локальных актов, или в локальных актах и трудовых договорах с работниками отсутствуют обязательные условия, не проведена спецоценка условий труда, т.п.), то срок давности начинается со дня обнаружения этого правонарушения.
    Читайте так же:  Какое наказание за мелкое хищение

    Последний вид правонарушения самый опасный, поскольку год начинает отсчитываться не с момента оформления неправильного документа, а со дня обнаружения правонарушения во время проверки.

    Нужно ли исправлять документы прошлых лет?

    Теперь мы сами можем разобраться, в каких случаях стоит, а в каких не стоит исправлять ошибки прошлых лет.

    Совершенно очевидно, что разовое нарушение подвергает работодателя риску получить штраф в течение года со дня совершения. Это значит, что если вы обнаружили ошибки в документах двухлетней давности, то беспокоиться особо не стоит. Срок давности привлечения к ответственности по этому нарушению уже истек. Если недочеты в документах текущего года, то их лучше исправить, даже если вы не ждете проверку.

    Обращаю ваше внимание, Верховный Суд РФ считает, что
    «добровольное устранение работодателем последствий своих правонарушений не влечет отмену производства по делу, но должно учитываться как смягчающее обстоятельство при назначении штрафа».

    А если вы устранили длящиеся нарушения? Например, до 2015 года у вас не было локальных актов, или трудовые договоры не содержали всех необходимых условий. Но вы, прочитав наши статьи, всё исправили и правильно оформили. Будут ли у проверяющих основания для наказания за нарушения прошлого года? Думаю, что в этом случае инспекторы не смогут выписать штраф, поскольку на момент проверки все нарушения устранены, а, следовательно, момента обнаружения не будет.

    За какой период ГИТ проверяет документы?

    Закон не определяет период, за который ГИТ имеет право проверять документы. Инспектор может запросить документы за любой период, естественно, учитывая сроки хранения кадровых документов (Перечень документов со сроками хранения — ссылка). Чаще всего проверка затрагивает последние три года.

    О привлечении к административной ответственности работодателя за невыполнение Предписания выданного уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Московской области

    В феврале текущего года уполномоченным должностным лицом Отдела надзорно-контрольной деятельности в сфере оборонно-промышленного комплекса Государственной инспекции труда в Московской области (далее – ОНКД ОПК ГИТ МО) проведена внеплановая, выездная проверка в отношении генерального директора Открытого Акционерного Общества «Балашихинский литейно-механический завод» (далее – ОАО «БЛМЗ»).

    Руководствуясь требованиями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан, в том числе, своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    29 ноября 2018 по результатам проведенной внеплановой, выездной проверки, по заявлению работника предприятия в бездействии работодателя ОАО «БЛМЗ» были выявлены нарушение требований трудового законодательства РФ.

    В целях устранения выявленных нарушений, в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ и руководствуясь статьей 357 ТК РФ, работодателю 29 ноября 2018 было выдано Предписание с требованием в срок до 17 декабря 2018 во исполнение требований части 1 статьи 236 ТК РФ, а именно — произвести расчет и выплату денежной компенсации работнику за задержку выплат заработной платы и расчета при увольнении.

    В ходе проведения проверки инспектором исполнения Предписания было установлено, что законные требования, изложенные в Предписании в установленный срок работодателем не исполнены.

    Обоснованное ходатайство от работодателя о продлении срока исполнения Предписания, в адрес главного государственного инспектора труда Отдела НКД ОПК ГИТ МО не поступало.

    Руководствуясь требованиями частью 2 статьи 25 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ « Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    Согласно пункта 18 части 5.4.4 Раздела 5 Трудового договора с генеральным директором ОАО «БЛМЗ» «в сфере охраны труда работников Генеральный директор, как представитель работодателя обязан обеспечить — выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами сроки».

    Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица ОАО «БЛМЗ» — генерального директора содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ — Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Составленный административный протокол и собранные материалы в отношении совершенного противоправного деяния должностным лицом предприятия направлены для рассмотрения Мировому судье в Московской области.

    Решением Мирового судьи должностное лицо за допущенное административное правонарушение предусмотренное частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ привлечено к установленной законом ответственности, в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Решение Мирового судьи Московской области в законную силу не вступило.

    Источники

    Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here