Протокол рассмотрения административного дела

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Протокол рассмотрения административного дела", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Протокол рассмотрения административного дела

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 264-ФЗ)

2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 421-ФЗ)

Протокол рассмотрения административного дела

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Применяя правила ч. 1 и 3 ст. 29.8, нужно учесть следующее:

1) протокол о рассмотрении дела составляется только в том случае, если его слушает коллегиальный орган (например, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, см. коммент. к ст. 23.2);

2) во всех иных случаях (за исключением указанных в ст. 28.5, 28.6, см. коммент. к ним) составляется протокол об административном правонарушении;

3) протокол о рассмотрении дела подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа. Отсутствие этих подписей — грубое нарушение процессуальных норм;

4) сведения, перечисленные в ст. 29.8, должны быть указаны в протоколе (отсутствие хотя бы одного из них обесценивает протокол).

2. Анализ правил ч. 2 ст. 29.8 показывает, что в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) сведения о дате (например, «26 апреля 2003 г.») и месте рассмотрения дела (например, «зал заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Можайска по адресу: Московская обл., г. Можайск, ул. Лесная, дом 217»);

2) наименование (в нашем примере «комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Можайска») и состав коллегиального органа, рассматривающего дело об административном правонарушении (например, «председатель Петров Н.И., секретарь Зосимова Н.А., члены комиссии: Рысева Н.Н., Пащевский В.К., Бутримов Н.К.»);

3) событие рассматриваемого административного правонарушения (например, «появление несовершеннолетнего в возрасте 17 лет в парке в состоянии наркотического опьянения»);

4) сведения о явке (о причинах неявки) лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы (если они были заявлены), ходатайства (см. о них коммент. к ст. 24.4) и результаты их рассмотрения (например, отказ в удовлетворении ходатайства);

6) объяснения (например, лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении); показания (например, потерпевшего, свидетеля), пояснения (например, специалиста), заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела (например, эксперта);

7) документы (см. о них коммент. к ст. 26.7), исследованные при рассмотрении дела.

В протоколе отражается и факт принятия постановления (определения) по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 29.9, а также факт внесения в соответствующие организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

ВС полагает, что только в случае рассмотрения дела об АП коллегиальным органом обязательны ведение протокола и участие секретаря. В остальных случаях КоАП не требует обязательного ведения протокола. Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу (п. 19 Обзора от 07.03.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 8-10 Пост. N 5) следующие особенности применения ст. 29.8 и ряда норм главы 25 КоАП):

Читайте так же:  Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления

1) при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения лиц, участвующих в деле и учитываются исследованные документы;

2) при рассмотрении дела судьей, при необходимости, возможность ведения протокола не исключается;

3) органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 28.3) не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать постановления и определения судьи.

Статья 29.8. КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

  • дата и место рассмотрения дела;
  • наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
  • событие рассматриваемого административного правонарушения;
  • сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  • объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарии к ст. 29.8 КОАП РФ

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется в случае рассмотрения дела коллегиальным органом, например комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2). Такой протокол ведет секретарь заседания коллегиального органа.

Вместе с тем обращает на себя внимание данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснение: поскольку Кодекс не содержит запрета на ведение протокола при единоличном рассмотрении дела (судьей), то в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

2. В протоколе о рассмотрении дела указываются дата и место рассмотрения. Эти сведения имеют важное значение с учетом того, что Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).

3. Далее указываются наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело. Дело должно быть рассмотрено правомочным органом, т.е. в том составе, который вправе принимать решение по существу дела, и в соответствии с предметной компетенцией данного коллегиального органа (см. комментарий к ст. 23.2).

4. Затем указывается событие рассматриваемого административного правонарушения. При этом описывается существо правонарушения (когда, где, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние — действия или бездействие), кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ).

5. В протоколе фиксируются сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц (см. комментарий к ст. 29.7).

6. В протоколе отражаются сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.1).

7. В протоколе фиксируются объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3), пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.8, 25.9 и 25.11). Все изложенное относится к источникам доказательств, на основании которых выясняются необходимые обстоятельства по делу (см. комментарий к ст. ст. 26.1 и 26.2).

8. В протоколе указываются и документы, исследованные при рассмотрении дела. Документы также относятся к доказательствам по делу, в некоторых случаях они являются вещественными доказательствами по делу (см. комментарий к ст. ст. 26.6 и 26.7).

9. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении должен быть надлежащим образом оформлен: он подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

СТ 29.8 КоАП РФ

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарии к статье 29.8 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Протокол ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом

В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

Ведение протокола при рассмотрении дела судьей

Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

Ходатайство о ведении протокола

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

Право на ознакомление с протоколом судебного заседания

Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года (в ред. от 04.07.2012) содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 19: Обязательно ли при рассмотрении дела об административном правонарушении участие секретаря и составление протокола?

Читайте так же:  Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Ответ: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен только один случай, когда ведение протокола и участие секретаря при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно: при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8 Кодекса).

В остальных случаях Кодекс не требует обязательного ведения протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. Указание на это содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом протокол подписывается только судьей, замечания на протокол не приносятся, а возражения могут быть указаны в жалобе на постановление (решение) по делу».

Комментарии к СТ 28.8 КоАП РФ

Статья 28.8 КоАП РФ. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Комментарий к статье 28.8 КоАП РФ:

1. После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

2. При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело (см. комментарий к статьям гл. 23), затем установить место рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.5).

3. В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

4. Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение трех суток с момента его составления.

5. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям ст. 22 Конституции РФ.

6. В случае если применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности (см. комментарий к ст. 3.12), вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно после их составления.

7. Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 28.2).

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

8. При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, немедленно после их составления.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Статья 29.7. КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 29.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 29.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 ст. 29.8 КоАП РФ закрепляет обязательное ведение протокола о рассмотрении дела только при рассмотрении дела коллегиальным органом (в частности, административной комиссией, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Обязанность ведения такого протокола возлагается на секретаря органа.

2. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 в необходимых случаях существует возможность ведения протокола при рассмотрении дела судьей, так как соответствующего запрета в КоАП РФ не содержится.

Следует отметить, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу ч. 2 ст. 24.4 и ст. 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением.

В случае удовлетворения ходатайства протокол ведется и оформляется по правилам, установленным ст. 29.8 КоАП РФ, подписывается судьей и секретарем судебного заседания.

3. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

— дата и место рассмотрения дела. Запись о времени рассмотрения дела служит важным подтверждением соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных ст. 29.6 КоАП РФ. Место рассмотрения служит подтверждением соблюдения правил территориальной подведомственности (подсудности), установленных ст. 29.5 КоАП РФ. В протоколе также указываются перерывы в рассмотрении дела при его отложении, что должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ;

— наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело, которые должны соответствовать тому, что было объявлено участникам производства при рассмотрении дела. Указание в протоколе состава коллегиального органа позволит установить наличие компетенции всех членов коллегиального органа и наличие кворума при рассмотрении дела;

Читайте так же:  Наибольшее загрязнение окружающей природной среде дает

— событие рассматриваемого административного правонарушения. В протоколе кратко излагается фабула дела, которая может быть взята из протокола об административном правонарушении. Указание в протоколе на событие административного правонарушения позволяет исследовать обстоятельства дела в строгом соответствии с инкриминируемым деянием;

— сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке. Это позволяет установить фактическую явку при рассмотрении дела. При этом в протоколе может быть отмечено мнение участников производства по делу о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников производства;

— отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения. Отводы и ходатайства могут заявляться как в устной, так и в письменной формах. Если ходатайство заявляется в устной форме, оно подлежит занесению в полном объеме в протокол, если же в письменной — об этом делается отметка в протоколе. Определения о разрешении отводов и ходатайств могут также выноситься в письменной и в устной формах. При этом устное определение должно быть полностью зафиксировано в протоколе (например, определение о допуске защитника по делу);

— объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. Фиксация в протоколе показаний (пояснений, объяснений, заключений) всех участников производства является важной гарантией лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя юридического лица и потерпевшего на правильное, объективное и законное разрешение дела. Тем самым выполнение данного условия заставляет лиц, рассматривающих дело, следить за соответствием содержания вынесенного постановления или определения по делу сведениям, имеющимся в протоколе рассмотрения дела;

— документы, исследованные при рассмотрении дела. В протокол обычно заносится название документа. Если этот документ приобщен кем-либо из участников производства при рассмотрении дела, то указывается это лицо. Если документы уже находятся в деле, то в протоколе обязательно указываются листы дела, которые соответствуют данному документу.

4. Часть 3 ст. 29.8 КоАП РФ устанавливает, что протокол о рассмотрении дела подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания этого коллегиального органа. В случае если кто-то из указанных лиц не подписал протокол, он утрачивает юридическую силу.

5. Следует отметить, что участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом рассмотрения дела об административном правонарушении (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.

Статья 29.8. КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

Ст 29.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

  • 1) дата и место рассмотрения дела;
  • 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
  • 3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
  • 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
  • 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  • 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • 7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарий к статье 28.8. КоАП РФ:

1. После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

2. При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело (см. комментарий к статьям гл. 23), затем установить место рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.5).

3. В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

4. Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение трех суток с момента его составления.

5. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям ст. 22 Конституции РФ.

6. В случае если применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности (см. комментарий к ст. 3.12), вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно после их составления.

7. Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 28.2).

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

8. При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, немедленно после их составления.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Читайте так же:  Сколько можно не платить административный штраф

Протокол рассмотрения административного дела

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

    1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

    2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

    1) дата и место рассмотрения дела;

    2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

    3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

    4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

    5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

    6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

    3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарий к статье 29.8. КоАП РФ:

    1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется в случае рассмотрения дела коллегиальным органом, например комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2). Такой протокол ведет секретарь заседания коллегиального органа.

    Вместе с тем обращает на себя внимание данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснение: поскольку Кодекс не содержит запрета на ведение протокола при единоличном рассмотрении дела (судьей), то в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

    2. В протоколе о рассмотрении дела указываются дата и место рассмотрения. Эти сведения имеют важное значение с учетом того, что Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).

    3. Далее указываются наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело. Дело должно быть рассмотрено правомочным органом, т.е. в том составе, который вправе принимать решение по существу дела, и в соответствии с предметной компетенцией данного коллегиального органа (см. комментарий к ст. 23.2).

    4. Затем указывается событие рассматриваемого административного правонарушения. При этом описывается существо правонарушения (когда, где, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние — действия или бездействие), кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ).

    5. В протоколе фиксируются сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц (см. комментарий к ст. 29.7).

    6. В протоколе отражаются сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.1).

    7. В протоколе фиксируются объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3), пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.8, 25.9 и 25.11). Все изложенное относится к источникам доказательств, на основании которых выясняются необходимые обстоятельства по делу (см. комментарий к ст. ст. 26.1 и 26.2).

    8. В протоколе указываются и документы, исследованные при рассмотрении дела. Документы также относятся к доказательствам по делу, в некоторых случаях они являются вещественными доказательствами по делу (см. комментарий к ст. ст. 26.6 и 26.7).

    9. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении должен быть надлежащим образом оформлен: он подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания.

    Статья 28.8. КоАП РФ. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

    Ст 28.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

    1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

    1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

    2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

    3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

    4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

    Комментарий к статье 29.7. КоАП РФ:

    1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

    2. Далее устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.11). Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу.

    Читайте так же:  Закон о запрете курения в больницах

    С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (см. комментарий к ст. 28.6).

    3. Затем проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

    Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (см. комментарий к ст. 25.3). Полномочия законных представителей юридического лица, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (см. комментарий к ст. 25.4).

    Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5).

    4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

    По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) отмечено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

    Следует также учесть, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4). Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

    На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик (см. комментарий к ст. ст. 25.6 — 25.10).

    С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц (если это допускается Кодексом) или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

    5. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10).

    6. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Участники производства по делу наделены правом заявлять различного рода отводы и ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.9, 25.11), которые подлежат рассмотрению в установленном порядке (см. комментарий к ст. 29.1).

    7. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

    Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу. В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.

    Определение об отложении рассмотрения дела выносится и при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. В этих ситуациях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.

    8. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается (или является) обязательным при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 29.4), то выносится определение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15).

    9. Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В этом случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности иному субъекту (судье, органу, должностному лицу).

    10. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2), а при необходимости — и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 27.4, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.14, 27.16, 28.2).

    Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3).

    Затем заслушиваются пояснения специалиста (см. комментарий к ст. 25.8) и заключение эксперта (см. комментарий к ст. ст. 25.9 и 26.4), если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства (см. комментарий к ст. ст. 26.6 — 26.8).

    В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. комментарий к ст. 25.11).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    11. При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (см. комментарий к ст. 25.1).

    Источники

    Протокол рассмотрения административного дела
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here