Процессуальные меры административного правонарушения

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Процессуальные меры административного правонарушения", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Меры административного предупреждения, пресечения, наказания, административно-процессуального обеспечения и правовосстановительные меры

Определение меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это один из вариантов мер административного принуждения с целью предупредить нарушение законов и предотвратить обстоятельства, которые могут быть опасны для лица, социума, страны.

Поводом для обращения к таким мерам может послужить предположение о намеренности гражданина нарушить закон или вероятного приближения отрицательных последствий для субъекта, социума или страны, которые могут произойти по причине природных или техногенных катаклизм.

В качестве такого предупреждения может быть:

  • повторная проверка;
  • проверка документов, различного имущества;
  • досмотр субъекта или его транспорта;
  • административное задержание;
  • введение карантина;
  • принудительное выселение из ветхого жилья;
  • надзор за субъектами, вышедших из мест лишения свободы;
  • контроль за следованием правилам пожарной безопасности и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административные правовосстановительные меры

Административно-правовосстановительными мерами является вид административных мер, которые носят принудительный характер и могут применяться с целью восстановить нарушенный правопорядок принуждением субъекта к исполнению юридических обязанностей.

К данным мерам можно отнести:

  • компенсацию ущерба, нанесенного административным правонарушением;
  • снесение незаконно-возведенных строений;
  • взыскание недоимки, пени;
  • конфискация имущества или денежных средств, полученные незаконным путем;
  • выселение граждан из занятых без разрешения жилых помещений;
  • восстановление на должность ранее уволенного госслужащего.

3) Административное задержание: понятие, субъекты, место, основание, сроки, процессуальное оформление.

Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

1.2- старшее в месте расположения охраняемого объекта д.л. ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД;

1.5— органов и учреждений УИС;

1.6- органов по контролю за оборотом наркотических средств;

1.7-, осуществляющие контртеррористическую операцию;

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим ФОИВ.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица указанного в части 1 статьи 2.5 КоАП РФ, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Цель административного задержанияустановление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно.

Основание применения административного задержаниясовершение лицом административного правонарушения.

Не подлежат административному задержанию лица, обладающие административным иммунитетом (дипломаты, судьи, прокуроры)

Место: служебные помещения органов либо специальные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Общий — не должен превышать три часа

Специальный — не более 48 часов в случае совершения отдельных правонарушений (например, посягающее на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил) либо когда за правонарушение может быть назначен административный арест. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

— составляется протокол (указывается дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания);

— протокол об административном задержании подписывается должностным лицом и задержанным лицом;

— копия протокола об административном задержании вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административная деятельность полиции

Меры административного наказания

Понятием административного наказания выступает мера обязательств, которую установило государство за противозаконные деяния с целью предупредить последующие новые нарушения закона этим субъектом или иными лицами.

Этот вид наказания можно реализовать в качестве:

  • предупреждения;
  • административного штрафа;
  • конфискации оружия или предмета, которым было совершено нарушение закона;
  • лишения специального права, которое предоставили субъекту;
  • заключение под стражу административного характера, депортация иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • лишение квалификации;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать официальные спортивные соревнования.

Административная деятельность полиции

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения – это разновидность административного принуждения, которое применяется с целью прекратить противозаконные действия или их предотвращения в будущем.

Такие меры могут осуществляться только в момент противозаконных действий.

В качестве мер пресечения могут предпринять следующие действия:

  • требовать прекращения совершения противозаконные действия;
  • принудительно лечить граждан, которые, ввиду своей болезни, опасны для окружения;
  • отстранить на какое-то время от работы инфицированных больных;
  • запретить использовать неисправный транспорт;
  • аннулировать лицензию или разрешение;
  • закрыть организацию, учреждение или их подразделение при нарушении пожарной безопасности;
  • запретить провоз взрывоопасных или ядовитых веществ, в случае правонарушения;
  • применить физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.
Читайте так же:  Какие статьи коап предусматривают административный арест

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это принудительные меры административно-процессуального обеспечения, направленные на принудительное обеспечение данного вида производства, в рамках которого, прежде всего, происходит «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела».

К их числу относятся:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  7. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  9. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  10. привод;
  11. временный запрет деятельности;
  12. залог за арестованное судно;
  13. помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Для административно-процессуального принуждения характерны следующие специфические признаки, позволяющие отнести конкретную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к числу принудительных мер административно-процессуального обеспечения.

1. Принудительные меры административно-процессуального обеспечения применяются в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (а в отдельных случаях и преступления).

2. Реализуются в рамках правоохранительной деятельности и обеспечивают исследование обстоятельств деяний, в которых имеются признаки административного правонарушения, разрешение дела о данном правонарушении по существу (юрисдикцию) и исполнение принятого по делу решения.

3. Применяются только в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному административного наказания. Это проявляется в следующем: (1) они могут осуществляться только в процессе производства по делу об административном правонарушении; (2) в отношении лица, к которому предполагается применение административного наказания; (3) сами эти меры должны быть менее суровыми, чем те, которые они призваны обеспечивать; (4) их содержание нередко предопределяется соответствующей санкцией (например, изъятие вещей для обеспечения возмездного изъятия или конфискации этих вещей, административное задержание для обеспечения административного ареста, временный запрет деятельности для обеспечения административного приостановления деятельности, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства для обеспечения принудительного выдворения за пределы Российской Федерации).

4. Их особая целенаправленность. Рассматриваемые меры применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения, установления личности нарушителя, закрепления доказательств административного правонарушения, создания иных условий, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения дела о нарушении, а также своевременного и полного исполнения назначенного наказания.

5. Назначение мер административно-процессуального принуждения состоит в том, чтобы обеспечить реализацию норм материального права, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, либо применение иных административно-правовых санкций. Их применение позволяет преодолеть различные препятствия, которые могут возникнуть в ходе производства по делу об административном правонарушении.

6. Специфичны и основания реализации принудительных мер административно-процессуального обеспечения. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение административного правонарушения или наличие данных, влекущих обоснованное подозрение в его совершении. Главное основание — административное правонарушение, в связи с которым начато производство. Это лишь необходимая, но еще недостаточная предпосылка для осуществления процессуального принуждения. Кроме нее должно быть установлено наличие одного из дополнительных оснований: невыполнение виновным процессуальных обязанностей, невыполнение лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, законных требований уполномоченных должностных лиц, наличие иных препятствий для осуществления необходимых процессуальных действий (например, невозможность составить протокол на месте правонарушения, установить личность правонарушителя и др.).

7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не являются санкциями. Это обеспечительные (вспомогательные) средства принудительного воздействия, с помощью которых решаются «тактические» задачи производства. Их осуществление не влечет иных правовых последствий, каких-либо дополнительных ограничений правового статуса личности. К примеру, решение о направлении лица на медицинское освидетельствование или об изъятии у него незаконно приобретенных наркотических средств в рамках производства по делам об административных правонарушениях приобретает принудительный характер в форме индивидуального правоохранительного акта управления (как одной из формы осуществления органами внутренних дел административной деятельности).

8. Установлен особый процессуальный порядок фиксации применения рассматриваемых мер принуждения. В частности, обязательно составление протоколов о доставлении, личном досмотре, досмотре вещей, протоколов об административном задержании, изъятии вещей и документов.

Перечисленные признаки являются общими для всех принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками полиции осуществляется проверка у граждан документов, удостоверяющих личность, «если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Уяснению содержания отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их назначения и оснований применения во многом способствует их научная классификация.

В научной и учебной литературе предлагаются следующие классификационные признаки (критерии), позволяющие разграничить указанные меры: (1) характер правоограничений, содержащихся в принудительных мерах; (2) функции мер процессуального принуждения; (3) по времени (стадиям) их применения в рамках производства по делу.

1. В зависимости от характера правоограничений, содержащихся в мерах административно-процессуального принуждения, их подразделяют на три группы, а именно меры, содержащие ограничения: (1) личных неимущественных прав (доставление, административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, медицинское освидетельствование); (2) имущественных прав личности (изъятие вещей и документов); (3) организационного характера (арест товаров, транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов).

2. В зависимости от стадии производства по делу принудительные меры административно-процессуального обеспечения можно объединить в три группы, а именно меры, применяемые на стадии: (1) возбуждения и расследования дела; (2) рассмотрения дела и принятия по нему решения; (3) исполнения вынесенного решения.

3. С учетом характера функций, выполняемых различными мерами административно-процессуального принуждения, все они могут быть разделены на четыре основные группы: (1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, привод); (2) меры, направленные на пресечение выявленного алминистративного правонарушения; (3) меры, направленные на получение доказательств; (4) процессуальные меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения.

Читайте так же:  Объектом административного правонарушения являются

Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Эти меры применяются в целях:

· пресечения административного правонарушения;

· установления личности нарушителя;

· составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

· обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Поскольку данные меры направлены, в том числе и на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение правильного рассмотрения дела, они фактически служат также обнаружению, закреплению и использованию доказательств по этому делу. Учитывая, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями. Процессуальный порядок осуществления каждой из этих мер определен соответствующими статьями гл. 27 КоАП РФ.

Естественно, что предусмотренные гл. 27 КоАП РФ протоколы о применении мер обеспечения производства являются источниками доказательств по делам об административных правонарушениях. Иными словами, этими протоколами, как и протоколом об административном правонарушении, объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, другими документами и материалами, устанавливаются доказательства по делу.

Безусловно, процессуальное закрепление порядка применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях важно и для соблюдения предусмотренных законом прав участников производства по таким делам, искоренения случае нарушения законности, субъективизма со стороны должностных лиц, осуществляющих производство по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях осуществляются либо в процессе совершения правонарушения (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения правонарушения. В обоих этих случаев уже имеются доказательства, которые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исходя из философских концепций об отражении объектов и явлений материальной действительности и их познаваемости, а также учитывая соответствующие положения теории судебных доказательств, следует признать, что любые облеченные в процессуальную форму действия, осуществляемые после совершения правонарушения или в процессе его совершения, не могут не способствовать обнаружению и закреплению уже имеющихся доказательств. В этой связи развитие законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях, неизбежно будет идти по пути процессуальной регламентации все большего и большего количества действий, осуществляемых должностными лицами государственных органов при обнаружении правонарушений (в том числе, конечно, действий по пресечению этих правонарушений), и включения их в число мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Подтверждением сказанному является то обстоятельство, что в КоАП РФ законодатель существенно расширил перечень процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР, и во многом усовершенствовал порядок их применения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр;

4) досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

5) досмотр транспортного средства;

6) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

7) изъятие вещей и документов;

8) отстранение от управления транспортным средством;

9) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

10) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

11) задержание транспортного средства;

12) запрещение эксплуатации транспортного средства;

Видео (кликните для воспроизведения).

13) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

15) временный запрет деятельности.

Возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких процессуальных мер обеспечения производства, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности КоАП РФ установлена впервые.

Некоторые из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями. Это, с одной стороны, административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица), а с другой ‑ административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (принудительное перемещение указанных лиц за пределы Российской Федерации). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу), но и наказание ‑ возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Однако, несмотря на внешнюю схожесть и близость в названиях, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административные наказания отличны и по своему назначению, и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям. Так, в частности, целями административного наказания, в отличие от указанных выше целей мер обеспечения производства по делу, являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в названиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-предупредительными мерами. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества, в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей ее сотрудникам предоставляется право производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др.[184]

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов[185].

Читайте так же:  Сроки обжалования постановления о возбуждении уголовного

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрен ряд мер и временных ограничений профилактического характера, применяемых в условиях чрезвычайного положения. Уполномоченные на то органы исполнительной власти могут, в частности, осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств; временно изымать у граждан и у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности ‑ оружие, боеприпасы, ядовитые вещества и др.[186]

Но, несмотря на внешнюю схожесть меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административно-предупредительные меры отличны и по своему назначению (целью предупредительных мер является предупреждение возможных правонарушений), и по порядку осуществления, и по последствиям.

Конституция РФ (ст. 98) устанавливает определенный иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в отношении применения к ним мер принуждения, включая меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством[187]. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3. Процессуальный порядок реализации обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1.2.- ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД; 1.3.- органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

1.5.- органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства;

1.7.- органов по контролю за оборотом наркотиков;

1.8.- осуществляющие контртеррористическую операцию;

1.10.- органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

2.2.— военнослужащими пограничных органов;

2.3.-военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

2)-органа местного самоуправления сельского поселения;

4)-подразделения В/ч либо органа управления ВВ МВД РФ;

5)- военной комендатуры или воинской части;

9)-органа по контролю за оборотом наркотиков;

10)-органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;

Основание: составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Срок доставлениядоставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

— делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе об административном задержании;

копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Меры административного процессуального обеспечения

Мерами административно-процессуального обеспечения являются меры административного принуждения, которые применяются для воплощения целей административного процесса.

Какие меры будут применяться зависит от вида правовых ограничений. Данные меры носят ограничительный характер:

  • личных нематериальных прав;
  • материальных прав;
  • организационного плана.

По типу функций их можно разделить на меры:

  • административного процессуального пресечения;
  • нацеленные на получение доказательств;
  • направленные на осуществление административных наказаний.

К более встречающимся можно отнести:

  • административное задержание;
  • личный досмотр или вещей, товаров;
  • конфискация вещей и документов;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • проверку на состояние опьянения;
  • задержание транспортного средства и т.д

Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции

Меры административно-процессуального обеспечения. Как меры административного принуждения, применяются полицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях, а также исполнения вынесенного по делу решения.

Достижение этих целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мер процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций меры административно-процессуального обеспечения могут быть сведены в три основные группы:

  • меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу;
  • меры, направленные на получение доказательств;
  • меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения (постановления).

Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении :

  1. доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);
  2. административное задержание (ст. 27.3—27.5 КоАП РФ);
  3. привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

К числу мер, направленных на получение доказательств по делу об административном правонарушении, относятся:

  1. личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);
  2. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);
  3. досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);
  4. изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);
  5. направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ);
  6. арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

При применении подавляющего большинства перечисленных мер обязательно присутствие двух понятых.

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенного по делу решения , применяемым полицией в рамках производства по делу об административном правонарушении, относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказаний:

  1. исполнение постановления в виде предупреждения (ст. 32.1 КоАП);
  2. исполнение постановления судьи о конфискации оружия и боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ);
  3. исполнение постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ);
  4. исполнение постановления судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 32.5);
  5. исполнение постановления судьи об административном аресте (ч. 1-4 ст. 32.8 КоАП РФ).

Меры административной ответственности. Это закрепленные в КоАП административные наказания (ст. 3.2 КоАП), назначаемые уполномоченными органами или должностными лицами физическим, должностным или юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Полицией применяются наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Сотрудники полиции назначают и исполняют административное наказание в виде предупреждения по многим делам об административных правонарушениях (см., например: ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Как снизить штраф по административному правонарушению

Наиболее часто (по сравнению с предупреждением) сотрудники полиции назначают административное наказание в виде административного штрафа. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен физическим или юридическим лицом, на которое он наложен, не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления.

Сумма наложенного административного штрафа вносится или переводится указанным лицом в кредитную организацию.

При отсутствии самостоятельного заработка несовершеннолетнего должника наложенный на него административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что рассмотренные меры административного принуждения, применяемые полицией, одинаковые по названию (например, изъятие предметов, средств и веществ, личный досмотр, досмотр вещей и товаров и др.), учитывая целевое назначение и основания их применения, могут входить в состав разных групп. Например, досмотр граждан, находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, проводимые, например, при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны, либо личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств, применяемые в условиях чрезвычайного положения, относятся к числу принудительных мер административного предупреждения. При этом досмотр автотранспортного средства, проводимый в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия, является мерой административно-процессуального обеспечения.

О мерах административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Мильшин Ю.Н., начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Саратовского ЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Производство по делам об административных правонарушениях остается на сегодняшний день и останется в обозримом будущем самым обширным юрисдикционным производством как по количеству рассматриваемых юридических споров, так и по количеству компетентных органов (должностных лиц), уполномоченных разрешать дела подобного рода и принимать по ним решения. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что производство по делам об административных правонарушениях обеспечивает охрану широкого спектра общественных отношений, затрагивающих практически все сферы жизни общества, и непосредственно оказывает влияние на реальное соблюдение прав и свобод личности.

В целом производство по делам об административных правонарушениях характеризуется как комплекс законодательно закрепленных процессуальных действий, осуществляемых уполномоченным на то органом (должностным лицом) в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения принятого по делу решения, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Анализ законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях, позволяет сделать вывод, что к числу процессуальных действий, занимающих центральное место в производстве по административному делу, относятся составление протокола, применение мер административного пресечения и обеспечения. Именно эти процессуальные действия должны безотлагательно осуществляться компетентным органом (должностным лицом) при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются самостоятельным видом административного принуждения, которые направлены на пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Для данной группы мер характерны все признаки административного принуждения. Вместе с тем они обладают некоторыми особенностями. Во-первых, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеют особую целенаправленность, так как применяются с целью обеспечения нормального хода производства по делу и носят обеспечительный характер .

См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 64.

Следует отметить, что назначение этих мер носит также и пресекательный характер. Например, отстранение от управления транспортным средством лица, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях свойственна двойственная целенаправленность. С одной стороны, они направлены на пресечение административных правонарушений, а с другой — на обеспечение производства по делам этой категории.

Данная группа мер административного принуждения применяется в связи с обнаружением признаков правонарушения либо при достаточных основаниях для предположения о наличии таких признаков. Так, личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится:

  • когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;
  • при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах и др. .

См.: Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко и др. М., 1997. С. 699 — 700.

В целях уяснения содержания мер обеспечения производства по делам административных правонарушениях, их правовой природы и порядка применения данные меры можно классифицировать по следующим критериям:

а) по характеру правоограничений, содержащихся в принудительных мерах;

б) по характеру функций, выполняемых мерами обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях.

По первому критерию следует выделить меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, личный досмотр) и меры, связанные с ограничением имущественных прав (досмотр вещей, транспортного средства, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей).

По характеру функций меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть подразделены на две группы:

  • меры административно-процессуального пресечения;
  • меры, направленные на получение и процессуальное закрепление доказательств.

Содержательная сторона первой группы мер заключается в принудительном ограничении свободы передвижения правонарушителя (доставление нарушителя, административное задержание и привод и т.п.).

Вышеуказанные меры применяются не только к лицам, совершившим правонарушения, но и к подозреваемым в совершении подобных действий.

На практике зачастую смешивают доставление и привод, поскольку по характеру и объекту правового воздействия они не отличаются, однако имеют различные цели. Осуществление привода направлено на обеспечение исполнения лицом процессуальных обязанностей.

Доставление осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на выявление административного правонарушения. Законодатель не устанавливает сроков доставления, но указывает, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок. А.С. Дугенец верно, по нашему мнению, отметил, что правовой нормой невозможно предусмотреть и учесть в каждом отдельном случае конкретные обстоятельства (территориальная удаленность, наличие и/или техническое состояние транспорта, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и пр.) .

См.: Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 117.

Читайте так же:  Процессуальный статус потерпевшего в административном праве

Вторая группа мер направлена на получение и процессуальное закрепление доказательств, ибо она создает условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления объективной истины по делу. К указанным мерам относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Данные меры применяются не только в отношении правонарушителей, но и в отношении свидетелей. Кодекс об административных правонарушениях расширил рассматриваемую группу мер. В частности, выделена такая мера, как досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице вещей. Суть указанной меры состоит в обследовании транспортного средства, осуществляемом без нарушения его конструктивной целостности. Причем досмотр транспортного средства должен осуществляться в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Своевременное и правильное составление протокола об административном правонарушении и применение мер административного пресечения и обеспечения позволяет правоприменителю установить и закрепить фактические данные, на основании которых компетентный орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На практике зачастую протоколирование факта административного правонарушения осуществляется после того, как к лицу, которое привлекается к ответственности за данное правонарушение, уже применены такие меры административно-процессуального обеспечения, как, например, административное задержание и т.п. Данное положение не противоречит действующему законодательству, регулирующему этот вид юрисдикционного производства. Следует признать, что в подобных случаях административная репрессия в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, существенно опережает не только компетентное рассмотрение всех обстоятельств дела, но и принятие по нему обоснованного решения с административной санкцией или без нее, при наличии законных оснований для прекращения административного дела.

В данном случае речь идет о таких мерах административно-процессуального обеспечения, какими являются административное задержание лица, личный досмотр, доставление лица в орган административной юрисдикции. Именно эти меры связаны в первую очередь с ограничением свободы личности.

В соответствии со ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Рассматривая данную ситуацию в контексте декларированных в Конституции положений, следует также опираться на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и в частности на ст. 5, которая регулирует вопросы защиты свободы и неприкасаемости личности. Данная статья имеет целью защитить свободу в ее классическом понимании, а не в широком смысле, как это встречается в других документах по правам человека. В ней обнаруживается большое влияние традиций англосаксонского права, оберегающего лицо от всякого неоправданного посягательства на его свободу со стороны государства . При решении вопроса о том, является ли административное задержание или иное ограничение перемещения лица собственно лишением свободы, в международно-правовой практике имеются определенные сложности, однако признается, что «между лишением и ограничением свободы существует лишь различие в степени его интенсивности, а не в характере или сути» .

См.: Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Комментарии к статьям 5 и 6. М., 1997. С. 7.
См.: ЕСПЧ, решение по делу Cuzzardi от 6 ноября 1980 г., Series A No. 39. P. 33. Para. 93.

Следует учитывать и то, что компетентным должностным лицам при производстве по делу об административном правонарушении необходимо дать реальную возможность выполнять возложенные на них законом служебные обязанности. Необходимо в первую очередь исходить из того, что их действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности и т.д., и, вероятно, квалификация любого их действия, направленного на ограничение свободы личности в связи с правонарушением как лишение свободы мешала бы их деятельности. Административное задержание и доставление в орган административной юрисдикции на практике может быть случайным, по малозначительному факту, по мнимому правонарушению, при отсутствии состава административного проступка и т.д. Однако это еще раз говорит о необходимости разработки и воплощения в жизнь комплекса организационно-технических и правовых мер, которые способствовали бы, с одной стороны, оперативной и правильной фиксации факта административного правонарушения и его пресечению, а с другой стороны, действительно способствовали обеспечению прав и свобод личности, снижению случаев нарушения законности при задержании и доставлении лиц в правоприменительный орган.

Организационно-технические меры должны быть направлены в данном случае на повышение уровня квалификации и технической оснащенности должностных лиц, имеющих право на составление протокола, на административное задержание лица и его доставление в орган. От этого напрямую зависит, насколько оперативно и процессуально правильно будет составлен протокол об административном правонарушении, установлены и опрошены потерпевший и свидетели. В данном случае необходимо исходить из того, что участники производства по административному делу, в том числе и лицо, подозреваемое в совершении административного проступка, являются налогоплательщиками. И как налогоплательщики они вправе рассчитывать на высокий уровень квалификации должностных лиц и их достаточную техническую оснащенность для того, чтобы до максимально возможного исключить случаи невозможности составления протокола на месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Меры правового характера связаны в первую очередь с разработкой проекта нового КоАП РФ. Возможно, что для исключения фактов незаконного административного задержания и доставления лиц в юрисдикционный орган необходимо в КоАП РФ предусмотреть норму, обязывающую о факте административного задержания лица обязательно делать отметку в протоколе об административном правонарушении с указанием даты, времени задержания и Ф.И.О. должностного лица, осуществившего задержание. После этого в течение суток направлять надзирающему прокурору не только копию данного протокола, но и соответствующее уведомление об административном задержании лица. Это будет способствовать, с одной стороны, эффективности прокурорского надзора в области административного правоприменения и повышению личной ответственности должностных лиц за те действия, которые они осуществляют в рамках своих должностных обязанностей. С другой стороны, это позволит лицу, привлекаемому к административной ответственности, более активно и результативно защищать свои права в том случае, если они были нарушены в ходе производства по административному делу.

Источники

Процессуальные меры административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here