Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Какие категории граждан считаются должностными лицами

    В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

    Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

    Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

    В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

    1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
    2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
    3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
    4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
    5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
    6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
    7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
    8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
    9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

    Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

    К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

    Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

    Виды административной ответственности

    Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

    • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
    • с исполнением правил природопользования по главе 8;
    • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
    • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
    • с информационной сферой по главе 13;
    • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
    • со сферой воинского учета по главе 21;
    • с таможенной сферой по главе 16;
    • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
    • со сферой порядка управления по главе 19.

    Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

    Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

    На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

    В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

    Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

    Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

    Читайте так же:  Аэроэкспресс штраф за безбилетный проезд

    Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

    И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

    Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

    Особенности привлечения к ответственности

    Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

    Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

    Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

    1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
    2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
    3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
    4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

    Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

    Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение. По делу. Рязанская область.

    Отдел Государственного пожарного надзора Касимовского района Рязанской области (далее по тексту — ОГПН Касимовского района Рязанской области) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Нарцисс“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление эксплуатации пожароопасного производственного объекта — АЗС без специального разрешения (лицензии).

    Представитель заявителя доводы заявления поддержала.

    Представитель Общества по заявлению возражает, указав, что при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении законный представитель организации не присутствовал. Кроме того, Обществом до начала проверки были предприняты меры для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.

    Из материалов дела следует,

    что 16 марта 2007 г. государственным инспектором ОГПН Касимовского района Рязанской области на основании распоряжения от 16.03.2007 N 46 проведена проверка соблюдения ООО “Нарцисс“ требований ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ N 128-ФЗ от 08.08.2001, Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 595 “Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“.

    В ходе данной проверки установлено, что Общество на основании свидетельства серии 62МГ N 200905 имеет в собственности автозаправочную станцию, расположенную по адресу: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный, ул. Комарова. В процессе эксплуатации автозаправочной станции организация осуществляет хранение в емкостях АЗС и реализацию различных марок бензина и дизельного топлива, не имея лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.

    По результатам проверки составлен акт мероприятий по контролю (надзору) от 16.03.2007.

    16.03.2007 инспектор ОГПН Касимовского района Рязанской области составил в отношении ООО “Нарцисс“ протокол об административном правонарушении N 55.

    Осуществление деятельности без соответствующей лицензии влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении ООО “Нарцисс“ к административной ответственности.

    Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.

    статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

    Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

    По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

    Читайте так же:  По истечении срока давности какой срок

    Вместе с тем главой 29 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют,

    наряду с другими вопросами, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

    На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами.

    Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

    Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

    Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

    В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания

    по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

    Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.

    В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

    Пунктом 2 статьи 25.4 указанного Кодекса установлено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

    Как пояснил в ходе судебного заседания представитель Общества, проверка и составление протокола осуществлялись в отсутствие законного представителя ООО “Нарцисс“. Отметка, имеющаяся в протоколе, о том, что директор Общества отказался от подписи и объяснений, судом не принимается, поскольку опровергается пояснениями представителя организации. При этом административным органом не представлено суду иных доказательств надлежащего извещения представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и присутствия его в ходе проверки. Для составления протокола не привлекались свидетели, понятые и иные лица, которые бы зафиксировали факт присутствия законного представителя ООО “Нарцисс“ при проверке.

    В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и

    непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательства оцениваются по признакам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

    Оценив представленные административным органом доказательства, суд считает, что ОГПН Касимовского района Рязанской области нарушены требования ст. 28.2 КоАП РФ.

    В силу прямого указания ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.

    При таких обстоятельствах суд считает, что протокол по делу об административном правонарушении от 16.03.2007 N 55 составлен в отсутствие законного представителя ООО “Нарцисс“, указанное Общество лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.

    Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

    Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10

    “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, установленной ст. 28.2, п. 3 ст. 25.4, п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

    При нарушении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности протокол об административном правонарушении от 16.03.2007 N 55 в силу ст. 26.2 КоАП РФ не является доказательством по делу, поэтому обстоятельства совершения административного правонарушения, отраженные в протоколе, являются недоказанными. Следовательно, у суда отсутствуют основания входить в оценку обстоятельств совершения правонарушения, зафиксированных в протоколе, являющемся ненадлежащим доказательством по делу.

    Учитывая изложенное, в связи с нарушением ОГПН Касимовского района Рязанской области порядка составления протокола об административном правонарушении, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.

    Кроме того, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Читайте так же:  Давность привлечения должника к административной ответственности

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО “Нарцисс“ предприняло все зависящие от него

    меры для соблюдения установленных законом требований для оформления лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочных станций, а именно, с 20 января 2007 г. (до начала проверки — 16 марта 2007 г.) материалы Общества для получения соответствующей лицензии находятся на рассмотрении в Федеральном лицензионном органе МЧС России (письмо Фонда безопасности по Рязанской области N 28 от 16.04.2007).

    Руководствуясь ст. 167, 176, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

    Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию — Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

    Порядок привлечения к административной ответственности

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

    Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

    Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

    Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

    Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

    Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

    1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
    2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
    3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
    4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

    В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

    За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

    Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

    Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

    Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

    • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
    • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
    • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

    Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

    • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
    • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
    • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

    Меры административного наказания

    Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

    Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

    В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

    В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

    • отсутствие состава нарушения;
    • невменяемость физлица;
    • истечение сроков давности;
    • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
    • объявленная амнистия;
    • смерть должностного лица;
    • прочие ситуации.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

    Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

    Читайте так же:  Срок обжалования постановления о возбуждении уголовного дела

    Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

    Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

    Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

    • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
    • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
    • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
    • вынесение постановления
    • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

    Порядок привлечения к административной ответственности

    Порядок привлечения к административной ответственности – это процедура привлечения физического либо юридического лица за совершение виновного противоправного деяния за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность.

    Многие, наверное, сталкивались с административным производством как на бытовом уровне, так и по работе в юридическом лице (особенно руководители).

    КоАП РФ сложный по структуре нормативно-правовой акт, совмещает в себе как статьи, за которые предусмотренная административная ответственность, так и процесс привлечения к ним.

    Мы (юристы сайты lawyers-law.ru) не увидели в Интернете понятной статьи объясняющий порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем решили максимально просто (где-то усечено) довести до сведения читателя данную информацию и подготовили статью.

    1.Возбуждение дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ)

    При наличии поводов (указаны в статье административное расследование), должностное лицо возбуждает дело об административном правонарушении. Такое дело считается возбужденным с момента:

    • Составления протокола (об административном правонарушении; осмотра места совершения административного правонарушения; о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении).
    • Вынесения постановления (прокурором о возбуждении дела об административном правонарушении; по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ).
    • Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

    Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Требования к протоколу об административном правонарушении, должностные лица, сроки (статьи 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ)

    В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в статье 28.3 КоАП РФ. В этой статье огромное количество должностных лиц с указанием конкретных статей КоАП РФ, по которым они могут составлять протокол об административном правонарушении.

    Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

    В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (срок — 1 месяц, но возможно дальнейшее продление срока).

    2. Решения по административному делу:

    Если после выявления административного правонарушения в определенных областях деятельности необходимо проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование.

    Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

    2.2) Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

    В статье 28.9 КоАП РФ указано, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

    2.3) Направление протокола компетентному должностному лицу или судье для рассмотрения дела

    В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

    В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

    Читайте так же:  Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются

    Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в Главе 23 КоАП РФ.

    Протокол об административном правонарушении может составить должностное лицо, которое в дальнейшем не имеет право рассматривать дела об административном правонарушении и привлекать к административной ответственности. Поэтому такое должностное лицо обязано в установленном порядке направить его в тот орган, который имеет на это право.

    В указанной главе указаны конкретные органы и определенные статьи, за которые они могут привлечь к административной ответственности.

    При этом, в некоторых случаях должностное лицо может само рассматривать дело об административном правонарушении, а может его направить для рассмотрения судье. Таким образом, у должностного лица имеется альтернатива в решении этого вопроса.

    3.Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 – 29.4 КоАП РФ)

    Возможно было не выделять эту стадию как самостоятельную, так как она касается больше должностных лиц, органов и судей, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.

    Но необходимо обратить внимание на п. 6 ст. 29.1 КоАП РФ, в соответствии с которым лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении выясняет помимо прочего вопрос о том имеются ли ходатайства и отводы.

    Несмотря на то, что в других статьях на других сайтах упорно утверждается, что ходатайство можно заявить в любой момент по делу об административном производстве, на практике это не совсем правильное утверждение. Если на данной стадии (до начала этой стадии) не будет заявлено ходатайство, то это является формальным основанием для отказа в его удовлетворении.

    4.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.7. КоАП РФ)

    Полагаем, что это одна из самых важных стадий административного производства, потому что кроме общих вопросов (объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности и т.п.) рассматриваются и частные.

    Среди которых рассматриваются:

    • заявленные отводы и ходатайства (непосредственное рассмотрение ранее заявленных ходатайств);
    • может выносится определение об отложении рассмотрения дела;
    • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела;
    • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
    • исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
    • в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

    5.Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении (выносится постановление или определение) ст. 29.9-29.12 КоАП РФ

    5.1. О назначении административного наказания (выносится постановление)

    5.2. О прекращении производства по делу об административном правонарушении (постановление).

    Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

    1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

    2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

    3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

    5.3. Другое: по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

    1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

    6.Обжалование принятого решения

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:

    1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

    В каждой стадии есть свои сроки и правила, которые лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, систематически нарушаются. Но об этом в других материалах.

    Юристы сайта lawyers-law.ru надеются, что, прочитав данный материал, читатель сможет понять в общих чертах порядок привлечения к административной ответственности, принять предупредительные и другие меры, направленные на защиту своих прав и законных интересов.

    Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

    Источники

    Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here