Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Глава 23 КоАП РФ. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

  • 17 Февраля, 2019
  • Административное право
  • Наталья Бардо

В современной юридической практике встречается довольно большое число правонарушений, составы которых предусматриваются содержанием КоАП РФ. Рассмотрим далее более детально перечень тех субъектов, которые имеют полное право на ведение их расследования, а также некоторые особенности их действия в этой сфере.

Общий перечень

Важно отметить, что полный перечень тех субъектов, которые обладают возможностью ведения расследования в области административных правонарушений, представлен в содержании главы 23 КоАП РФ. На основании сведений, изложенных в ней, к числу указанной группы органов относятся:

  • Суды.
  • Полиция.
  • Комиссии, созданные для защиты прав несовершеннолетних лиц.
  • Пограничные службы.
  • Таможенные органы.
  • Военные комиссариаты.
  • Налоговые органы.
  • Структурные подразделения уголовно-исполнительной системы.
  • Органы, ведущие надзор за надлежащим соблюдением трудового законодательства.
  • Организации, осуществляющие эпидемиологический и санитарный надзор.
  • Учреждения, ведущие надзор за использованием земельных ресурсов и в области экологии.
  • Антимонопольные органы и их отдельные структурные подразделения.
  • Структурные подразделения военной полиции.
  • Органы исполнительной власти, обозначенные в отдельных субъектах государства.
  • ВАИ.
  • Органы, ведущие надзор в области осуществления валютных операций.

Важно отметить, что каждая из указанных структур имеет право на рассмотрение дел, отнесенных к их личной компетенции. Поговорим далее об особенностях их деятельности.

Суды различных инстанций — это тот орган, в компетенцию которого входит наибольшее число дел. Производство по ним ведется в форме административного расследования. Кроме этого, в компетенцию судов входит ведение расследований по делам в отношении:


  • выдворения за пределы РФ;
  • дисквалификации должностных лиц;
  • административного приостановления.

На основании ст. 23.1 судьи имеют право на ведение расследования только тех дел, которые были возбуждены другими органами. По большей части их компетенция сводится к детальному изучению предоставленных материалов, а также принятию справедливых решений относительно привлечения виновных лиц к определенному наказанию или освобождению от такового невиновных.

Пограничные и таможенные органы

Важно отметить, что рассмотрение многих правонарушений возлагается на службы, следящие за соблюдением таможенного режима.

Что касается таможенников, то специалисты такого рода, имеющие достаточный уровень профессиональных навыков, имеют право вести расследования в отношении тех дел, которые касаются нарушений в области перевозки товаров через границу РФ на разных видах транспорта. Рассмотрением дел в таможенных структурах занимаются не только начальники служб и руководители обособленных подразделений, но еще и их заместители, а также руководители отдельных постов.

Как отмечается в статье 23.10, пограничные органы также имеют право в области своей компетенции, возложенной на них законодательством, заниматься проведением расследований деяний, совершенных в сфере нарушения безопасности границ государства на всех фронтах. Кроме этого, в круг их компетенции включается ведение расследований в области нарушения безопасности окружающей среды, а также животного мира.

Комиссии по делам несовершеннолетних лиц

Указанные государственные органы имеют право заниматься расследованием дел об административных правонарушениях, которые совершены в отношении несовершеннолетних лиц. Важно отметить, что указанные органы также ведут активную деятельность по защите прав несовершеннолетних лиц.

В особенности стоит обратить собственное внимание на то, что обозначенные учреждения имеют право вести расследования административных правонарушений, связанных с безбилетным проездом несовершеннолетних лиц на разных видах платного общественного транспорта, однако это возможно лишь в том случае, если такое дело поступило в комиссию от другого должностного лица или государственного органа.

Контрольно-надзорные органы

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Судебные органы

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Налоговые органы

Говоря об особенностях налоговых органов, важно отметить то, что они имеют право на возбуждение и расследование тех дел, что касаются несоблюдения налогового режима, установленного в государстве.

Что касается лиц, ведущих расследования, то к ряду таковых относятся не только руководители отдельных подразделений структуры, но также их заместители и уполномоченные на то инспекторы. Важно отметить, что в ряд полномочий указанных должностных лиц входит не только возбуждение административных дел по факту совершения деяний определенного типа, но еще и привлечение виновных лиц к определенному наказанию, предусмотренному законом.

Антимонопольные органы

Антимонопольные органы — это еще одна структура государственных образований, один из видов деятельности которых состоит в возбуждении и расследовании административных дел специализированной направленности, в рамках которых было произведено нарушение процедуры проведения торгов и других норм законодательства, регламентирующего ведение честного бизнеса.

Читайте так же:  Административная ответственность и административное задержание

Ст. 23.48, содержащейся в главе 23 КоАП РФ, указано, что рассмотрением указанным выше дел в антимонопольных службах имеют право заниматься руководители отдельных территориальных подразделений, а также их заместители, управляющие всей системой антимонопольной службы в РФ, а также те лица, которые занимаются руководством обособленных структур.

Органы внутренних дел

Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:

  • изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
  • приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
  • безопасность движения всех видов транспорта;
  • операции с валютой;
  • торговля запрещенными товарами;
  • ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.

Комментарий к Статье 25.1 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.

Административные комиссии

Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.

Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.

Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 25.1 КоАП РФ

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарий к статье 25.1. КоАП РФ:

Закон допускает составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, но при условии, что такое лицо извещено об этом в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2).

Статья 24.4 Кодекса предусматривает право лиц, участвующих в производстве по делу, заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

2. Впервые в законодательстве об административной ответственности введен институт отводов судей, должностных лиц, членов коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела (ст. ст. 29.2, 29.3), а также отводов защитника, представителя и других участников дела по основаниям, предусмотренным КоАП РФ (ст. ст. 25.12, 25.13).

3. Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника, статус которого определен ст. 25.5 Кодекса. В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к ответственности. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

4. В Кодексе имеется ряд важных процессуальных норм, содержание которых не раскрыто в ч. 1 комментируемой статьи. Это касается права на судебное обжалование постановления по делу (ст. 30.1). Статья 24.2 определяет гарантии права участника производства по делу пользоваться родным языком.

5. В целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 данной статьи установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано. В этой связи важное значение имело бы включение в Кодекс правил о порядке извещения заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела, вручения повесток.

Читайте так же:  Административное правонарушения в судах общей юрисдикции

Верховный Суд РФ неоднократно отмечал необходимость выполнения требований закона о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) подчеркнута необходимость принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела и указано следующее: «Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.)» (п. 6).

6. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в комментируемую статью внесено дополнение, предусматривающее возможность заочного рассмотрения дела об административном правонарушении по гл. 12 КоАП без составления протокола и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело, в случае выявления правонарушения и его фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством. Но при этом копия постановления по делу направляется лицу в течение 3 дней со дня его вынесения и не исключена возможность обжалования такого постановления (см. ч. 3 ст. 28.6 и ст. 30.1 КоАП РФ).

7. Допуская возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, законодатель в то же время установил право субъекта административной юрисдикции признать обязательным присутствие такого лица при рассмотрении его дела. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (полиции) согласно ст. 27.15 Кодекса.

8. В части 3 комментируемой статьи определены случаи, когда при рассмотрении дела обязательно присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу нормы Кодекса (рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение иностранного гражданина либо лица без гражданства). Учитывая тяжесть административного наказания, а также личностный характер административных наказаний, законодатель в качестве дополнительной гарантии прав человека и гражданина ввел данное правило об обязательном присутствии указанных лиц при слушании дела.

9. Учитывая гуманные соображения и повышенную защиту прав несовершеннолетних, ч. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность удаления лица в возрасте от 16 до 18 лет, в отношении которого ведется производство по делу, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на данное лицо. По-видимому, такие обстоятельства могут возникнуть при рассмотрении дел о нарушении норм общественной нравственности, употреблении наркотических средств и психотропных веществ и т.п.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.

Органы, ведущие надзор в области оборота валюты

В главе 23 КоАП РФ (с последними изменениями) говорится о том, что в российской системе исполнительных органов имеются отдельные подразделения, ведущие деятельность в области валютного контроля. На них возлагается задача возбуждения и расследования дел касательно нарушения валютного законодательства.

Полномочия по расследованию указанных дел возлагаются на руководителей федерального органа, а также его территориальных подразделений на местах. Кроме этого, такая возможность имеется у заместителей указанных выше лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что указанные сотрудники имеют возможность лишь возбуждать административные дела по указанным выше поводам, а также производить следственные действия по ним. Что касается определения наказания для виновных лиц, то этим занимаются другие органы (полиция и суд).

Статья 23.3. КоАП РФ. Органы внутренних дел (полиция)

Ст 23.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Военные комиссариаты

Военные комиссариаты — это отдельная структура органов, ведущих расследования административных дел, связанных с неисполнением военно-мобилизационных обязанностей, а также сознательным уклонением от несения таковой или непредоставлением информации относительно лиц призывного возраста, — именно так указано в главе 23 КоАП РФ.

Важно отметить, что по указанному перечню правонарушений должностные лица военных комиссариатов имеют право не только возбуждать дела и вести их расследование, но еще и определять степень виновности конкретных лиц, а также назначать соразмерные наказания для них.

Кто в структуре военных комиссариатов имеет право на ведение расследований по делам об административных правонарушений? К числу таковых относятся начальники отделов, а также иных подразделений. Кроме того, этим занимаются военные комиссары. Все решения, принятые по расследованным делам, выносятся от имени комиссариатов.

Комментарий к статье 23.3. КоАП РФ:

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

2. Федеральным законодательством понятие «орган внутренних дел» не определено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на нее обязанностей (далее — подразделения). Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (Министерства внутренних дел РФ), руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (полиции), правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, и одновременно устанавливает их административно-юрисдикционные полномочия.

Среди указанных должностных лиц важное место занимают руководители органов и подразделений внутренних дел (полиции), к ведению которых отнесено рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных целым рядом статей Особенной части Кодекса (п. п. 1 и 2).

Читайте так же:  Штраф за неисполнение решения суда юридическим лицом

В целях обеспечения оперативного рассмотрения некоторых категорий дел об административных правонарушениях административно-юрисдикционными полномочиями наделяются начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (п. п. 3 и 4).

В связи со специфическими особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения административно-юрисдикционную деятельность уполномочены осуществлять руководители и соответствующие сотрудники различных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (п. п. 5 — 8), а по некоторым категориям дел — также участковые уполномоченные полиции (с учетом сельской местности) (п. 9).

4. Следует иметь в виду, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных рядом статей Особенной части Кодекса, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены передавать соответствующие дела на рассмотрение иным субъектам (судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав), правомочным применять иные виды административных наказаний, а также другие меры воздействия (см. комментарии к ст. ст. 23.1, 23.2 и 29.9).

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия определенных должностных лиц (начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции) ограничены назначением административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей. Поэтому они вправе выносить определения о передаче соответствующих дел на рассмотрение другим должностным лицам, уполномоченным назначать административный штраф в большем размере, если он предусмотрен в санкции соответствующей статьи.

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ в часть 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ в пункт 5 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса внесены изменения

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Статья 25.1. КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Ст 25.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Органы полиции

Говоря о судьях, органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, непременно стоит сделать акцент на том, что расследования по всем указанным в содержании КоАП деяниям ведутся органами полиции. К ведению этой структуры относится расследование всех деяний, совершенных в общественных местах.

Читайте так же:  Структура административного правонарушения

Кто из органов полиции занимается непосредственным ведением расследований? Такая обязанность в первую очередь возлагается на:

  • начальников управлений территориального типа;
  • начальников отделов линейного типа;
  • руководителей дежурных смен;
  • руководящих сотрудников транспортной полиции (исключительно в отношении правонарушений, суть которых состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения);
  • сотрудников государственных инспекций, имеющих высокие служебные звания;
  • старших инспекторов государственных служб полиции;
  • участковых уполномоченных;
  • руководителей территориальных аппаратов миграционных служб;
  • руководителей аппаратов, ведущих дела по контролю над оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Важно отметить, что все перечисленные должностные лица имеют полное право не только вести расследования по факту совершения определенных деяний, но еще и назначать виновным лицам соразмерные и справедливые наказания, а также налагать штрафы, выраженные в денежной форме (при условии, если их сумма не превышает 5000 рублей).

Другой комментарий к Ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Это — участники производства. Конкретные формы выражения их процессуальной право- и дееспособности различны, что определяется той процессуальной ролью, которая отводится каждому из них.

В одних случаях совершаемые ими действия служат юридическими фактами, влекущими за собой возникновение административно-процессуальных отношений, в других они вступают в такого рода отношения в силу определенных обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальными нормами и т.д. Главное в общей характеристике этих лиц заключается в том, что каждый из них (видовой их набор достаточно разнообразен) является стороной возникшего административно-процессуального отношения. Обобщенно — это стороны возникающего в результате совершения административного правонарушения процессуального отношения, предметом которого является рассмотрение и разрешение в установленном законом порядке индивидуального административно-юрисдикционного дела.

Число участников производства значительно (11), что свидетельствует о его состязательном характере и о стремлении законодателя создать необходимые условия для установления по делу объективной истины.

Конечно, ведущая роль принадлежит судье, органу, должностному лицу, на которых возложена главная процессуальная обязанность — рассмотрение и разрешение дела по существу. Именно они принимают решение по делу, а также обеспечивают процессуальные гарантии участников производства.

Новеллой является включение в состав участников производства прокурора.

2. Как правило, дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием такого лица или его законного представителя (в отношении юридического лица). Предусмотрена возможность рассмотрения дела в их отсутствие. Например, если от них поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или же такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом необходимо иметь данные о том, что лицо было надлежаще извещено о дате и месте рассмотрения его дела. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство. В таком случае возможен привод физического лица (о юридическом лице в этом плане ничего не сказано). Следует считать, что производство без участия лица, в отношении которого ведется производство, является исключением из общего правила.

При рассмотрении дела, влекущего в качестве административного наказания административный арест или административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, обязательно. Особые условия предусмотрены для несовершеннолетних, в отношении которых ведется производство. Если обсуждение обстоятельств дела может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения этих обстоятельств.

3. Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство, достаточно широки: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать процессуальные действия органа, должностного лица, рассматривающего дело, пользоваться услугами переводчика, а также юридической помощью защитника. Это лицо может обжаловать не только протокол об административном правонарушении, но и применение процессуальных мер обеспечения производства. Круг его прав шире, чем у иных участников производства.

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 22.1 — 23.88)

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

  • Глава 22. Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
    • Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
    • Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)
    • Статья 23.1. Судьи
    • Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)
    • Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
    • Статья 23.5. Налоговые органы
    • Статья 23.6 (утратила силу)
    • Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
    • Статья 23.7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
    • Статья 23.8. Таможенные органы
    • Статья 23.9. Органы экспортного контроля
    • Статья 23.10. Пограничные органы
    • Статья 23.11. Военные комиссариаты
    • Статья 23.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 23.13. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    • Статья 23.13.1. Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду
    • Статья 23.14. Органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор
    • Статья 23.14.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
    • Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
    • Статья 23.16 (утратила силу)
    • Статья 23.17 (утратила силу)
    • Статья 23.18 (утратила силу)
    • Статья 23.19 (утратила силу)
    • Статья 23.20 (утратила силу)
    • Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
    • Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
    • Статья 23.22.1 (утратила силу)
    • Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
    • Статья 23.23.1 (утратила силу)
    • Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
    • Статья 23.24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
    • Статья 23.25. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 23.26. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
    • Статья 23.27. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
    • Статья 23.28. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
    • Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
    • Статья 23.30. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор
    • Статья 23.31. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор
    • Статья 23.32 (утратила силу)
    • Статья 23.33. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
    • Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор
    • Статья 23.35. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
    • Статья 23.36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор
    • Статья 23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
    • Статья 23.36.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
    • Статья 23.37 (утратила силу)
    • Статья 23.38 (утратила силу)
    • Статья 23.39 (утратила силу)
    • Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам
    • Статья 23.41 (утратила силу)
    • Статья 23.42. Органы, уполномоченные в области авиации
    • Статья 23.43. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
    • Статья 23.44. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 23.46. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
    • Статья 23.47. (утратила силу)
    • Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
    • Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
    • Статья 23.50. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
    • Статья 23.52. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор
    • Статья 23.53. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета
    • Статья 23.54 (утратила силу)
    • Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор
    • Статья 23.56. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор
    • Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
    • Статья 23.58. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии
    • Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий
    • Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля
    • Статья 23.61. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Статья 23.62 Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    • Статья 23.63 (утратила силу)
    • Статья 23.64. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    • Статья 23.65. (утратила силу)
    • Статья 23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 23.67 (утратила силу)
    • Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
    • Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
    • Статья 23.70 (утратила силу)
    • Статья 23.71. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
    • Статья 23.72. (утратила силу)
    • Статья 23.73. (утратила силу)
    • Статья 23.74. Банк России
    • Статья 23.75. (утратила силу)
    • Статья 23.76. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области уничтожения химического оружия
    • Статья 23.77. Военная автомобильная инспекция
    • Статья 23.78. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
    • Статья 23.79. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
    • Статья 23.79.1 (не применяется)
    • Статья 23.79.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
    • Статья 23.81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения
    • Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
    • Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
    • Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
    • Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 23.87. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения
    • Статья 23.88. Органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
    • Статья 23.89. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
Читайте так же:  Основания привлечения организации к административной ответственности
>
Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here