Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Полномочия судьи районного суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях

М. Масленников, федеральный судья в отставке, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ (г. Тверь).

Тема данной статьи — полномочия судей районных (городских) судов по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), вступившему в действие 1 июля 2002 г.

Рассматриваемый вопрос имеет две стороны: компетенционную и административно — процессуальную.

Компетенционная сторона. Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит перечень 124 статей, дела по которым подведомственны районному судье. Часть 2 ст. 23.1 дает список еще 55 статей, дела по которым могут быть переданы ему на рассмотрение соответствующим органом или должностным лицом.

Много это или мало, но несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство — безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека — высшей государственной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и о реализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права на судебную защиту.

Особенность, можно даже сказать особость, административно — процессуального статуса судьи проявляется и в том, что только он вправе назначать наиболее строгие административные наказания, такие, как возмездное или безвозмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 — 3.11 КоАП).

И это понятно: указанные административные наказания существенно затрагивают имущественные и личные права человека; их правильное применение требует судейской квалификации.

Среди приведенных «судебных» административных наказаний действительно новым является только дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица (ст. 3.11 КоАП).

Важно учесть и то, что многие из указанных административных правонарушений, как правило, сопровождаются причинением имущественного ущерба потерпевшему, и только судьи вправе взыскать таковой одновременно с рассмотрением дела по существу (ч. 1 ст. 4.7 КоАП).

Судья обязан рассмотреть дело, переданное ему органом или должностным лицом. Круг таких дел указан в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. Передача дела в суд может быть осуществлена, например, в том случае, если орган или должностное лицо сочтут, что административное наказание, которое они правомочны назначить, недостаточно для справедливого наказания правонарушителя. Например, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП управление транспортным средством в нетрезвом виде наказывается административным штрафом или лишением права управления транспортным средством сроком на один год. Дело об указанном правонарушении рассматривается начальником соответствующего органа ГИБДД либо другим должностным лицом органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП), компетенция которых ограничена правом наложения административного штрафа. Если эта мера указанными должностными лицами будет признана недостаточной (скажем, при повторном совершении аналогичного административного правонарушения), дело подлежит передаче на рассмотрение судьи. Заметим, однако, что судья не связан позицией сотрудников органов внутренних дел и вправе ограничить наказание одним административным штрафом.

Часть 3 ст. 23.1 КоАП устанавливает исключительную подсудность дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Административное расследование проводится только по наиболее сложным категориям дел — о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей и др. (ч. 1 ст. 28.7 КоАП). Продление месячного, по общему правилу, срока административного расследования еще до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП), естественно, не прерывает сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП.

Административно — процессуальная сторона. Принимая к производству дела об административном правонарушении, судья проверяет полноту материалов с точки зрения их достаточности для рассмотрения дела по существу. При этом ему особенно важно убедиться, что протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении — доставлении, административном задержании, досмотре вещей и транспортного средства и др. — составлены с соблюдением всех предъявляемых к ним требований, указанных в ст. ст. 27.1 — 27.15 КоАП. То же относится и к протоколу об административном правонарушении и постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП), определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП). В ряду этих процессуальных документов главным, связующим звеном является протокол об административном правонарушении, не без оснований называемый иногда обвинительным актом. Одно из самых важных требований к такому протоколу — он должен быть составлен соответствующим должностным лицом (ст. 28.3 КоАП).

Если при подготовке дела к рассмотрению выяснится, что протокол об административном правонарушении, иные материалы дела составлены неправомочным лицом, а также в случае неполноты материалов дела, судья вправе своим определением возвратить дело органу, должностное лицо которого составило такой протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП).

В ст. 29.4 КоАП определен перечень вопросов, подлежащих выяснению при подготовке дела к рассмотрению, установлены основания и порядок вынесения определений и постановлений в связи с обстоятельствами, препятствующими всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела.

КоАП, как и прежде, устанавливает в качестве общего правила, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Новшеством является уточнение, что по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено по месту его жительства (ч. 1 ст. 29.5). Статья 29.5 КоАП предусматривает также и особые правила по определению места рассмотрения дела (при административном расследовании, по делам о нарушении трудового законодательства, по делам в отношении несовершеннолетних, по делам об автотранспортных правонарушениях).

Частью 1 ст. 29.6 КоАП установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. Мотивированным определением судья может продлить данный срок, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6). Но здесь есть два важных исключения: дела об административных правонарушениях, наказываемых административным арестом, должны рассматриваться в день поступления материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания (ст. 29.6 КоАП).

Читайте так же:  Есть ли штраф за безбилетный проезд

Новыми в КоАП можно назвать и основания для отвода и самоотвода судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, а также перечень иных обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела судьей (ст. ст. 29.2, 29.3 КоАП). Согласно ст. 29.1 КоАП при подготовке к рассмотрению дела судья должен, в частности, выяснить, нет ли обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения им дела, имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок судебного рассмотрения административных дел в принципе остался прежним. Он определяется ст. 29.7 КоАП. Новыми являются только положения, определяющие случаи и основания вынесения судьей определения об отложении рассмотрения дела (п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП).

Новый КоАП, как и прежний, не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. А зря. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.

В новом Кодексе есть уже сейчас очевидные неясности — вопросы, на которые он не дает однозначного ответа. Практика применения нового закона неизбежно поставит, например, такие вопросы: что является основанием удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности (ч. 1 ст. 29.5 КоАП); каковы основания возврата судьей материалов дела на дополнительную проверку органу, должностное лицо которого составило протокол или возбудило дело об административном правонарушении.

Ответы на эти и другие вопросы надо будет искать в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/10903-polnomochiya-sudi-rajonnogo-suda-rassmotrenii-administrativnykh-pravonarusheniyakh

Рассмотрение дела об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции

Особенности деятельности судей по подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в 3 этапа:

1) подготовка дела к рассмотрению

2) рассмотрение дела по существу

3) принятие решения и доведение его до сведения участников производства и других заинтересованных лиц в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Подготовка дела к рассмотрению имеет важное процессуальное значение для законного и объективного рассмотрения дела по существу. Это необходимый и значимый этап судебной деятельности, который является обязательным по каждому делу об административном правонарушении. Подготовка дела к рассмотрению должна производиться по любому делу об административном правонарушении, независимо от того, насколько, с точки зрения судьи, оно представляет для него ту или иную сложность. Исключение составляют случаи, когда проведение подготовки по делу объективно невозможно, например, если на тот момент передачи дела в суд лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, подвергнуто административному задержанию и доставлено в суд. В этом случае все вопросы, подлежащие установлению в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, исследуются при непосредственном рассмотрении дела.

На данном этапе судья выясняет следующие вопросы:

1) Относится ли рассмотрение дело к его компетенции. Необходимо определить территориальную и предметную подведомственность дела, переданного в суд. Если будет установлено, что дело об административном правонарушении не относится у компетенции судьи, выносится определение о передаче его рассмотрения по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. 2) Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей.

В соответствии со ст. 29.2 КоАП РФ дело не может быть рассмотрено судьей, если он:

— является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

— лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе выносится определение, об его удовлетворении или отказе в удовлетворении. В реальной жизни возможны ситуации, когда заявление об отводе или самоотводе удовлетворено, но дело не может быть рассмотрено другим судьей (например, если в суде работает лишь один судья), в том числе мировому судье, действующему на территории того же судебного района. В этом случае председатель вышестоящего суда передает дело мировому судье другого участка или в другой районный суд.

3. Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Суть любого дела об административном правонарушении заключается в оценке протокола об административном правонарушении, переданного в суд. Поэтому вопрос о качестве данного документа стоит остро, т. к. он является основным, а иногда и единственным доказательством по делу, законодатель предъявляет жесткие требования к его форме и содержанию.В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:

— дата и место его составления

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие

— место, время совершения и событие административного правонарушения

— статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие в протоколе хотя бы одного из перечисленных сведений является безусловным основанием для его возвращения в орган или должностному лицу, составившим протокол, для устранения выявленных недостатков, о чем выносится соответствующее определение.

Читайте так же:  Освобождение от административного штрафа

Одно из самых важных требований к протоколу об административном правонарушении — это составление его уполномоченным на то должностным лицом.

Дела об административных правонарушениях (ч. 1-3 ст. 28.3 КоАП РФ) вправе возбуждать: а) должностные лица, осуществляющие административную юрисдикцию по данным делам; б) должностные лица, уполномоченные на то соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Судья, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, правомерно возвращают протоколы и другие материалы дела должностным лицам, их составившим, для устранения выявленных недостатков, ссылаясь на то, что допущенные нарушения являются существенными и не позволяют всесторонне полно и объективно рассмотреть дело. Статья 28.8 КоАП РФ устанавливает сжатый срок для устранения недостатков протокола и других материалов дела — трое суток со дня их поступления от судьи. О способах и формах устранения недостатков законодатель ничего не говорит.

Если все недостатки, послужившие основанием для возвращения дела об административном правонарушении, не устранены или лицо, в отношении которого составлен протокол, не ознакомлено с внесенными в него изменениями, судья вправе вновь возвратить дело в орган, должностное лицо которого составило этот протокол. Таким образом, этап подготовки дела к рассмотрению может повторяться неоднократно, до тех пор, пока материалы дела не будут оформлены надлежащим образом.

4) Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Перечень таких обстоятельств закреплен в ст. 24.5 КоАП РФ:

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, установившего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств, принимается решение о прекращении производства по делу, которое оформляется в виде постановления.

5) Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Неполнота представленных сведений, установленных в порядке подготовки дела к судебному заседанию, может быть восполнена путем:

— возвращения дела в орган или должностному лицу, составившим протокол

— истребования дополнительных доказательств, при назначении дела к слушанию

— направления запроса или поручения должностному лицу соответствующего территориального органа, возбудившего дело об административном правонарушении

Особая роль судьи в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях проявляется в том, что судья не просто содействует участникам процесса в собирании доказательств и разъясняет необходимость представления таких доказательств, а сам собирает их, восполняя пробелы публичного администрирования.

6) Имеются ли ходатайства и отводы.

Право заявлять ходатайства предоставлено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законным представителям физического или юридического лица, защитникам и представителям. Ходатайства заявляются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению.

Этап подготовки дела к рассмотрению завершается принятием решения о назначении времени и места судебного разбирательства. Одной из наиболее важных проблем, стоящей перед судьями при назначении дела к рассмотрению, является проблема надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства. В производстве по делам об административных правонарушениях этот вопрос стоит особенно остро, учитывая краткие сроки давности привлечения к административной ответственности и сжатые сроки рассмотрения таких дел.

Существуют следующие способы извещения участников производства по делам об административных правонарушениях:

— отсылка судебной повестки, содержащей информацию о месте и времени судебного разбирательства;

— извещение через должностное лицо органа, составившего протокол об административном правонарушении, которому судья вручает повестку и поручает вручить ее участникам процесса;

— извещение по месту работы;

— судебное извещение с использованием различных технических средств связи (телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте).

http://studbooks.net/1022761/pravo/rassmotrenie_dela_administrativnyh_pravonarusheniyah_sudah_obschey_yurisdiktsii

Вопрос – 123 Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей

Судья на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Читайте так же:  Юридические последствия административного выдворения иностранного гражданина

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Вопрос – 124 Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными органами. (по аналогии с вопросом 123)

Вопрос – 125 Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.(см. 123 вопрос)

Вопрос – 126 Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.

Административные комиссии являются коллегиальными органами, созданными специально для рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

АК рассматривают дела об адм. прав. в области общественного порядка и общественной безопасности; охраны собственности; транспорта; окружающей природной среды и природопользования; промышленности, строительства, энергетики.

По КоАП статус АК, их компетенция регламентируются только законами субъектов. Правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется как законами субъектов РФ об адм. правонарушениях., так и отдельными законами об административных комиссиях. Правовое регулирование регионального законодателя может затрагивать только внутриорганизационные вопросы создания и деятельности комиссий. Производство же осуществляется в порядке, установленном КоАП. На основе анализа норм законов субъектов можно выделить признаки:

— АК являются постоянно действующими коллегиальными органами;

— Создаются для рассмотрения и разрешения дел об а. прав. Привлечение к адм. ответственности – основная функция АК. Рассматривают дела об а. прав., предусмотренных законами субъектов РФ.

— АК действуют в пределах территории МО или в его части.

— Создаются органами МСУ.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999)

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопрос – 127 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, юридическая основа, принципы. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Производство по делам об административных правонарушениях (ПАП) представляет собой процессуальную форму привлечения лица (физического или юридического) к административной ответственности.

ПАП возникает только в связи с совершением административного проступка; посредством производства реализуется административная ответственность; к правонарушителю применяется административное наказание.

ПАП регламентируется нормами КоАП, нормами Арбитражного процессуального кодекса.

В ст. 24.1 КоАП перечислены задачи ПАП:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

— разрешение его в соответствии с законом

— обеспечение исполнения вынесенного постановления

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу должны быть всесторонне и полно выявлены все обстоятельства, имеющие значение для конкретного разрешения дела: имело ли место адм. правонарушение; виновато ли данное лицо; подлежит ли оно адм. ответственности; обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность. Дело рассматривается объективно: беспристрастно и непредвзято.

Принципы ПАП

выражают сущность, основное содержание, характеризуют свойства адм. юрисдикции. Это законодательно закрепленные базовые положения, на основе которых субъекты адм. юрисдикции осуществляют ПАП.

1.Принцип публичности. Производство осуществляется от имени государства и имеет своим содержанием применение адм. ответственности за нарушение специальных общеобязательных правил, установленных в сфере публичного управления.

2. Принцип законности. Лицо может быть привлечено к ответственности только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом. Уполномоченные органы и должностные лица, судьи должны строго соблюдать установленный порядок и форму исследования и разбирательства дел об адм. правонарушениях. Данный принцип заключается в том, что: законодательством определены органы и должностные лица, судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об администр. правонар.; они осущ. свою юрисдикционную деятельность в пределах установленной законом компетенции.

3. Принцип объективной истины по делу. Органы, должностные лица, судьи обязаны исследовать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. Принцип презумпции невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица.

Читайте так же:  Основания для возвращения протокола об административном правонарушении

5. Принцип обеспечения права на защиту. В ПАП может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

6. Принцип гласности. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это приведет к разглашению охраняемой законом тайны.

7. Принцип оперативности, экономичности, эффективности. Виновное лицо должно быть привлечено к ответственности в сроки, предусмотренные законом, при минимальных правовых затратах.

8. Принцип национального языка.

9.Принцип равенства всех перед законом и судом. Физ. лица подлежат ответственности независимо от пола, расы….Юр. лица независимо от организационно-правовой формы, места нахождения…..

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/9x1b55.html

Вопрос – 123 Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей

Судья на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Вопрос – 124 Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными органами. (по аналогии с вопросом 123)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11014 —

| 7447 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/6_92673_vopros—rassmotrenie-del-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-sudyami.html

Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями

Непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении имеет исключительно важное значение для вынесения законного и обоснованного решения. Именно на этом этапе судья должен выяснить все обстоятельства правонарушения и установить виновность лица в его совершении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В то же время по некоторым категориям дел предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения (ст. 29.6 КоАП РФ)

Дела об административных правонарушениях:

1) Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

2) Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.

3) Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума

4) Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

5) Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

6) Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме

7) Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

8) Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.

9) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

10) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

11) Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

12) Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

13) Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму

14) Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума

15) Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

16) Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума

17) Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

18) Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума

19) Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам

Читайте так же:  Административные штрафы 500 рублей

20) Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

21) Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

22) Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

23) Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»

24) Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

25) Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума

26) Подделка подписей избирателей, участников референдума

27) Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом.

28) Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов.

29) Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.

30) Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума.

31) Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов.

32) Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

33) Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

34) Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения

рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Нарушение порядка продажи входных билетов и изменение при продаже входных билетов установленной стоимости входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Процедура непосредственного рассмотрения дела состоит из нескольких сменяющих друг друга частей. Первая — подготовительная часть — призвана определить имеются ли необходимые условия для рассмотрения дела по существу в этом судебном заседании. Она включает в себя следующие стадии:

1) Объявление о том, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) Проверка явки участников процесса — выясняется кто из участников процесса явился, а кто отсутствует, и какова причина неявки, устанавливается личность явившихся участников процесса, а также проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя при представлении ими соответствующих документов (паспортов, удостоверений личности, доверенностей и т. д.);

3) Разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей;

4) Рассмотрение заявленных отводов и ходатайств — отводы судье, иным участникам производства;

5) принятие решения о продолжении или об отложении рассмотрении дела либо о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Отложение рассмотрения дела возможно в следующих случаях:

— поступление заявления о самоотводе или об отводе судьи, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

— отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

— неявки лица, участвующего в деле, если

а) его участие обязательно в силу закона

б) его явку судья признал обязательной

в) нет сведений о его надлежащем извещении

г) причина неявки признана уважительной

— истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

В подготовительной части судебного заседания судье также приходится решать вопрос, связанный с реализацией права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.

Перед второй частью судебного рассмотрения дела по существу стоит такая задача, как всесторонне, полное и объективное исследование собранных по делу доказательств с целью вынесения законного и обоснованного решения.

Последовательность процессуальных действий судьи в этой части судебного заседания такова:

— оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

— заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;

— заслушиваются показания потерпевшего, объяснения его представителя, свидетелей, а при их отсутствии, зачитываются их письменные показания;

— заслушиваются или оглашаются пояснения специалиста, заключение эксперта;

— исследуются иные доказательства, имеющиеся в материалах дела;

— если в рассмотрении дела участвует прокурор, то заслушивается его заключение.

Все собранные по делу доказательства оцениваются судьей с учетом требований административно-процессуального режима доказывания, установленного во главе 26 КоАП РФ.

В заключительной части судебного заседания судья выносит решение по делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studbooks.net/1022762/pravo/osobennosti_deyatelnosti_sudey_rassmotreniyu_administrativnyh_pravonarusheniyah_suschestvu

Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here