Результаты административного наказания

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Результаты административного наказания", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.1 КоАП РФ

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ в часть 2.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.3

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ в часть 3.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.3

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.4

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.5

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Читайте так же:  Как обжаловать штраф за безбилетный проезд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.6

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.7

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Административное наказание: что это такое, виды, правила применения в практике

При совершении противоправных действий нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Определение и назначение административного наказания

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные обязанности виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный ущерб. При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

  • Несовершеннолетний возраст нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
  • Беременность нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Читайте так же:  Сотрудники полиции выявили факт незаконной вырубки деревьев

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или заниматься предпринимательством. При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Глава 3. Административное наказание (ст.ст. 3.1 — 3.14)

Глава 3. Административное наказание

ГАРАНТ:

См. схему «Административное наказание»

>
Цели административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

>
Основные и дополнительные административные наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

§ 4. Эффективность административных наказаний

Административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны эти наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей, ибо без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Определение эффективности административных наказаний предполагает рассмотрение: 1) понятия, 2) условий и 3) факторов эффективности названных средств охраны правопорядка.

Понятие эффективности административных наказаний включает в себя два элемента: 1) фактически достигнутый (реальный) результат применения административных наказаний и 2) цель, для достижения которой были приняты соответствующие правовые санкции. Следовательно, эффективность (Э) административных наказаний в сфере охраны правопорядка выражается соотношением двух величин — результата (Р) применения административных наказаний и целей (Ц) их законодательного установления, т.е.

Определив элементы этого соотношения, можно выявить степень (коэффициент, уровень) эффективности административных наказаний.

Теоретически можно определить следующие цели рассматриваемых наказаний (ст. 3.1 КоАП исключает воспитание из целей административного наказания, с чем вряд ли можно согласиться): воспитание нарушителя, частное и общее предупреждение правонарушений.

Цель воспитания. Применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Однако правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан. Постановка воспитательной цели административных наказаний свидетельствует о подлинном гуманизме демократического государства, которое в борьбе с правонарушениями исходит прежде всего из задачи нравственного воспитания личности.

Цель частного предупреждения. Эта цель ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, имея в виду предупреждение рецидива с их стороны. Каковы пути достижения названной цели? Применение административных санкций влечет неблагоприятные для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. И боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторное совершение аналогичного проступка может повлечь за собой более суровую административную санкцию.

Помимо устрашения как средства достижения цели частного предупреждения, административные санкции содержат в себе разнообразные формы лишения фактической возможности совершить новое правонарушение. Так, конфискация у браконьера орудий лова, плавательных средств и т.п. лишает его фактической возможности продолжать незаконный лов рыбы; режим содержания административно арестованных (изоляция от общества, охрана и т.п.) имеет одну из целей — не допустить совершения правонарушений со стороны арестованных.

Читайте так же:  Виды административных наказаний предупреждение административный штраф

Цель частного предупреждения наказаний — это предупреждение административных правонарушений. Однако превентивная роль административных санкций гораздо шире.

Цель общего предупреждения. Если частное предупреждение заключается в предотвращении правонарушений со стороны лиц, уже подвергнутых административным наказаниям, то общая превенция состоит в предупреждении правонарушений иных лиц.

Цель общего предупреждения обеспечивается прежде всего информацией о самом законе, предусматривающем возможность применения наказания за совершение административного правонарушения. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Определив цели административных наказаний, необходимо выяснить результат их действия, который выражается в конкретных количественных показателях. Посредством таких показателей устанавливается коэффициент (степень) эффективности рассматриваемых санкций. Выбор показателей зависит от того, эффективность какой цели — воспитательной, частнопревентивной или общепревентивной, какого наказания — штрафа, административного ареста или конфискации и за какой конкретный вид проступка — противоправные проявления пьянства, мелкое хулиганство, нарушение правил охоты и т.д. — подвергается исследованию. Вместе с тем эти показатели должны быть объективными, достоверными, способными количественно отражать поведение людей. Такие показатели позволяют судить об изменениях в поведении лиц, подвергнутых административным наказаниям, и получить данные о коэффициенте их эффективности, т.е. о числовом выражении степени достижения целей рассматриваемых санкций.

Так, для определения эффективности частнопревентивного воздействия административных наказаний можно использовать показатели, характеризующие: во-первых, рецидив административных правонарушений; во-вторых, совершение преступлений лицами, подвергнутыми административным санкциям; в-третьих, совершение проступков и преступлений в период отбывания длящегося административного наказания, например административного ареста, лишения водительских прав.

Полученные путем использования названных показателей числовые значения коэффициента эффективности административных наказаний будут различными. В тех случаях, когда из исследуемой группы лиц, к которым применено административное наказание, никто не совершил нового правонарушения (проступка — по первому показателю, преступления — по второму), коэффициент эффективности равен единице. Чем больше отмечается рецидив, тем меньше оказывается коэффициент эффективности административной санкции (так, если из 100 человек, подвергшихся административным наказаниям, 10 вновь совершили правонарушения, то коэффициент эффективности составляет 0,9).

Важное значение для эффективности административных наказаний имеет соблюдение определенных условий их результативности. Нередко причины недостаточной действенности административных санкций, как показывает практика их применения, кроются именно в несоблюдении тех или иных условий.

Группировку конкретных условий эффективности административных наказаний можно провести по двум направлениям: во-первых, условия эффективности, связанные с действующим законодательством, и, во-вторых, условия эффективности, связанные с применением административных санкций.

К первой группе относятся два условия: 1) наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего административную ответственность; 2) информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение.

Вторая группа включает следующие условия эффективности административных наказаний:

1) оперативность производства по делам об административных правонарушениях; 2) воспитательное воздействие на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления о применении административного наказания; 3) реальность исполнения санкций; 4) стабильность административной практики; 5) законность и справедливость примененных санкций; 6) сочетание административного наказания с иными методами воздействия; 7) информированность субъектов права о применении административных санкций; 8) авторитет правоприменительного органа.

Определение эффективности административных наказаний включает в себя решение проблемы факторов. Результат воздействия административных санкций зависит от непосредственного влияния на сознание и поведение людей многочисленных и разнообразных факторов, ситуаций, процессов правового и неправового характера — экономических, социально-психологических, демографических, моральных и др. Эти обстоятельства являются факторами эффективности административных наказаний и в конечном счете определяют результат их применения.

Факторы, определяющие эффективность административных наказаний, можно объединить в несколько групп.

Группа факторов правовой нормы с санкцией за административные правонарушения включает отсутствие (наличие) пробелов в праве, определенность (неопределенность, недостаточную определенность) признаков состава правонарушения, полноту (неполноту, недостаточную полноту) регулирования охраняемых общественных отношений. К ним необходимо отнести «силу» или «слабость» санкции, поскольку, например, «копеечные» штрафы не являются эффективными.

Группа факторов правоприменителя. Закон ограничивает круг лиц, наделенных правом применять административные наказания. К этому кругу относятся лишь органы и должностные лица, уполномоченные законом выносить постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Однако реализация санкции подготавливается деятельностью многих других лиц, хотя и не относящихся к числу правоприменителей в собственном смысле слова, но обеспечивающих применение наказания. Для того, например, чтобы подвергнуть работника торговли, нарушившего установленные законом правила продажи спиртных напитков, соответствующим мерам административного наказания, необходимо выполнить ряд предварительных операций: установить сам факт правонарушения и все относящиеся к нему обстоятельства, выявить нарушителя и зафиксировать его данные, при необходимости задержать его и доставить в милицию, собрать информацию о его предыдущем поведении, подготовить необходимые процессуальные документы и т.п.

К факторам правоприменителя относится также нормативная урегулированность задач, функций, обязанностей, прав должностных лиц, применяющих административные наказания, организация учета административных правонарушений, знание материальных и процессуальных норм и др.

К группе факторов правонарушителя могут быть отнесены: возраст, профессия, образование, семейное положение, жилищные условия, размер заработной платы, общественная активность, трудовая дисциплина, знание правовой нормы, отношение к ее содержанию (установка), нравственные качества, общая культура и др.

К факторам применения наказания относятся обстоятельства, характеризующие выбор нормы права, соответствующей данному правонарушению, фактическое исполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) назначенного административного наказания, проведение (непроведение) предусмотренных законом профилактических мероприятий и др.

Выявление факторов эффективности административных санкций не является самоцелью. Важно не только обнаружить эти обстоятельства, но и попытаться отыскать возможности их практического использования. Их обнаружение необходимо для совершенствования правового регулирования общественных отношений в области борьбы с административными правонарушениями и поиска более эффективного механизма применения и исполнения административных наказаний.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности впервые

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.
Читайте так же:  Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет наложения судимости, и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2-1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2-2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

2-3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2-2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3-1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3-2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3-3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3-2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3-4. Внимание! Часть 3-4 вступит в силу 15 июля 2016 г. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3-5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Источники

Результаты административного наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here