Срок исковой давности проверки

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Срок исковой давности проверки", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

AvguR › Блог › Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности. Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.
Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11, где указано следующее.
Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.
Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:
1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;
2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.
Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод. Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.
Про момент извещения:
ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Срок исковой давности проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2015 г. N Ф07-427/15 по делу N А52-930/2014 (ключевые темы: материальные ценности — срок исковой давности — резервы — акт проверки — штраф)

16 марта 2015 г. Дело N А52-930/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Власовой М.Г. и Дмитриева В.В.,

при участии от Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу Козыревской А.С. (доверенность от 12.01.2015 N 4),

рассмотрев 16.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Порховский релейный завод» на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.09.2014 (судья Жупанова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 (судьи Потеева А.В., Зайцева А.Я., Тарасова О.А.) по делу N А52-930/2014,

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, д.14, ОГРН 1057809002305, ИНН 7842012465 (далее — Управление Росрезерва), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к открытому акционерному обществу «Порховский релейный завод», место нахождения: 182620, Псковская обл., г. Порхов, пр. Ленина, д.20, ОГРН 1026001745593, ИНН 60170000232 (далее — Общество), об обязании освежить материальные ценности государственного резерва, качественная сохранность которых не была обеспечена согласно акту проверки от 16.11.2012, и о взыскании на основании пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон N 79-ФЗ) штрафа в размере 163 310 руб. 08 коп.

Читайте так же:  Злоупотребление правом потерпевшего

Решением Арбитражного суда Псковской области от 23.09.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12. 2014 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания штрафа, ссылаясь на неправильное неприменение срока исковой давности.

Управление Росрезерва в отзыве на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Представитель Управления Росрезерва просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.


Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество осуществляет ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва на основании номенклатуры, утвержденной приказом Федерального агентства по промышленности от 09.02.2007 N М-129с.

Управлением Росрезерва проведена плановая проверка количественного и качественного состояния хранимых материальный ценностей государственного резерва. По результатам проверки составлен акт от 16.11.2012, в котором зафиксировано необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва.

Поскольку ответчиком допущено неосвежение материальных ценностей государственного резерва, Управление Росрезерва обратилось в арбитражный суд с иском об обязании освежить такие материальные ценности и о взыскании на основании пункта 12 статьи 16 Закона N 79-ФЗ штрафа в размере 163 310 руб.

Общество против удовлетворения иска возражало, в том числе по мотиву пропуска срока исковой давности.

Суды, применив положения Закона N 79-ФЗ и не согласившись с доводами ответчика о применении срока исковой давности к требованию о взыскании штрафа, исковые требования удовлетворили.

Суд первой инстанции исходил из того, что срок исковой давности начал течь с момента составления акта проверки от 16.11.2012. Апелляционный суд в дополнение к выводу суда первой инстанции сослался на то, что из срока исковой давности на основании пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации исключается период рассмотрения арбитражным судом аналогичного дела по иску Управления Росрезерва на основании акта проверки от 14.09.2011 (дело N А52-1464/2012с).

Суд кассационной инстанции отмечает, что поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 23.04.2012 по делу N А52-1464/2012с Общество уже обязано освежить материальные ценности государственного резерва, то необходимости повторного обращения в суд с аналогичным иском не имелось. Управление Росрезерва могло требовать принудительного исполнения решения суда. Между тем судебные акты в части обязания освежить материальные ценности государственного резерва в кассационном порядке не обжалуются и, исходя из отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий выйти за пределы кассационной жалобы, не подлежат отмене.

Общество не согласно со взысканием с него штрафа за неосвежение материальных ценностей государственного резерва, поскольку полагает срок исковой давности пропущенным. О пропуске срока исковой давности Общество заявило при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Выводы судов о неприменении срока исковой давности являются правильными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 79-ФЗ освежение запасов государственного резерва, находящегося у ответственных хранителей, и замена материальных ценностей государственного резерва осуществляются ответственными хранителями самостоятельно без привлечение дополнительных бюджетных средств, а согласно пункту 12 статьи 16 этого же Закона в случае нарушения правил и условий хранения материальных ценностей государственного резерва, а также в случаях несвоевременного освежения запасов государственного резерва, замены материальных ценностей государственного резерва, хранения материальных ценностей государственного резерва, не соответствующих номенклатуре материальных ценностей государственного резерва, требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственные хранители уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей.

О несоблюдении Обществом качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва (неосвежении) Управлению Росрезерва стало известно при проверке в сентябре 2011 года, что зафиксировано в соответствующем акте от 14.09.2011.

На основании акта от 14.09.2011 Управление Росрезерва обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу об обязании освежить материальные ценности государственного резерва и о взыскании штрафа (иск предъявлен 13.02.2012, дело N А52-1464/2012с Арбитражного суда Псковской области).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 23.04.2012 по делу N А52-1464/2012с Общество было обязано освежить материальные ценности государственного резерва, также с Общества взыскан штраф за неосвежение материальных ценностей государственного резерва. Данное решение вступило в законную силу 26.07.2012.

Взыскание штрафа по решению суда от 23.04.2012 по делу N А52-1464/2012с прекращает правонарушение, зафиксированное актом проверки от 14.09.2011, но не прекращает обязательство Общества освежить материальные ценности. Ответственный хранитель, не освежающий материальные ценности государственного резерва, совершает длящееся правонарушение. Осуществляя контрольные функции, Управление Росрезерва установило, что Общество материальные ценности государственного резерва так и не освежило, что подтверждено актом от 16.11.2012.

Акт проверки от 16.11.2012 является правоподтверждающим фактом и с момента составления такого акта для взыскания штрафа начинает течь срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иск предъявлен в суд 31.03.2014, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

То обстоятельство, что решением суда от 23.04.2012 по делу N А52-1464/2012с с Общества взыскан штраф за неосвежение материальных ценностей государственного резерва, не освобождает Общество от обязательства освежить материальные ценности государственного резерва. После вступления решения суда в законную силу Управление Росрезерва, установив факт неосвежения, вправе вновь ставить вопрос о взыскании штрафа.

Читайте так же:  Проверить штраф по административному делу

Мнение Общества о том, что срок исковой давности должен исчисляться с момента истечения сроков хранения имущества, несостоятельно.

Закон N 79-ФЗ не устанавливает сроков освежения материальных ценностей государственного резерва, Общество как ответственный хранитель должно производить их освежение по мере необходимости. Общество привлекается к ответственности не за неисполнение обязательства с определенным сроком исполнения, а за длящееся правонарушение. Поэтому положения пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы.

Ответчик не представил суду доказательства несоразмерности размера штрафа последствиям нарушения обязательства и об уменьшении размера штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не ходатайствовал.

Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что взысканный с ответчика на основании пункта 12 статьи 16 Закона N 79-ФЗ штраф по настоящему делу соразмерен или даже менее того штрафа, который с него мог бы быть взыскан за неисполнение судебного акта по делу N А52-1464/2012с.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Псковской области от 23.09.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А52-930/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Порховский релейный завод» — без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Шпачева
Судьи М.Г. Власова
В.В. Дмитриев

Принципы расчёта

Порядок взыскания налоговой задолженности напрямую зависит от статуса налогоплательщика. Например, с индивидуальных предпринимателей и организаций, ФНС может взыскивать долги в бесспорном порядке, без обращения в суд. Законодатель полагает, что получив извещение от ФНС об образовавшейся задолженности, коммерсанты обязаны немедленно оплатить долг. Если оплаты по требованию не происходит, налоговая служба обращается в кредитно-финансовую организацию, занимающуюся обслуживанием счетов компании-должника. Если на счетах есть необходимая сумма для погашения задолженности, банк по умолчанию перечисляет её по реквизитам ФНС.

Как упоминалось выше, досудебное решение этого вопроса возможно в течение 2-х месяцев с момента выявления недоимок. Если срок упущен или на счетах компании недостаточно средств для погашения имеющейся задолженности, ФНС выходит в суд, и подаёт иск о принудительном взыскании. Досудебное урегулирование конфликта в таких ситуациях, становится невозможным.

В случае с физическими лицами, порядок расчётов исковой давности и принципы взыскания задолженности, отличается. В частности, взыскать долги по налогам с физлица можно только в судебном порядке. Обнаруживаются такие недоимки в автоматическом порядке. Происходит это уже на следующий день, после того, как истекает установленный срок оплаты. После этого, ФНС выставляет должнику требование о погашении. Если сумма долга не дотягивает до финансовой планки в 500 рублей, претензия предъявляется в течение года. В остальных случаях, этот срок составляет 3 месяца. В требовании указывается вид налога, по которому образовалась недоимка, общая сумма к оплате и максимальный срок погашения. Если конкретные сроки не указаны, задолженность должна быть погашена в течение 8-ми дней.

Если сумма неуплаченных налогов превышает 3 000 рублей, в течение 6-месячного срока налоговая может взыскать денежные средства в принудительном порядке. Если взыскание производится за счёт имущества должника, этот срок увеличивается до 2-х лет. В ситуациях, когда общий размер задолженности не превышает 3 000 рублей, взыскание выполняется в течение полугода по истечении 3-летнего срока налоговой давности.

Когда срок давности может быть приостановлен

Это возможно в случаях, когда нарушитель создаёт непреодолимые препятствия для проведения проверки или работы выездной комиссии. В результате этих действий, комиссия ФНС не может получить доступ к подотчётной документации, следовательно, определить объём невыполненных обязательств.

При этом закон никак не регулирует само понятие непреодолимых препятствий. Поэтому срок исковой давности приостанавливается с момента составления акта, указывающего на невозможность проведения налоговой проверки. Возобновляются сроки после того, как налоговики получают доступ к необходимым бумагам и другим формам бухгалтерской отчётности. Этот факт подтверждается документально.

Как исчислить срок исковой давности для целей проведения налоговых проверок? (А. Гридин, 17 апреля 2018 г.)

Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: [email protected], Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

Как исчислить срок исковой давности для целей проведения налоговых проверок?

(А. Гридин, налоговый консультант, 17 апреля 2018 г.)

Видео (кликните для воспроизведения).

ТОО получило извещение о проведении комплексной налоговой проверки. Если ТОО сдаст дополнительную отчетность по НДС за 2-4 кварталы 2013 года, будет ли срок исковой давности продлен на 2012 год, ведь срок исковой давности на сегодняшний день истек?

Согласно пункту 3 статьи 158 Налогового кодекса от 25 декабря 2017 года, завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса, исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени (5 лет), в течение которого:

1) налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет;

2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;

3) налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

Подпунктом 1 пункта 7 статьи 48 Налогового кодекса определено, что срок исковой давности продлевается на один календарный год в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

Читайте так же:  Подсудность жалобы на действия судебного пристава

Сроки давности по налоговым правонарушениям

Получение требований об уплате налогов за давно прошедший период – не редкость для бизнесменов. Всегда ли эти требования правомерны? Все зависит от целого ряда факторов.

Сроком исковой давности для такого вида проверки является период, в течение которого инспекция имеет право предъявить взыскания и привлечь к ответственности за выявленные нарушения. Существует ли период давности в этой сфере – то есть срок, когда у инспекторов уже нет возможности наказать за выявленное нарушение?

Налоговым кодексом предусматривается несколько видов временных периодов давности:

  • по проведению аудита;
  • взысканию налогов;
  • привлечению к ответственности.

Для начала разберем, что такое исковая давность. Этот юридический термин означает временной отрезок, в течение которого тот, в отношении кого было допущено нарушение прав, может обратиться в компетентные органы за их защитой. Как правило, если этот временной отрезок упущен, то восстановить свои права практически нет шансов. Едва ли не единственная возможность – документально подтвержденное указание на уважительную причину.

По гражданскому кодексу срок исковой давности составляет 3 года. Однако законом четко оговорено, что на налоговые правоотношения это не распространяется. В налоговом кодексе даже нет прямой нормы, которая бы устанавливала период давности для принудительных взысканий.

Но это не значит, что компания, которая, например, переплатила налоги, не будет иметь возможности вернуть переплаченные средства. Как не означает и то, что инспекция имеет право, когда угодно и за какой угодно временной отрезок взыскивать налоги. Ряд статей налогового кодекса указывает на ограничения по применению санкций.

Срок давности по налоговым проверкам

Контрольные мероприятия в глобальном смысле делятся на две категории:

  1. Камеральные. При проведении этого вида аудита проверяют в основном декларации, аудит проводится в самой инспекции, никаких особых разрешений на него не требуется.
    При камеральном аудите у предпринимателя могут затребовать только те документы и за тот временной отрезок, за который он отчитывается. В основном этот период составляет год. Поэтому и максимальная временная планка, которая может быть охвачена проверкой, — один календарный год (он может быть увеличен только в том случае, если бизнесмен сам подаст уточненную декларацию).
  2. Выездные. В отличие от первой категории этот вид аудита предполагает обязательное наличие специального разрешения руководителя инспекции. Он проводится непосредственно в офисе компании. Проверяется не только документация, но и помещения, анализируется имущество.
    Период, в отношении которого проводится выездная проверка, более длительный – три года. Документацию, оформленную ранее, инспекторы не имеют права анализировать. При этом временной отрезок рассчитывается исключительно с начала года, в котором принимается решение о старте проверки (например, если решение о проведении аудита принято в августе 2018, инспектор вправе запросить и проанализировать документацию за отрезок времени с 1 января 2015 года).

Меры ответственности

Первое, о чём следует помнить должникам — это начисление пени. Штраф начисляется уже со следующего дня появления налоговой задолженности, и составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка. Для организаций эта ставка действует только в течение первого месяца. Потом ставка меняется на 1/150, и сохраняется в таком объёме до момента погашения долга.

Помимо этого, законодателем предусмотрена система денежных штрафов, в размере:

  • 20% от суммы неуплаченных налогов, если правонарушение не предполагает злого умысла;
  • 40%, если должник умышленно уклоняется от уплаты налогов.

В ряде случаев, виновные могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. На основании этого документа виновным грозит денежный штраф до 300 000 рублей либо лишение свободы до 2-х лет. Если злодеяние совершено в особо крупных размерах либо по предварительному сговору, группой лиц, меры ответственности ужесточаются. В частности, штраф увеличивается до 500 000 рублей, лишение свободы — до 6-ти лет.

Понятие налоговой давности

Под сроком налоговой давности обозначается период, на протяжении которого ФНС может взыскать образовавшуюся задолженность в принудительном порядке. Отсюда следует, что налоговики могут взыскать с должников задолженность лишь в том случае, если обращение в суд произошло до истечения предусмотренных законом временных интервалов.

Однако здесь есть один нюанс. Срок налоговой давности устанавливается для привлечения нарушителей к ответственности. Основные положения по этому вопросу раскрываются в ст. 113 Налогового Кодекса РФ. Это означает, что к человеку/организации, нарушившим порядок уплаты налогов не могут применяться карательные санкции, предусмотренные положениями КоАП или Уголовного кодекса. При этом обязанность погасить образовавшуюся задолженность, никуда не исчезает.

Если обратиться к п.1 ст. 113 НК РФ можно понять, что срок налоговой давности определяется как 3 года с момента совершения налогового преступления либо со следующего дня по окончании расчётного периода. Второй момент касается правонарушений, подпадающих под действие статей 120, 122, 129.3 и 129.5 Налогового кодекса.

Разновидности сроков давности

Действующее законодательство Российской Федерации, резиденты страны не только обязаны платить налоги, но и должны проводить отчисления строго в установленные законом сроки. Если этого не происходит, образуется состав налогового правонарушения. Это даёт ФНС право взыскивать задолженность принудительно, через суд, и привлекать виновных к ответственности в рамках действующего законодательства.

Однако сроки давности для таких действий предусматриваются разные. Выглядит это так:

  1. Исковая давность — взыскание задолженности по неуплаченным налогам через суд. Подаются такие иски в период от 6-ти месяцев до 2-х лет с момента извещения должника о выявленном правонарушении.
  2. Привлечение к ответственности — назначение наказания за налоговые преступления. Максимальный срок для привлечения к ответственности ограничен 3-мя годами. По истечении этого периода времени, нарушитель уже не подлежит наказанию.
Читайте так же:  Возбуждение и рассмотрение административного дела

Оба срока давности действуют независимо друг от друга. Например, если судебное разбирательство длится больше 2-х лет, суд не может вынести решения относительно принудительного взыскания долгов. Зато сможет привлечь должника к ответственности за совершённое правонарушение. Несмотря на то что взыскать задолженность на основании судебного решения не получится, долг по налогам продолжает числиться за нарушителем. Списать его можно лишь в том случае, если задолженность признаётся безнадежной к взысканию.

Сроки давности для физического лица

Здесь многое зависит от суммы задолженности и вида налога. В частности, если речь идёт о предъявлении претензии по неуплате налогов физлицу, сделать это можно в течение полугода со дня истечения сроков внесения таких платежей. Если за 3 года с момента образования налоговой задолженности, сумма неуплаченных налогов превосходит 3 000 рублей, ФНС вправе направить исковое требование в суд о принудительном взыскании долга. Делается это в течение полугодового интервала времени, с момента возникновения такого права.

Однако здесь есть ряд нюансов. Например:

  1. Земельный и имущественный налоги могут взыскиваться только за последние 3 года. В частности, если ФНС выходит в суд с требованием погасить имеющуюся задолженность, налоги взыскиваются только за период 2016-2018 гг.
  2. Автотранспортный налог также взыскивается только за последние три года. Однако здесь есть исключение, для автотранспорта, задействованного для выполнения сезонных работ, например, снегоуборочная техника. В таких ситуациях допускается частичное освобождение от уплаты налогов.

Какие сроки исковой давности применимы к взысканию налогов с юридического лица

В общих чертах здесь также действует срок налоговой давности в 3 года. Однако отличается юридическая сторона процедуры взыскания задолженности.

Выглядит это так:

  1. Через 2 месяца после установленного срока уплаты налога, организация получает уведомление о списании денежных средств.
  2. Если 2-месячный срок предъявления претензии упущен, через полгода следует обращение в суд.
  3. Если финансовые возможности организации не позволяют рассчитаться с долгами, через год после истечения требований об уплате, ФНС вправе принудительно взыскать всю сумму за счёт имущества должника.

Обзор документа

Территориальный орган Росрезерва предъявил иск к организации, осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва. Он в т. ч. просил взыскать с нее штраф за неосвежение этих ценностей.

Организация полагала, что по требованию о взыскании штрафа пропущен срок исковой давности.

Кассационная инстанция согласилась с нижестоящими судами, отклонившими данный довод.

Согласно Закону о государственном материальном резерве в случае нарушения правил и условий хранения материальных ценностей государственного резерва, а также в случаях несвоевременного освежения его запасов, замены материальных ценностей, хранения материальных ценностей государственного резерва, не соответствующих номенклатуре материальных ценностей государственного резерва, требованиям техрегламентов и иным обязательным требованиям, ответственные хранители уплачивают штраф. Он составляет 20% от стоимости материальных ценностей.

По результатам плановой проверки истцом был составлен акт, в котором зафиксировано необеспечение качественной сохранности материальных ценностей.

С момента составления акта проверки начинает течь срок исковой давности для взыскания штрафа.

Довод о том, что срок исковой давности исчисляется с момента истечения сроков хранения имущества, несостоятелен.

Закон не устанавливает сроков освежения материальных ценностей государственного резерва. Ответственный хранитель должен производить их освежение по мере необходимости. Организация привлекается к ответственности не за неисполнение обязательства с определенным сроком исполнения, а за длящееся правонарушение. Поэтому в данном случае не применяется правило ГК РФ о том, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Глава 12. Исковая давность (ст.ст. 195 — 208)

Глава 12. Исковая давность

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 и Обзор Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 г. N 126

См. схему «Срок исковой давности»

>
Понятие исковой давности
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Срок налоговой давности

Согласно положениям налогового кодекса, физические и юридические лица, получающие прибыль на территории страны, обязаны платить налоги. К сожалению, эта обязанность соблюдается не всеми налогоплательщиками. Поэтому закон предусматривает возможность принудительного взыскания неоплаченных налогов с должников, включая набежавшие пени. При этом законодатель устанавливает сроки налоговой давности: временной интервал, по истечении которого, любые претензии по оплате налогов со стороны ФНС становятся неправомерными. Рассмотрим, какие сроки налоговой давности предусматриваются законодателем для физических и юридических лиц.

Сроки взыскания налогов

По налоговому законодательству, если владелец бизнеса вовремя не выплатил долг по налогам, средства спишут с его банковских счетов или через суд. Вариантов развития ситуации здесь несколько:

  • По правила после того, как истек официальный срок уплаты задолженности, у ФНС есть два месяца, чтобы вынести решение о принудительном взыскании. Соответствующий документ будет направлен самому предпринимателю, а также в банки, в которых у него открыты счета.
  • Если отрезок времени в 60 дней по какой-то причине упущен, это будет означать, что в административном порядке взыскать с предпринимателя долг не могут. Зато могут сделать это через суд. На обращение в судебные органы у ФНС есть полгода. Если в течение этого отрезка времени инспекция не направила документы (что бывает крайне редко), принудительно взыскать долг по налогу она уже не будет иметь права.
  • Если на банковском счете предпринимателя не хватает средств для погашения долга, взыскание обращается на его имущество. При таком раскладе также будет действовать административный или судебный порядок, только временные рамки, которые отводятся инспекторам на принятие решения, расширяются – 12 месяцев и два года соответственно.
Читайте так же:  Вручение копии протокола об административном правонарушении

Давность привлечения к иной ответственности

Если в ходе проведения проверки инспекторы выявили нарушение, у владельца бизнеса есть месяц на обжалование решения инспектора. После окончания этого срока руководителем выносится акт о привлечении к ответственности. Это должно быть сделано в 10-дневный срок (в ряде случаев он увеличивается, но не должен превышать 30 дней).

При этом предпринимателю стоит знать, что по закону срок давности привлечения к ответственности со стороны ФНС не может превышать 3 лет. При этом срок давности имеют право приостановить – если владелец бизнеса всячески противодействует работе инспектора, что не дает возможности провести аудит.

Отдельный вопрос – уголовная ответственность за налоговые преступления. Здесь срок давности зависит от тяжести деяния и варьируется от двух лет (за преступления небольшой тяжести) до 15 лет (за особо тяжкие).

Можно ли отказать в предоставлении документов в рамках встречной проверки за период четырехлетней давности, ссылаясь на истечение срока исковой давности?

В рамках встречной проверки налоговый орган запросил документы за период с 2012 по 2014 гг. Требование датировано июлем 2016 г. Правомерно ли требование налоговой инспекции? Имеет ли организация право отказать в представлении документов за 2012 г., ссылаясь на истечение срока исковой давности?

Налоговым кодексом РФ не установлены ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки. Если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их представления неправомерен.

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

В силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Единственное ограничение установлено п. 3 ст. 93.1 НК РФ, который предусматривает, что в поручении об истребовании документов (информации) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Установленное п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной налоговой проверки, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

В Письме Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519 финансовое ведомство отмечает, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Кроме того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Помимо этого, сроки хранения отдельных видов документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Согласно п. 1.4 раздела «Общие положения» указанного Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Учитывая изложенное, налоговый орган, проводящий проверку контрагента организации, вправе истребовать у организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. Если установленные законодательством предельные сроки хранения таких документов на момент получения налогоплательщиком соответствующего требования не истекли, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ ( п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях суды даже истечение срока хранения документов не признают обстоятельством, которое само по себе освобождает налогоплательщика от ответственности. В Постановлении от 12.12.2011 N А68-2312/09 ФАС Центрального округа, рассматривавший требование о признании недействительным решения налогового органа о доначислении ряда налогов, начислении пеней, штрафов и привлечении к налоговой ответственности, принял сторону налогового органа, основываясь, в частности, на том, что налогоплательщиком в нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не было представлено доказательств уничтожения документов за истечением срока хранения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация предоставлена справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».

Источники

Срок исковой давности проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here