Срок привлечения должностного лица к административной ответственности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Срок привлечения должностного лица к административной ответственности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

-2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);

-3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;

-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

-1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.22 — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось;

-ст. 7.23.3. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.34. — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 9.23. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.32 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.4. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 23 ст. 19.5. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.8. — большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.8. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает суд;

-ст. 5.57. — для юридических лиц;

-ст. 5.63. — для граждан;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает суд;

-ст. 7.19. — кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;

-ст. 7.23.3. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает суд;

-ст. 9.23. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 11.32. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает суд;


-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.23. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает суд;

-ст. 14.1.3. — для юридических лиц;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть — специальный годичный срок;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает суд;

-ст. 17.7. — для юридических лиц;

-ст.ст. 19.3., 19.4. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.4.1. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности документы

-ч. 23 ст. 19.5. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч. 25 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ст. 19.20. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.30. — кроме должностных лиц;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 20.8. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает суд;

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

Видео (кликните для воспроизведения).

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

Читайте так же:  Находится дело об административном правонарушении

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Читайте так же:  Обжалование штрафа за платную парковку

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Сроки давности привлечения к административной ответственности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Сроки давности привлечения к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев), за исключением отдельных видов правонарушений, для которых предусмотрены специальные сроки рассмотрения и вынесения постановлений.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к администравтивной ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию составляет один год, если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

В пределах срока давности привлечения к административной ответственности необходимо не только огласить резолютивную часть постановления по делу, но и изготовить его целиком (Постановление Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 56-АД17-20).

Конкретные сроки давности привлечения к административной ответственности по каждому правонарушению приведены в таблице.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Какие категории граждан считаются должностными лицами

    В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

    Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

    Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

    В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

    1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
    2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
    3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
    4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
    5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
    6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
    7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
    8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
    9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

    Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

    К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

    Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

    Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

    Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

    Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

    1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
    2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
    3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
    4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.
    Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности следственный комитет

    В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

    За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

    Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

    Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

    Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

    • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
    • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
    • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

    Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

    • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
    • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
    • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

    Виды административной ответственности

    Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

    • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
    • с исполнением правил природопользования по главе 8;
    • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
    • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
    • с информационной сферой по главе 13;
    • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
    • со сферой воинского учета по главе 21;
    • с таможенной сферой по главе 16;
    • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
    • со сферой порядка управления по главе 19.

    Меры административного наказания

    Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

    Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

    В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

    В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

    • отсутствие состава нарушения;
    • невменяемость физлица;
    • истечение сроков давности;
    • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
    • объявленная амнистия;
    • смерть должностного лица;
    • прочие ситуации.

    Особенности привлечения к ответственности

    Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

    Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

    Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

    1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
    2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
    3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
    4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

    Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

    Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Разъясняем законодательство

    Срок давности привлечения к административной ответственности

    Разъясняет: старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич

    Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

    Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

    Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается. Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

    Читайте так же:  Какие виды административных наказаний административный штраф

    Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
    схема проезда

    Проблемы применения срока давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности

    Статья просмотрена: 1653 раза

    Библиографическое описание:

    Корсакова Н. А. Проблемы применения срока давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 215-217. — URL https://moluch.ru/archive/3/229/ (дата обращения: 16.02.2020).

    Одним из обязательных условий, которые необходимо учитывать органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, при назначении административных наказаний физическим и юридическим лицам, совершившим эти правонарушения, является соблюдение установленных статьей 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [Кодекс Российский Федерации об административных правонарушениях ст.4.5 в ред. от 30.12.2008г.] сроков давности привлечения указанных лиц к административной ответственности (далее — давностные сроки).

    Статья 4.5. КоАП РФ определяет продолжительность давностных сроков (два месяца и один год) и общие правила их исчисления при совершении однократных и длящихся административных правонарушений, при отказе в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела.

    Несмотря на кажущуюся определенность формулировок норм статьи 4.5. КоАП РФ, в процессе их применения на практике у административных органов и судов возникают некоторые проблемы. Остановимся на анализе этих проблем и попытаемся предложить варианты их решения.

    1. В силу действующей формулировки части 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (одного года) со дня совершения административного правонарушения.

    При применении на практике данной нормы возникают два вопроса:

    а) вопрос о том, действует ли данное правило при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражными судами, которые выносят по таким делам не постановления, а решения;

    б) вопрос о том, что понимать под днем совершения административного правонарушения, а значит и вопрос о том, с какого именно момента исчислять давностный срок.

    Ответ на первый вопрос фактически уже дан арбитражно-судебной практикой, анализ которой показывает, что арбитражные суды при рассмотрении дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяют и соблюдают давностные сроки, установленные частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ. Вместе с тем представляется, что в целях обеспечения «юридической чистоты» деятельности арбитражных судов по привлечению к административной ответственности, а также в целях более точного определения юридической сущности давностных сроков первое предложение части 1 статьи 4.5. КоАП РФ до слов «по истечении» целесообразно изложить в следующей редакции:

    «Правовой акт (постановление, решение) о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности за совершение предусмотренного настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения не может быть издан (принят) …» и далее по тексту в действующей редакции.

    Кроме того, в целях указания на пресекательный характер давностных сроков полагаем необходимым дополнить статью 4.5. КоАП РФ частью 6 следующего содержания:

    «По истечении предусмотренных частью первой настоящей статьи сроков давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности с учетом установленного в частях второй-пятой порядка их исчисления данное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение независимо от причин пропуска указанных сроков».

    Ответ на второй вопрос также следует искать в правоприменительной практике, в частности, в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об административных правонарушениях.

    2. Проблема понимания длящегося административного правонарушения.

    В силу части 2 статьи 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

    При применении указанной нормы на практике возникают два основных вопроса:

    а) что следует понимать под длящимся административным правонарушением;

    б) какой момент следует считать днем обнаружения длящегося административного правонарушения.

    На первый вопрос ответ был сформулирован в пункте 14 названного выше Постановлений Пленума Верховного суда РФ. Под длящимся административным правонарушением Верховный суд РФ предлагает понимать такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

    Отвечая на второй вопрос, Верховный суд РФ в этом же Постановлении Пленума разъясняет, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения следует считать день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

    Такой подход Верховного Суда РФ к решению обозначенных выше вопросов, с нашей точки зрения, в целом приемлем, однако тоже нуждается в уточнении.

    Во-первых, предлагаемая Верховным судом формулировка понятия «длящееся административное правонарушение» не в полной мере отражает специфику такого рода правонарушений, не конкретизирует момент их окончания их совершения.

    В этой связи представляется, что рассматриваемое понятие может быть определено в примечании к статье 4.5. КоАП РФ следующим образом:

    «Под длящимся административным правонарушением в настоящей статье понимается противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, непрерывно длящееся в течение неопределенного периода времени и не оконченное к моменту его обнаружения должностным лицом, уполномоченным возбудить дело об этом административном правонарушении».

    3. Проблема продолжительности давностных сроков.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    С учетом данных обстоятельств, а также характера и степени общественной вредности (опасности) отдельных видов административных правонарушения представляется, что законодателю следует в большей степени дифференцировать давностные сроки, не ограничиваясь установлением только двух видов таких сроков: двухмесячного и годичного. С нашей точки зрения, применительно к различным видам административных правонарушений с учетом характера и степени их общественной вредности (опасности) и сложившейся практики их разрешения по времени могут быть установлены следующие давностные сроки: два месяца, четыре месяца, шесть месяцев и один год. Соответствующие изменения и дополнения необходимо внести в часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ.

    Источники

    Срок привлечения должностного лица к административной ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here