Суд по административным правонарушениям порядок

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Суд по административным правонарушениям порядок", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Дела об административных правонарушениях

Рассмотрение дела об административном правонарушении производится, чаще всего, в мировом суде (за исключением оговоренных законом случаев). Данная категория дел представляет собой противоправные деяния, не имеющие высокой общественной опасности (настолько как уголовные преступления), но, тем не менее, нарушающие общественный порядок и правовые нормы.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливается КоАП России. В сравнении с гражданскими и уголовными делами, на рассмотрение отводится меньший период времени. На практике большая часть дел — это нарушения ПДД, зафиксированные в ГИБДД, а также иные нарушения физлиц и предпринимателей, указанные в тексте кодекса.

Когда инициируются дело

Под административным правонарушением понимается противоправное действие (а в оговоренных случаях также и бездействие), за которое законодатель предусмотрел ответственность. Речь идёт только о ситуациях, когда действие прямо предусмотрено в законе как противоправное.

Лица, обвиняемые в совершении таких деяний, посягают на здоровье отдельного человека или группы людей, общественную безопасность, собственность, экологию и другие блага, определенные законодателем. Но конечный вред всегда менее существенен, чем при совершении уголовных преступлений.

Действие лица может считаться именно административным правонарушением при наличии следующих признаков:

  • результат действий – общественная опасность (определённая КоАП РФ);
  • лицо совершило конкретное противоправное действие или в определённых ситуациях бездействовало (в большей степени касается субъектов предпринимательства);
  • деяние наказуемо в соответствии с законодательством (КоАП РФ);
  • лицо должно быть виновным в противоправном деянии.

Для того чтобы привлечь конкретное лицо к ответственности, нужно иметь для этого юридические, фактические, а также процессуальные основания. Привлекаемое лицо должно является субъектом (то есть может быть привлечено к ответственности по конкретной статье КоАП). Это могут быть как физические лица, так и предприятия.

Действие должно быть задокументировано должным образом сотрудником государственного или муниципального органа, имеющим на это соответствующие полномочия. По результатам проверки (определения оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, установления виновного лица и т.д.), выносится соответствующее постановление о применении меры ответственности или дело передаётся в суд (в зависимости от обстоятельств).

Основания для возбуждения

Лицо (не важно, гражданин или субъект предпринимательской деятельности) можно привлечь к административной ответственности при существовании некоторых оснований:

  • юридическое – закон прямо устанавливает возможность такой ответственности за деяние;
  • фактическое – имеется конкретное противоправное действие, которое содержит все признаки правонарушения.
  • процессуальное – составленный уполномоченным должностным лицом протокол.

Первые два пункта предельно очевидны, так как отсутствие правовой ситуации, противоречащей закону и фактического совершения правонарушения, сразу приведёт и к отсутствию противоправного деяния как такового. С процессуальным основанием немного сложнее.

Для начала рассмотрения дела нужно, чтобы действие или бездействие лица кто-то зафиксировал и вынес соответствующий акт. Даже в случае с привлечением к ответственности предпринимателя либо компании пункт 2 статьи 202 прямо предусматривает, что должностное лицо, обладающее правом составлять протокол за конкретное правонарушение, должно обратиться с соответствующим исков в суд.

Комментарий к Ст. 29.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Установленная КоАП РФ процедура рассмотрения дела представляет собой ряд последовательных действий (этапов), выполняемых судьей, коллегиальным органом или должностным лицом, в производстве которых находится соответствующее дело об административном правонарушении.

Все процедурные действия можно разделить на три этапа:

1) подготовка к слушанию дела;

2) рассмотрение дела по существу;

3) принятие решения по делу.

2. На первом этапе объявляется, кто рассматривает дело (если дело рассматривается коллегиальным органом, то объявляется состав коллегиального органа), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Этот порядок не распространяется на случаи, установленные ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

После этого проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в соответствии с представленными документами. Решение о допуске данных лиц для участия в рассмотрении дела может быть оформлено устным определением судьи, органа или должностного лица.

Следующим процессуальным действием будет являться выяснение причин неявки участников производства. Проверяются условия извещения неявившихся участников производства, выясняется фактическая возможность получения повестки или извещения в иной форме, изучаются доказательства надлежащего извещения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Кроме этого, судья, коллегиальный орган, должностное лицо также рассматривают причины неявки (по представленным документам), чтобы определить, являются они уважительными или нет.

Рассмотрев эти причины, судья, коллегиальный орган, должностное лицо выслушивают мнение участников производства о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. После чего принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В случае продолжения разбирательства по делу судья, председательствующий коллегиального органа, должностное лицо разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Порядок разъяснения прав имеет свои особенности в зависимости от статуса участника производства. Так, процессуальные права и обязанности лицу, в отношении которого ведется производство, разъясняются отдельно от других участников производства. О разъяснении данному лицу его прав и обязанностей отбирается расписка либо делается соответствующая запись в протоколе о рассмотрении дела.

Далее должны разъясняться (с документальным подтверждением этого факта) права потерпевшим, законным представителям физического или юридического лица, а также защитникам, представителям и Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Читайте так же:  Уменьшить размер административного штрафа

Разъяснение прав и обязанностей свидетелям, экспертам, специалистам производится на этапе рассмотрения дела, т.е. перед началом их непосредственного допроса либо участия в процессуальном действии.

После разъяснения прав и обязанностей участникам производства заслушиваются поступившие от них отводы и ходатайства. Отводы должны быть заявлены и рассмотрены с учетом требований ст. ст. 29.2 и 29.3 КоАП РФ, а ходатайства — ст. ст. 24.4, 29.4 КоАП РФ.

Письменные отводы и ходатайства приобщаются к материалам дела, а устные заносятся в протокол рассмотрения дела. Если же протокол не ведется, то ходатайства и отводы должны быть заявлены только в письменном виде.

Пункт 7 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает вынесение определения об отложении рассмотрения дела. Выносимые определения должны соответствовать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ и излагаться только в письменной форме. Отложение рассмотрения дела не должно нарушать сроков его рассмотрения, указанных в ст. 29.6 КоАП РФ.

На этапе подготовки к слушанию дела могут выноситься еще два вида определений:

1) о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (подсудности) в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

И в первом, и во втором случаях определение должно быть мотивированным и выноситься только в письменной форме.

3. После совершения всех вышеперечисленных действий и при отсутствии препятствий к дальнейшему рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо переходят к следующему этапу — рассмотрению дела по существу.

Данный этап включает в себя процессуальные действия, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Последовательность этих действий законом не оговаривается, однако судья, орган, должностное лицо должны исходить из формальной логики и задач всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Вместе с тем ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ указывает на определенную последовательность исследования обстоятельств дела. Так, при продолжении рассмотрения дела (подготовки к рассмотрению дела — ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ) оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

4. Часть 3 устанавливает, что в случае необходимости могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

5. Последним этапом рассмотрения дела является принятие решения по делу. Этот этап также отдельно не регламентируется, однако судья, орган, должностное лицо при вынесении постановления по делу должны руководствоваться положениями ст. ст. 29.9 — 29.13 КоАП РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Каждому автовладельцу знакома такая ситуация: на дороге, при управлении транспортным средством, его останавливает сотрудник ГИБДД. Зачастую – это просто проверка документов, а иногда инспектор сообщает о том, что только что Вы совершили нарушение ПДД (Правил дорожного движения) и составляет протокол об административном правонарушении.

Естественно, это обстоятельство автовладельцу приносит беспокойство, трату времени и нервов, а кроме того, за совершение некоторых административных правонарушений предусмотрено такое наказание, как лишение права управления транспортными средствами или административный арест.

В связи с этим, именно на первоначальном этапе важно не растеряться, а воспользоваться своими правами и предпринять меры для того, чтобы в случае несогласия с инкриминируемым Вам деянием, можно было оспорить факт совершения правонарушения в суде.

Если Вы не согласны с составленным в отношении Вас протоколом об административном правонарушении, вы совершили выезд на «встречку», либо совершили управление автомобилем в нетрезвом виде и отказались от прохождения медицинского освидетельствования, либо прошли освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и по его результатам у Вас отобрали права, Вам грозит лишение водительских прав или административный арест, то не нужно полагаться на удачу или на свою сообразительность . Наказание может быть строгим и обжаловать уже вынесенное решение всегда сложнее, чем бороться за правду в первой инстанции.

Рекомендуем Вам в том случае, когда в отношении Вас был составлен протокол об административном правонарушении, и тем более, когда он направлен в суд, обратиться к профессионалу, который мог бы Вам оказать грамотную юридическую помощь и представлять Ваши интересы в уполномоченных органах.

Юридическое бюро ЮрбИС имеет большой опыт по сопровождению дел об административных правонарушениях, в том числе и области дорожного движения.

Наш автоюрист с готовностью поможет Вам решить Ваши проблемы и, зная все нюансы подобного рода дел, найдет выход даже из «безнадежных» ситуаций.

Что такое административное правонарушение >>>

Органы, занимающиеся рассмотрением дел об административных правонарушениях >>>

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении >>>

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях >>>

Судебное рассмотрение административного дела >>>

Действия судьи после поступления дела >>>

Судебное заседание >>>

Решения, принимаемые судьей >>>

Обжалование решения суда >>>

ЧТО ТАКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.

Административным правонарушением признается виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В области дорожного движения Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено 36 составов административных правонарушений.

Наказания за совершение административного правонарушения в области дорожного движения бывают следующими:

2. административный штраф;

3.лишения права управления транспортным средств о м;

4. административный арест.

Кроме этого, вместе с назначением основного наказания, судья может назначить наказание в виде конфискации приборов и приспособлений для подачи световых и звуковых сигналов и др.

ОРГАНЫ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.

Категория дел в области дорожного движения должна рассматриваться органом, составившим протокол об административном правонарушении, т.е. органами ГИБДД.

Вторая категория дел, за которые предусмотрена более строгая ответственность, рассматривается только в судебном порядке.

Кроме этого, имеется категория дел, которые мо гут рассматриваться как органами ГИБДД , так и мировыми судьями в случае, когда к ним поступило такое дело.

СРОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (в случае проведения административного расследования).

Читайте так же:  Обжалование постановления по месту жительства

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, и нарушитель не оспаривает событие административного правонарушения, протокол может не составляться, а уполномоченным на то должностным лицом, на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа .

В случае выявления административного правонарушения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия которого направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случае совершения административного правонарушения, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, немедленно после выявления совершения административного правонарушения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Затем проводится административное расследование , в ходе которого могут браться объяснения, проводиться экспертизы, истребоваться другие доказательства. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА.

К исключительной компетенции мировых судьей относятся дела, предусмотренные следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях: частью 4 статьи 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 3 статьи 12.10, частью 4 статьи 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьей 12.35.

Кроме этого, мировые судьи могут рассматривать некоторые другие категории дел в случае, когда к ним поступило такое дело из органов внутренних дел.

Федеральными судьями районных судов рассматриваются дела, по которым проводилось административное расследование (по делу проводилась экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат).

Дела об административных правонарушениях в отношении военнослужащих рассматриваются военным гарнизонным судом.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по заявлению лица, в отношении которого возбуждено дело, дело должно быть передано по месту его жительства или регистрации транспортного средства.

ДЕЙСТВИЯ СУДЬИ ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕЛА.

Когда дело об административном правонарушении поступает в суд, то судья после ознакомления с материалами, принимает одно из следующих решений:

1. О назначении судебного заседания ;

2. О возврате протокола в орган, направивший его в суд в связи с выявленными недостатками;

3. О направлении дела по подведомственности (подсудности) в другой орган ( суд);

4. О прекращении производства по делу.

Если судья принимает дело к производству, то назначает дату и время судебного заседания, извещает об этом заинтересованных лиц ( лицо, привлекаемое к ответственности и потерпевшего).

Если судья возвращает дело обратно в ГИБДД, то сотрудники милиции должны устранить недостатки , указанные судьей и направить дело обратно к судье. Если устранить недостатки невозможно, то они прекращают производство по делу.

В судебное заседание необходимо явиться в суд без опоздания, с документом, удостоверяющим личность. В случае отсутствия лица, привлекаемого к ответственности, в назначенное время в суде, в случае, когда он был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, судья рассмотрит дело в его отсутствие.

В судебном заседании вправе присутствовать любые лица, которые этого пожелают. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе иметь защитника, которым может быть адвокат либо другое лицо по доверенности. Защитник допускается к участию в деле с момента его возбуждения.

Судья рассматривает дело об административном правонарушении единолично, в зале судебных заседаний. Протокол судебного заседания по такой категории дел не ведется.

В судебном заседании перед началом слушания дела по существу судья обязан разъяснить участвующим лицам их права , в том числе: знакомиться с материалам дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью защитника (представителя). После чего участвующие лица вправе заявить ходатайства в письменном виде. Обязательная письменная форма ходатайства закреплена законодательно, поскольку в процессе судебного заседания протокол не ведется.

При этом сотрудник ГИБДД, составивший протокол об административном правонарушении, не приглашается в суд «автоматически» как свидетель, однако суд может удовлетворить ходатайство о его вызове по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, в случае непризнания последним своей вины в совершении правонарушения.

В ходе судебного заседания судья зачитывает протокол об административном правонарушении, выслушивает объяснения лица, привлекаемого к ответственности, показания свидетелей (если они есть), изучает письменные документы. После этого судья удаляется в совещательную комнату для вынесения определения, а затем оглашает вынесенное определение, вручает копию определения лицу, привлекаемому к ответственности.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ СУДЬЕЙ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Кроме этого, судья может вынести определение о направлении дела по подведомственности или подсудности.

Постановление судьи может быть обжаловано в 10-тидневный срок с момента получения его копии. После рассмотрения дела во второй инстанции постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора.

Комментарий к статье 29.7. КоАП РФ:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

2. Далее устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.11). Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу.

С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (см. комментарий к ст. 28.6).

Читайте так же:  Административная ответственность за неисполнение решения суда

3. Затем проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (см. комментарий к ст. 25.3). Полномочия законных представителей юридического лица, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (см. комментарий к ст. 25.4).

Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5).

4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) отмечено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Следует также учесть, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4). Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик (см. комментарий к ст. ст. 25.6 — 25.10).

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц (если это допускается Кодексом) или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

5. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10).

6. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Участники производства по делу наделены правом заявлять различного рода отводы и ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.9, 25.11), которые подлежат рассмотрению в установленном порядке (см. комментарий к ст. 29.1).

7. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу. В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится и при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. В этих ситуациях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.

8. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается (или является) обязательным при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 29.4), то выносится определение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15).

9. Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В этом случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности иному субъекту (судье, органу, должностному лицу).

10. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2), а при необходимости — и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 27.4, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.14, 27.16, 28.2).

Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3).

Затем заслушиваются пояснения специалиста (см. комментарий к ст. 25.8) и заключение эксперта (см. комментарий к ст. ст. 25.9 и 26.4), если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства (см. комментарий к ст. ст. 26.6 — 26.8).

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. комментарий к ст. 25.11).

11. При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (см. комментарий к ст. 25.1).

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (действующая редакция)

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Читайте так же:  Возбуждение дела об административном правонарушении административное расследование

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Кто может быть привлечён к ответственности

Виновным в совершении админнарушения может быть признан как гражданин, так и субъект предпринимательской деятельности (ИП или юридическое лицо).

Важно! Каждая отдельная статья предусматривает свой субъект правонарушения. Например, статья 6.31 «Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов» устанавливает, что виновным лицом может быть признано либо должностное лицо, либо организация, тогда как статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет» предусматривает ответственность только для граждан.

Доказательства в административном процессе

Статья 26.2 КоАП РФ определяет, что именно может считаться доказательством в административном процессе.

К доказательствам относят любые данные, на основании которых суд или должностное лицо могут установить событие правонарушения, его обстоятельства, степень и наличие вины лица, и иную информацию, которая имеет значение для дела.

Такие данные могут быть установлены посредством:

  • протокола о правонарушении;
  • показаниями сторон и свидетелей;
  • экспертизой;
  • документацией;
  • различных средств фиксации (фото, видео, аудио) и так далее.

Не может быть использована в качестве доказательств информация, которая была получена в результате нарушений законодательства (пункт 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Комментарий к ст. 29.7 КоАП РФ

1. Обязательное участие лица, в отношении которого ведется производство делу, предусмотрено при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (об административных правонарушениях, влекущих назначение указанных административных наказаний, см. соответственно комментарии к ст. 32.8, 32.9). При рассмотрении дела обязательно также участие законных представителей физического лица в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 25.3 КоАП. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются сведения о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Участие других лиц в рассмотрении дела может зависеть от осуществляемых по делу процессуальных действий, предусмотренных КоАП, например экспертизы, либо обусловлено решением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, которые вправе признать обязательным их присутствие.

2. О статусе законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении см. соответственно комментарии к ст. 25.3 — 25.5.

В случаях отсутствия физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, в том числе и отсутствия, обусловленного неявкой без уважительной причины, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц в тех случаях, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. В иных случаях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП, выносят определение о приводе указанных лиц.

3. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2, об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6. К иным доказательствам, которые исследуются при рассмотрении дела и не указаны в ч. 2 комментируемой статьи, относятся документы, в том числе и являющиеся вещественными доказательствами, а также показания специальных технических средств (см. комментарии к ст. 26.7, 26.8).

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

СТ 29.7 КоАП РФ

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

Читайте так же:  Заявление нарушения тишины в ночное время

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Особенности административных дел

В целом, принципы любого судопроизводства совпадают. Но ряд особенностей присущ административному разбирательству:

  • допускается требовать рассмотрения дела по месту жительства (пункт 1 статьи 29.5 КоАП РФ), а не по месту совершения;
  • процесс занимает, как правило, меньше времени. Срок составит до двух месяцев и до трёх, если дело передаётся в суд;
  • дела в отношении юридических лиц и ИП рассматриваются Арбитражными судами, но основываются на протоколах, фиксирующих нарушения должностными лицами. Должностное лицо при таких обстоятельствах подаёт заявление в Арбитражный суд (статья 203 АПК РФ).

Лица, которые ведут экономическую деятельность, например, организации и ИП, привлекаются к ответственности как с учётом норм КоАП РФ, так и с учётом норм АПК РФ. Судебное разбирательство проводится в соответствии с правилами, установленными статьёй 205 АПК РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Глава 29 КоАП РФ определяет порядок рассмотрения с момента возбуждения дела.

Возбуждение допускается при условии наличия факторов, указанных в статье 28.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо обнаружило факт совершения проступка;
  • поступила информация от третьих лиц;
  • совершена фиксация нарушения в области ПДД специальной камерой.

Дело возбуждается должностным лицом, обладающим полномочиями. Оно же составляет протокол. Далее, если конкретное дело может быть решено во внесудебном порядке, протокол и постановление передаются виновному лицу. Он вправе обжаловать это в вышестоящий орган или суд, а также согласиться с актом.

Внимание! Законодатель чётко устанавливает перечень лиц, которые вправе выносить протоколы (28.3 КоАП РФ).

При необходимости (статья 28.7 КоАП РФ), впоследствии проводится расследование.

Судебный порядок рассмотрения дел

В суде, рассматривающем дело, на основании статьи 29.7:

  • объявляется состав суда;
  • Определяется, обеспечена ли явка гражданина или представителя организации, в отношении которых решается вопрос. В ряде случаев допускается заседание в отсутствии лица;
  • проверяются полномочия представителей;
  • разъясняются права и обязанности;
  • слушаются ходатайства и заявления, а также возможные отводы;
  • зачитывается протокол, а также слушаются доводы сторон, показания иных лиц, призванных к участию в процессе, объяснения экспертов и проверяются все факты и основания, которые определяют правовую возможность наказать виновное лицо.

В конечном итоге выносится постановление, как результат рассмотрения дела.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливается в 15 дней с момента получения лицом, имеющим полномочия для рассмотрения, материалов. В случае судебного разбирательства, срок рассмотрения увеличивается до двух месяцев. Закон допускает увеличение срока рассмотрения на месяц, при наличии необходимости (пункт 2 статьи 29.6 КоАП РФ).

По ряду дел предусматриваются иные сроки. Так, например, вопросы, связанные с правами избирателей, решаются в пятидневный период, продление срока рассмотрения не допускается, а если потенциальной санкцией является административный арест или выдворение, срок рассмотрение составляет двое суток (пункт 3 статьи 29.6 КоАП).

Как обжаловать привлечение к административной ответственности

Статья 30.1 КоАП РФ указывает на право лица обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности. Так, постановление обжалуется:

  • если вынесено судом — в вышестоящем суде;
  • если вынесено коллегиальным органом — в районном или городском суде;
  • если вынесено должностным лицом, то в вышестоящий орган или в суд;
  • если вынесено иным органом, то в районный суд.

Жалоба подаётся в орган, который вынес постановление, а он, в свою очередь, в трёхдневный срок передаёт материалы дела по подведомственности или подсудности (статья 30.2 КоАП РФ). Если постановление предполагало арест или выдворение, подавать жалобу нужно сразу в вышестоящий суд (пункт 2 статьи 30.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с КоАП РФ, а также при рассмотрении дел в отношении юр. лиц АПК РФ. Законодатель чётко определил порядок рассмотрения таких дел, а также обжалование их результата в зависимости от практических особенностей и обстоятельств. Данные дела имеют ряд особенностей, отличающих их от уголовных, так как такие правонарушения хоть и обладают общественной опасностью, но представляются менее тяжкими.

Статья 29.7. КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 29.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Правовое регулирование

Общие принципы судебного производства устанавливаются законодательством «О судебной системе в России». Основное же правовое регулирование этой категории дел производится посредством применения норм КоАП. Он устанавливает главные процессуальные правила, виды санкций, составы правонарушений, а также иные моменты, имеющие значение для судебного разбирательства.

Порядок привлечения предпринимателей к административной ответственности определяются АПК России (ст. 202). При возникновении противоречий, следует обратить внимание на п. 18 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 года №11.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ МИРОВОГО СУДЬИ.

Жалоба по административному делу может быть подана в 10-ти дневный срок с момента получения копии постановления.

После рассмотрения дела во второй инстанции постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Copyright (c) ООО «ЮрбИС» — 2009-2018. Все права защищены.
Телефон: +7 (495) 960-3276

Источники

Суд по административным правонарушениям порядок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here