Сущность и содержание административных дел

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Сущность и содержание административных дел", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

4. Понятие, сущность и особенности административного процесса.

Особенности административного процесса:

1) это сознательная, целенаправленная деятельность;

2) она связана с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти;

3) она запрограммирована на достижение определенных юридических результатов, направлена на решение юридических дел;

4) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

5) полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.

Административный процесс, как бы его ни рассматривать — узко или широко, в юрисдикционном или управленческом плане, несомненно, является процессуальной формой исполнительной власти, это в первую очередь государственно-властная деятельность. Выражая соответствующим образом реализацию многочисленных и разнообразных функций органов исполнительной власти, административный процесс «участвует» в принятии как нормативных, так и индивидуальных актов государственного управления.

У каждого вида процесса свой властный источник — соответствующая ветвь государственной власти. Поэтому нет ровным счетом никаких оснований для того, чтобы один процесс или, по крайней мере, представления о нем, формировать по образу и подобию другого процесса на том лишь основании, что «образ» и, следовательно соответствующие представления о нем возникли значительно раньше. Именно так, произошло в свое время с процессом административным.

Любой вид процесса — это динамическое понятие, означающее достаточно сложную деятельность соответствующих органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции — законодательные, исполнительные, правоохранительные и т. д. Поскольку задачи и содержание деятельности названных органов различны, то, следовательно, разнообразны и процессуальные формы реализации этой деятельности.

Названное многообразие для административного процесса проявляется вовне двояким образом. Во-первых, в нем объединяются ряд производств, предусмотренных соответствующим процессуальным законодательством. Во-вторых, административный процесс представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, этапы, в пределах которых законодательством предусмотрено совершение процессуальных действий. Количество стадий, их содержание, последовательность специфичны для каждого вида процесса.

Главная особенность административного процесса состоит в том, что это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая как по содержанию, так и по своей цели и результатам. Правовая природа процесса вообще, в том числе административного, проявляется главным образом в его юридическом результате. Смысл процесса — достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде определенного юридического акта — закона, постановления, решения, приговора, определения суда, акта органа исполнительной власти, его должностного лица. Поэтому можно сказать, что назначение процесса любого вида — обеспечить надлежащую реализацию материальных норм российского права и, следовательно, достичь юридического результата.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Являясь по своему содержанию и результатам деятельностью юридической, административный процесс, следовательно, объективно нуждается в специальном правовом регулировании. Это регулирование, с разной степенью детализации охватывает основные стороны процессуальной деятельности различных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм, играющих важную, хотя и неоднозначную роль в системе российского права.

Думается, есть основания акцентировать внимание на своеобразной социальной роли административного процесса как юридической категории, реализуя которую, он выступает своеобразным каналом, в котором устанавливаются «контакты» между материальными и процессуальными нормами административного права.

Материальные и процессуальные нормы являются потенциальными элементами механизма правового регулирования, пребывающими, так сказать, в «нейтральном» состоянии до тех пор, пока не произойдет то, что в теории права именуется юридическим фактом, т. е. возникает конкретная потребность в реализации надлежащей материальной нормы. Поскольку эта потребность предполагает юридический результат, она может быть реализована лишь с помощью процессуальных норм. А юридический факт, образно говоря, инициирует соединение материальных и процессуальных норм, относящихся к данному событию, тем самым «включает» механизм правового регулирования.

Но происходит это не иначе как в рамках процесса. Следовательно, он является своеобразным юридическим каналом, соединяющим в данном факте материальные и процессуальные нормы, процедурой, которая обеспечивает требуемый юридический результат.

Нельзя не отметить еще один аспект характеристики административного процесса как юридической категории, а именно его связь с методом правового регулирования.

Контуры этой связи примерно следующие. Административный процесс, как деятельность государственно-властная, осуществляется структурами, которые относятся к так называемым «социальным управленческим системам». Одно из существенных свойств этих систем состоит в их сознательном выборе способов, средств, методов воздействия на социальную среду, на многообразные складывающиеся в ней общественные отношения. Для социальных управленческих систем государственной принадлежности, например, органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, среди этих методов главную роль, несомненно, играют методы правового регулирования. Стало быть, административный процесс при внимательном рассмотрении является не только порядком, реализующим материальные нормы административного права, но и своеобразным каналом действия методов административно-правового регулирования. Административный процесс — это необходимый элемент механизма административно-правового регулирования, который складывается из взаимодействия трех основных компонентов: предмета правового регулирования, метода правового регулирования и юридического процесса.

Таким образом, завершая рассмотрение первого вопроса, сформулируем общепринятое в современный период понятие административного процесса: это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права.

26428 (Административный процесс, сущность и виды)

Описание файла

Документ из архива «Административный процесс, сущность и виды», который расположен в категории «дипломные работы». Всё это находится в предмете «государство и право» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «государство и право» в общих файлах.

Читайте так же:  Составить жалобу на бездействие судебных приставов

Решение

Вынесение решения по делу является одной из последних ступеней в рассмотрении дела, а его объявление обозначает конец судебного разбирательства. Однако получение документов участниками процесса, далеко не всегда заканчивается оглашением решения, потому что порой требуется некоторое время для подготовки нужных документов.

У административных дел имеется некоторая особенность, когда решение по делу вполне может оказаться за пределами требований заявителя. Это происходит потому что для суда главной задачей будет соблюдение закона и соответственно суд опирается на нормы, которые подлежат к применению по делу, а обоснованность принятого решения обязательно включает в себя учет всех прав и обязанностей сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение имеет несколько частей:

  1. Вводная, та, что содержит в себе основную информацию о сторонах, месте принятия решения, дате заседания, самом суде и прочих информационных моментах;
  2. Описательная, она включает в себя все требования и пожелания истца, позицию и комментарии ответчика, мнения и показания других участников процесса, если они есть в деле;
  3. Мотивировочная, включающая в себя все обстоятельства, которые установил суд во время заседания;
  4. Результативная, содержащая сделанные судом выводу по рассмотренному делу.

Онлайн просмотр документа «26428»

1.1 Понятие и принципы административного процесса

Административный процесс представляет собой установленный законом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере исполнительной власти в целях обеспечения законности и правопорядка. Необходимость в такой процессуальной форме деятельности государственных органов возникает при решении административно-правовых споров и при применении мер государственного воздействия за совершенные проступки.

На практике исполнительная власть реализуется с разного рода действиях, которые можно характеризовать как государственно-управленческую деятельность. Исходя из этого, можно заметить определенные основания для рассмотрения этой деятельности с процессуальных позиций.

Сам по себе процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения заранее определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. Именно в таком понимании можно говорить например, о законодательном, землеустроительном, бюджетном, налогоприменительном и т.п. процессах.

Рассматривая такого рода, процесс с юридических позиций, легко установить, что его назначение заключается в реализации норм материального права.

Поскольку реализация предписаний правовых норм осуществляется преимущественно действиями определенных лиц, поскольку процесс понимается как определенного рода деятельность, направленная на достижение тех юридических результатов, которые предполагались диспозицией данной нормы материального права.

В процессуальной норме происходит и юридически властная реализация задач и функций исполнительной власти. При этом процесс правоприменения не сводится только к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиция). Важное место здесь занимает и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Поэтому вполне возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

Административный процесс – это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также участвующих в ней органов и лиц, осуществляемая в особом административно- процессуальном порядке и производимая в целях объективного разрешения дела в полном соответствии с законом.

Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса. Другими словами, это совершаемые в определенной последовательности действия субъектом административного права, осуществляющего свои полномочия и обязанности в сфере управления.

Для административного процесса характерны следующие существенные особенности:

1) неразрывная связь с государством, поскольку процесс есть специфический способ реализации власти. Основу его составляет деятельность уполномоченных властных органов, хотя процесс предполагает участие в его осуществлении и многих других сторон;

2) это исключительно юридическая, а не любая деятельность по управлению, что выражается в социальном назначении процесса – обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права (в рамках административного процесса нельзя применять только нормы конституционного и уголовного права);

3) направлен на разрешение определенных управленческих дел;

4) юридически результативная деятельность, т.е. такой правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат;

5) обязательное оформление результатов деятельности (промежуточных или окончательных) в процессуальных документах;

6) вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации.

Административный процесс, несмотря на общую сферу реализации одинаковых субъектов, не тождественен управленческой деятельности. Последняя составляет реальную базу административного процесса, но может осуществляться не только в правовых, но и в не правовых формах. Административный процесс является же чисто юридической, правовой деятельностью, влекущей определенные правовые последствия и достаточно полно оформленной юридическими нормами.

Объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими, за исключением уголовного, если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти. Это обуславливает возможность представить административный процесс как сумму административных производств по разрешению индивидуально – конкретных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения.

Видами таких индивидуальных дел могут быть:

— обращения граждан по поводу нарушения их прав и законных интересов;

— дела об административных правонарушениях;

— дела о должностных (дисциплинарных) проступках;

— дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству (предприятию, учреждению, организации), в том числе о материальной ответственности военнослужащих;

— дела по административному надзору;

— дела о спорах в сфере управления (рассматриваемые арбитражными судами);

— дела об изобретениях, открытиях и патентах;

— дела о приватизации имущества и другие.

В тех случаях, когда выясняется, что дело должно быть рассмотрено судом, собранные по делу материалы направляются по принадлежности, например, по делам об ответственности за хулиганские действия, по спорам о компенсации между органами исполнительной власти.

Административный процесс – это, с одной стороны, вид юридического процесса, а с другой – правовая, урегулированная процессуальными нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы: 1)общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2)процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Мы считаем, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости. [1, с. 125]

К общеуправленческим принципам административного процесса относятся: учет публичного интереса и интереса сторон; общественный контроль над административным процессом; национальное равноправие; законность. Но не следует смешивать управленческую, юридическую деятельность с процессуальной, ибо последняя выступает лишь как средство достижения целей, предусмотренных законом.

Административное дело

Невозможно представить, что может существовать государство, где граждане неукоснительно соблюдают все имеющиеся законы. И жители России не составляют исключения из этого правила. На сегодняшний день описана масса разных преступлений. И одно из них это административное правонарушение, при установлении факта совершения которого, на нарушителя заводят административное дело.

Какое определение административному делу дает закон, что оно собой представляет, какие включает важные моменты, возможно ли обжалование решения и прочее, должен знать каждый человек. Ведь если возникнет неприятная ситуация, нужно суметь защитить себя и свои права.

Возбуждение дела

Немаловажным моментом являются условия, при наличии которых могут завести дело. Анализируя этот вопрос, можно выделить две группы причин и поводов:
  1. Общие поводы, когда дело заводится в связи с выявлением факта несоблюдения закона, информация о котором поступила из достоверного источника;
  2. Специальными поводами называются сообщения из СМИ (средств массовой информации) или по обращению физического лица. Эти поводы не послужат причиной к возбуждению дела, если потенциальный ответчик уже понес административное наказание за правонарушение в сфере охраны труда.

Текст из документа «26428»

Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза

«общеюридических и специальных дисциплин»

Допускается к защите

на тему: «Административный процесс, сущность и виды«

Студентка гр. Ю-32

Букерова Айжан Балгабаевна

Алимбаева Айгуль Абдиманатовна

1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие и принципы административного процесса

1.2 Административное производство или процесс

1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

2.1 Сущность, стадии и виды административного производства

2.2 Сущность и возбуждение дела об административном правонарушении

2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование

2.4 Исполнение принятого решения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Один из путей совершенствования законодательства, закрепленный в Концепции правовой политики нашего государства, заключается в восполнении пробелов в правовом регулировании и углублении его в наиболее важных сферах общественных отношений.

На сегодняшний день одной из важных сфер общественных отношений являются отношения, регулируемые административным законодательством.

Административно — правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

— права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

— всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо);

— административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

— если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

— разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

— административные правоотношения являются власте-отношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Республика Казахстан, являясь членом мирового сообщества, принимает на себя определенные обязательства по приведению в соответствие с установленными международными стандартами уровня защиты прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

Международная практика разработала контрольные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, который является более «слабой» стороной во властеотношениях от произвола власти. В качестве такого средства защиты рассматривается административная юстиция.

9 сентября 2004 года Президентом Республики Казахстан был подписан Указ № 1437 «Об образовании, реформировании и упразднении некоторых районных и приравненных к ним судов». Согласно данного Указа на территории Республики Казахстан создаются специализированные административные суды.

В целом специализированная административная юстиция имеет ряд положительных особенностей:

1) разгрузка судов общей юрисдикции, следовательно рассмотрение дел без какой-либо волокиты;

Поделитесь ссылкой пожалуйста:
Видео (кликните для воспроизведения).

2) специализация судей как уровень повешения правосудия;

3) выступление судьи независимым арбитром между исполнительными органами власти и физическими (юридическими) лицами, с одной стороны, а с другой – судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.

Только судебный контроль досрочно обеспечит равновесие государственных функций и одновременно создаст предпосылки для эффективной работы государственного управления.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена, тем, что если ранее административно-правовые отношения ограничивались административной ответственностью за мелкое хулиганство, мелкое хищение, управление автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и рядом других не очень часто встречающихся нарушений, то нынешним Административным кодексом предусмотрена административная ответственность за правонарушения в 21 области жизнеобеспечения, а число административных правонарушений растет из года в год.

В своём Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев отметил, что правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств. Приоритетной целью в этой сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Поэтому необходимо разработать и внести в Парламент в текущем году законопроект «О профилактике правонарушений».

Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с понятием, принципами и субъектами административного процесса, в том числе сущность, стадии и виды административного производства, а также возбуждение, рассмотрение административного производства, вынесение постановления, его обжалование и опротестование и исполнение принятого решения.

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, основные принципы и субъекты административного процесса.

2. Проанализировать особенности производства по делам об административных правонарушениях.

Учитывая вышеизложенные доводы для полного рассмотрения избранной темы, мы построили структуру дипломной работы следующим образом: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение.

Теоретической и методологической основой послужили труды и Указы Президента Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан, постановления правительства Республики Казахстан, монографические труды и публикации отечественных и зарубежных ученых-правоведов.

1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Жалоба

Далеко не всегда все участники процесса довольны принятым решением по их делу. Именно для таких случаев предусмотрена подача жалобы в вышестоящий орган, а также должностному лицу, вышестоящий суд (если постановление было вынесено судьей)

Важно: истец имеет в запасе 10 дней для подачи жалобы. Срок исчисляется с момента получения лицом, постановления или получения его копии.

Обжаловать постановление могут только лица, которые принимали участие в процессе, например, заявитель, правонарушитель, законные представители или защитники сторон, если они имеются.

Вот что нужно в обязательном порядке приложить к жалобе:

  1. Распечатанную копию постановления;
  2. Если имеются, то заверенные копии решений по результату рассмотрения предыдущей жалобы.

В общем и целом жалоба должна обязательно содержать в себе максимально подробную информацию о присутствующих участниках, сторонах, суде, все приведенные доводы заявителя, подпись и отдельно перечень тех материалов, которые будут приложены к жалобе.

После того как жалоба будет рассмотрена, лицу ее подавшему, будет озвучено одно из следующих решений:

  • оставить все как есть, то есть жалобу без удовлетворения;
  • если не возникнет ухудшения положения лица, в отношении которого выносилось постановления, то постановление может быть изменено;
  • принять решение отменить постановление;
  • вернуть дело на новое рассмотрение, если на это есть весомые основания.

Важно: решение по жалобе будет озвучено сразу, как она будет рассмотрена.

Однако и результат по жалобе, равно как и первое решение не всегда может удовлетворить ожидания, но опускать руки не стоит, так как и это решение можно обжаловать, подав еще одну жалобу в вышестоящие суды и Верховный суд РФ.

Данное прошение нужно подавать сразу в суд, а постановление, которое примут в результате его рассмотрение, должно будет вступить в силу сразу с момента его принятия.

56. Административный процесс (сущность и виды).

1. Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Административный процесс характеризуется следующими особенностями:

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов ис­полнительной власти;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в офи­циальных документах;

• регламентируется административно-процессуальными нормами.

В зависимости от содержания административный процесс можно раз­делить на три части:

• процесс административного правотворчества;

• правонаделителъный (оперативно-распорядительный) процесс.

• административно — юрисдикционный процесс.

2. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:

• непосредственными задачами и целями;

• особым кругом участников и спецификой их правового статуса;

Общими для административного процесса, а следовательно, и для лю­бого входящего в него производства являются следующие стадии:

• анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производ­ствах называется по-разному: административное расследование, про­верка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

• принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (ре­шение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запре­щает, уполномочивает; прекращает);

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процес­са состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с об­щими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротесто­вание решения).

Понятие и субъект дела об административном правонарушении

Регулируют эти дела статьи КоАП РФ и иные акты и законы РФ.

Административное дело — это происходящий судебный процесс, по завершении которого, лицу (если его признают виновным), будет назначено определенное наказание (от штрафа до ограничения свободы на несколько суток).

Само понятие данного дела несколько шире понятия административного спора, это связано с тем, что административное дело возникает из управленческих отношений, где одной стороной обязательно становится исполнительный орган и оно может иметь место как при наличии спора, так и при его отсутствии.

Совокупность административно-правовых норм и действий должностных лиц или органов, призванных, основываясь на нормы, решать определенные задачи, называется производством по делу.

К задачам же относятся:

  • рассмотрение дела с учетом всех нюансов (которых может быть достаточно много);
  • разрешение дела по закону (главное требования для любых дел).

Чтобы избежать различного рода накладок и неточностей, государство обязано придумать условия и назначить порядок разрешения дел, а еще возможность применения к виновному лицу специальных мер наказания.

Важно: если нарушитель приходится родственником тому, кто должен рассматривать дело или это должностное лицо как-то заинтересовано в исходе дела, то для рассмотрения назначается другое лицо.

Для административных дел, как и для любых других, установлены свои сроки давности. Общие правила говорят о двух месяцах, со дня вручения должностному лицу, всех собранных материалов по делу. Но есть и исключение из этого правила, если дело ведет судья, то срок увеличивается еще не один месяц.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление

Конечным результатом по рассмотренному делу становится вынесение постановления, которое может установить для ответчика наказание или вовсе прекратить производство.

Закон предусмотрительно перечислил все возможные варианты прекращения производства в КоАП РФ.

Само постановление не всегда вступает в силу сразу, закон называет несколько видов срока. К ним относится истечение общего срока для обжалования постановления и обжалования ранее поданной жалобы, если последняя не была опротестована. Исключением называются случаи, если решение отменит само постановление. Если решение, которое было вынесено, входит в число тех, что по закону нельзя обжаловать.

Важно: всегда стоит помнить очень важную вещь — пока вина не будет доказана в суде, лицо считается невиновным.

Рассмотрение

Первым шагом при рассмотрении дела является объявление о том, кто станет его рассматривать, что за правонарушение в нем содержится, какие законы будут задействованы.

Можно утверждать, что главенствующее место в течение производства занимает рассмотрение дела, ведь это необходимо сделать не только для возможности принятия верного решения, но и для изначальной правильной трактовки обстоятельств по делу.

Моменты, которые надо выяснить судье в первую очередь:

  • в его ли компетенции находится рассматриваемое дело;
  • есть ли обстоятельства, которые в состоянии исключить производство;
  • поданы или нет ходатайства и отводы;
  • известно ли сторонам, где и когда будет проходить заседание.

Как только лицо, рассматривающее дело, получает на руки материалы, у него есть 15 дней для рассмотрения и последующего вынесения решения.

Важно: есть исключение. Нарушения, ответственность за которые заключается в аресте или депортации, должны быть рассмотрено в тот же день, что и пришли материалы.

Если ответчик не подал ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, дело будет рассмотрено по месту совершенного злодеяния.

Иногда возникают ситуации, когда производство нужно приостановить, к таким случаям относятся:

  • время ожидания результатов по экспертизам;
  • до назначения представителя лицу, если оно утратило свою дееспособность;
  • если ответчик тяжело заболел, но не подал ходатайство о рассмотрении дела без него.

Как только перечисленные основания отпадают, дело возобновляется.

Важно: если ответчик недееспособен или является несовершеннолетним, то присутствие и участие представителя обязательно.

Иногда свое заключение озвучивает и прокурор, если он присутствует на заседании.

57. Производство по делам об административных правонарушениях (стадия возбуждения и рассмотрения).

Цель административного производства — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разреше­ние его в точном соответствии с законом и обеспечение свое­временного и точного исполнения вынесенного постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется.

Рассмотрение дела и вынесение постановления

Прежде всего судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения протокола о правонарушении.

Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о назначении административного наказания.

Административное право Российской Федерации

Административный процесс: сущность и виды

Исполнительная власть реализуется при осуществлении различного рода действий, что позволяет утверждать, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

Административный процесс может рассматриваться в широком смысле, как совокупность всех действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. В таком понимании административный процесс трактуется в качестве государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее проявления.

А административный процесс в узком смысле представляет собой только чисто юрисдикционную деятельность. В основе административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных норм административного права, правовая оценка поведения физических и юридических лиц, применение к ним в соответствующих случаях мер административной ответственности.

Административная юрисдикция нуждается в определенных формах своего практического выражения в зависимости от характера рассматриваемых индивидуальных административных дел. Эта зависимость обуславливает выделение в рамках единого института административно-юрисдикционной деятельности определенных ее видов. Каждый из них отличается своими процессуальными особенностями и именуется административным производством.

Под административным производством понимается урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

В юридической литературе преобладает понимание того что, совокупность отдельных административных производств составляет административный процесс. Основная взаимосвязь этих двух понятий состоит в том, что «процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство — часть процесса, процесс есть совокупность производств» 1 Масленников М.Я. Административно-юридический процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2001. №2. С. 16. .

Административное производство состоит из конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в целях достижения поставленных перед производством задач. Можно выделить следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения по делу;

3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия); 4) исполнение постановления по делу.

Административный процесс по характеру деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц можно разделить на следующие виды: а) административно-распорядительный процесс; б) административно-охранительный процесс (административно-юрисдикционный процесс); г) административно-нормотворческий процесс.

Административно-распорядительный процесс включает: 1) регистрационное производство; 2) лицензионно-разрешительное производство; 3) правопредоставительное производство; 4) государственно-экзаменационное производство; 5) экспертно-удостоверительное производство; 6) государственно-обеспечительное производство; 7) государственно-поощрительное производство и др.

Административно-юрисдикционный процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения: а) производство по делам об административных правонарушениях; б) исполнительное производство; в) рассмотрение жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан и др.

Административно-нормотворческий процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления.

Источники

Сущность и содержание административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1