Участниками производства по делам административных правонарушениях является

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Участниками производства по делам административных правонарушениях является", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Содержание

  • Являются ли участниками производства по делам об административных правонарушениях государственные органы и их должностные лица?

    В каком процессуальном качестве может быть привлечено к участию в судебном рассмотрении дела должностное лицо органа ГИБДД, составившее протокол об административном правонарушении?

    Как следует из содержания норм главы 25 КоАП, органы и должностные лица не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения их к участию в процессе в качестве стороны судебного разбирательства со всеми вытекающими отсюда процессуальными правами: заявлять ходатайства, отводы, обжаловать вынесенные постановления и определения судей .

    Отметим, что в настоящее время из этого правила есть два исключения. Во-первых, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП, вправе обжаловать постановление судьи по делу о таком правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП). Во-вторых, решение судьи по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано этим должностным лицом (ч. 5 ст. 30.9 КоАП). Кроме того, руководитель коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вправе обжаловать решение судьи по жалобе на вынесенное этим органом постановление по делу об административном правонарушении (ч. 6 ст. 30.9 КоАП). Подробнее об этом см. главу «Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения».

    Вместе с тем, поскольку никаких препятствий по поводу участия в судебном заседании представителей государственных органов, в том числе должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, КоАП не установил, эти лица могут быть вызваны в случае необходимости в суд для выяснения возникших вопросов. Соответствующее разъяснение содержится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

    В свое время данное разъяснение оказало существенное влияние на формирование судебной практики. Тем не менее оно оказалось недостаточным для введения ее в единое правовое русло, поскольку вопрос о том, в каком качестве должностное лицо, составившее протокол, должно быть вовлечено в административной процесс, так и не был решен. В таких условиях многие суды пошли по пути привлечения указанных лиц к участию в деле в качестве свидетелей, поскольку в этом случае должностное лицо обязано явиться по вызову судьи и дать правдивые показания (ст. 25.6 КоАП), достоверность которых обеспечивается мерами административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП . И только некоторые судьи заняли принципиально иную позицию, полагая, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, может быть вызвано в судебное заседание и опрошено в качестве представителя государственного органа, который никаких процессуальных прав и обязанностей не имеет и никакую ответственность не несет.

    См., например: справка Челябинского областного суда по итогам обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, производство по которым прекращено мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области за период 2008 г. и I квартал 2009 г. // chel-oblsud.ru.

    Ясность в решение данного вопроса внес Конституционный Суд РФ, который в Определении от 29.05.2007 N 346-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав рядом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решениями судов общей юрисдикции» указал, что КоАП не исключает участие в качестве свидетеля при рассмотрении судом дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что такое регулирование направлено на обеспечение всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. С учетом названного определения вопрос о процессуальном статусе должностных лиц органов ГИБДД, составивших протокол об административном правонарушении, при судебном рассмотрении дела можно считать решенным.

    Несмотря на то что вывод Конституционного Суда РФ, сформулированный в вышеупомянутом Определении, основан на прежней редакции КоАП, в которой должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не имели права обжалования судебных постановлений по данным делам, он сохраняет свою силу и сейчас, когда такое право им предоставлено на основании ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП.

    Таким образом, может сложиться ситуация, когда постановление по делу об административном правонарушении будет обжаловано лицом, привлеченным к участию в деле в качестве свидетеля, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной применительно к судебной защите прав граждан в уголовном процессе, допустимо.

    Какой процессуальный статус приобретает должностное лицо государственного органа, обратившееся с жалобой на постановление (решение) суда по делу об административном правонарушении на основании ч. 1.1 ст. 30.1 или ч. 5 ст. 30.9 КоАП?

    В результате дополнений, внесенных в ст. 30.1 КоАП Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, должностные лица, уполномоченные в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, получили право обжалования судебных постановлений по делам о таких правонарушениях. Ранее Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ ст. 30.9 КоАП была дополнена ч. 5, согласно которой решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим такое постановление. При этом никаких изменений в главу 25 КоАП, определяющую круг участников производства по делам об административных правонарушениях, не было внесено, вследствие чего должностные лица государственных органов, получившие право на обжалование, оказались лишенными всех иных процессуальных прав, связанных с рассмотрением дела в вышестоящем суде.

    Читайте так же:  Основания отложения административного дела

    Однако подобная ситуация, оцениваемая в контексте общих стандартов и принципов правосудия, не исключает обязанность суда известить указанное лицо о месте и времени рассмотрения жалобы, предоставив ему возможность присутствовать в судебном заседании и давать объяснения по существу дела. Иное не обеспечивало бы надлежащей судебной процедуры рассмотрения дела в соответствии с требованиями справедливого судебного разбирательства, определяющего основные параметры судопроизводства.

    КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ( Административный Кодекс РФ ) — Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    Статья 25.2. Потерпевший
    1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

    Статья 25.3. Законные представители физического лица
    1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

    Статья 25.5. Защитник и представитель
    1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    Статья 25.7. Понятой
    1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

    Статья 25.10. Переводчик
    1. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода , необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.2. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.3. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.4. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, переводчик несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

    Статья 25.11. Прокурор
    1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
    1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
    2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
    3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

    Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

    Читайте так же:  Субъекты применения административного наказания

    Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    1. При наличии предусмотренных статьей 25.12 настоящего Кодекса обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.2. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.3. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

    Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    1. Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.2. Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Комментариев нет. Вы можете проголосовать за эту статью присвоив номер от 1 (очень плохо) до 5 (отлично)

    Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

    Глава 25. Участники производства по делам
    об административных правонарушениях, их права и обязанности

    ГАРАНТ:

    См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

    >
    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Участники производства по делам об административных правонарушениях

    Производство по делам об административных проступках открывается прокурором при обнаружении фактов возможного совершения административного преступления. Его цель — выявить и рассмотреть все обстоятельства, вынести объективное постановление по делу, принять меры для предотвращения повторения правонарушений.

    Понятие

    Административное правонарушение — это противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательно установлена административная ответственность.

    Они обладают следующими признаками:

    • противоправность;
    • виновность;
    • наказуемость.

    Участники, их права, полномочия

    Участники производства по делам об административных правонарушениях рассматриваются в ст. 25.1–25.11 КоАП. Лицом, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, согласно главе 28 КоАП, может быть:

    • физлицо, возраст которого составляет 16 лет и больше, признанное вменяемым, имеющее российское, иностранное гражданство, а также без гражданства;
    • должностное лицо, обладающее полномочиями, выступающее как представитель власти (ст. 2.4 КоАП);
    • военнослужащий или другое лицо, если оно должно подчиняться дисциплинарным уставам (ст. 2.5 КоАП);
    • юрлицо — российское или иностранное предприятие, созданное согласно законодательству (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

    Лицо, против которого открыто производство, имеет следующие права:

    • Проработать материалы дела. Право изучения материалов лично или через защитника — самое важное, оно позволяет грамотно выстроить защиту. Но на практике его редко осуществляют.
    • Представлять доказательства, пояснения. Это процессуальная гарантия объективного представления происшедшего. Никто не заставит давать пояснения насильно.
    • Подавать ходатайства, отводы. Ходатайство — это официальная письменная просьба, подлежит немедленному рассмотрению. Имеет право на отвод других участников производства, если считает, что у них есть повод быть необъективными.
    • Привлечь защитника с момента возбуждения дела. Об этом свидетельствует ст. 25.5 КоАП. Адвокат участвует в производстве с первого процессуального действия.
    • Воспользоваться другими законными правами (на обжалование постановления и др.).

    В процессе производства недопустимо нарушение следующих прав:

    • на защиту чести, достоинства;
    • личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища и частной жизни;
    • на личную, семейную тайну;
    • на свободу совести и вероисповедания.

    Важно! От имени несовершеннолетних выступают законные представители (опекуны, родители, усыновители).

    Но на субъекта, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, возложены и обязанности. Если они не выполняются добровольно, то следуют принудительные меры. Например, неявка для рассмотрения дела влечет за собой привод.

    Дело рассматривается в присутствии тех, против кого оно возбуждено. Их отсутствие допускается, только если они проинформированы так, как надлежит, но от них не поступило ходатайство с просьбой об изменении времени рассмотрения дела или ходатайство не удовлетворено.

    Рассмотрение дела в их отсутствие недопустимо, если по результатам рассмотрения предполагается административный арест или выпроваживание из страны.

    Потерпевший — лицо, которому нанесен моральный, имущественный или физический ущерб. Потерпевший имеет аналогичные права, что и тот, против кого открыто административное производство. Он может реализовать их самостоятельно или через представителя.

    Статья 25.6 КоАП РФ позволяет опросить потерпевшего как свидетеля.

    Важно! Если потерпевшему не позволяет представлять свои интересы физическое или психическое состояние, от его имени выступают родители, опекуны, усыновители.

    Законные представители юрлица — руководитель или другое лицо, имеющее полномочия согласно закону и уставным документам юрлица. Они подтверждаются документами о служебном статусе. Дело не рассматривается в отсутствие законных представителей юрлица или защитников. Исключение — если есть подтвержденные данные об извещении о месте и времени рассмотрения, но ходатайство о переносе времени рассмотрения не поступило либо оставлено без удовлетворения. Судья имеет право посчитать обязательным присутствие законного представителя юрлица.

    Защитник представляет интересы и права лица, привлеченного к административной ответственности. Представитель выступает от имени потерпевшего. Защитником и представителем может быть адвокат или другое лицо. Они участвуют в производстве с момента возбуждения дела.

    Читайте так же:  Административные нарушения в области таможенного дела

    Свидетель — это физлицо, осведомленное о деталях происшедшего. Он должен:

    • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
    • сообщить все, что ему известно, достоверно ответить на вопросы;
    • предоставить полную правдивую информацию и удостоверить подписью правильность занесения сведений в протокол.

    • не давать показаний против себя, супруга и ближайших родственников;
    • свидетельствовать на родном или другом известном ему языке, при необходимости бесплатно воспользоваться помощью переводчика;
    • вносить замечания о правильности внесения сведений в протокол.

    Понятой — физлицо, удостоверяющее подписью факт осуществления, содержание и результат процессуальных действий. Понятых должно быть не менее двух. Им может быть любое совершеннолетнее физлицо.

    Специалист — это совершеннолетнее лицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее знаниями и навыками для использования технических средств. Он должен:

    • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
    • участвовать в осуществлении действий, необходимых для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, требующих специальных знаний и навыков, давать пояснения;
    • удостоверить подписью факт совершения действий, их содержание и результат.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Экспертом выступает совершеннолетнее физлицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее специальными знаниями в искусстве, ремесле, технике, науке, достаточными для проведения экспертизы.

    Переводчик должен достичь совершеннолетия, не иметь личной заинтересованности, владеть навыками перевода с других языков или сурдоперевода. Он обязан безошибочно выполнить перевод, удостоверить правильность своей подписью.

    Прокурор имеет права:

    • открывать производство по делу об административном правонарушении;
    • участвовать в его рассмотрении, давать ходатайства, заключения;
    • выносить протест на постановление.

    Важно! КоАП категорически запрещает участвовать в рассмотрении, оценке, экспертизе обстоятельств дела, если лицо находится в родственных отношениях с другими участникам или заинтересован в исходе.

    Кто не может участвовать

    Участие в производстве по делу об административном правонарушении невозможно (ст. 25.12 КоАП):

    • Защитником и представителем не могут быть лица, являющиеся государственными служащими и осуществляющие надзор за соблюдением правил, нарушение которых произошло.
    • Специалистом, экспертом, переводчиком не могут быть родственники привлекаемого к ответственности, потерпевшего, их законных представителей, защитника, представителя, судьи, прокурора, должностного лица, в производстве которого находится дело, а также если есть предположение о заинтересованности в результате.

    Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому возмещаются расходы, возникшие в связи с явкой в суд. Порядок возмещения установлен российским законодательством.

    Работа специалиста, эксперта, переводчика оплачивается в установленном порядке.

    Всех участников производства по делам об административных правонарушениях кратко можно сгруппировать по некоторым признакам. Их подразделяют на субъектов:

    • интересы которых затрагиваются во время производства (лицо, против которого оно ведется);
    • представляющие интересы или защищающие других людей (защитник, представитель, законные представители);
    • выполняющие процессуальные функции (свидетель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, прокурор);
    • рассматривающие и решающие дело.

    По признаку обладания полномочиями выделяют участников:

    • обладающих государственно-властными полномочиями;
    • не обладающих ими.

    Полномочия зависят от статуса субъекта.

    Права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях установлены Административным Кодексом таким образом, чтобы были соблюдены основные принципы производства: законность, объективная истина, равенство перед законом, гласность.

    Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

    Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

    1. Анализ правил ст. 24.1 позволяет сделать ряд выводов:

    1) в них дается легальное определение задач производства по делу об административном правонарушении;

    2) эти задачи изложены исчерпывающим образом;

    3) правила ст. 24.1 конкретизируют (применительно к производству по делу об административном правонарушении) общие задачи законодательства об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.2).

    2. К задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

    1) полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, представителей, защитников, свидетелей, понятых и т.д., см. о них коммент. к ст. 25.1, 25.10), дать им оценку, исключить противоречия, произвести иные действия с целью полноты исследования всех обстоятельств;

    2) объективное выяснение обстоятельств по делу. Судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело, руководствуются исключительно законом и непредвзяты при анализе всех обстоятельств. Должно быть исключено любое давление на них (в т.ч. вышестоящих должностных лиц, родственников, знакомых, свидетелей). Этому способствуют также открытый характер рассмотрения дел об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 24.3), прокурорский надзор за рассмотрением дела (если только оно не рассматривается судьей, см. коммент. к ст. 24.6), возможность заявления отводов лицам, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается (см. коммент. к ст. 25.13), равенство участников производства по делу;

    3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны избежать волокиты, стремиться к наиболее быстрому (не в ущерб качеству) рассмотрению дела, исключить нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП;

    4) разрешение дела в соответствии с законом. Иначе говоря, постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.1, 1.3). В противном случае постановление может быть отменено (см. коммент. к ст. 2.9, 24.5, 30.7). О практике КС, связанной с применением ст. 24.1 см. его определение от 21.12.06 N 556-О.

    3. Производство по делу об административном правонарушении (хотя это выходит за рамки рассмотрения дела) также призвано:

    1) обеспечить исполнение постановления, вынесенного по делу. При этом речь идет:

    а) о принятии мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. о них коммент. к ст. 27.1, 27.15);

    б) об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении, вступивших в законную силу (в т.ч. и с учетом особенностей исполнения отдельных видов административного наказания, см. коммент. к ст. 31.1, 32.11);

    Читайте так же:  Ранее подвергнутым административному наказанию

    2) выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Одной из целей административного наказания выступает предупреждение новых административных правонарушений (см. коммент. к ст. 3.1). Кроме того, судья, орган, должностное лицо вправе выносить представление об устранении упомянутых причин и условий (см. коммент. к ст. 29.13).

    Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

    Производство по делам об административных правонарушениях

    Производство по делу об административном проступке — это комплекс процессуальных норм и действий уполномоченных органов, должностных лиц по выявлению, анализу обстоятельств проступка, вынесению решения и реализации административного наказания.

    • рассмотреть полностью, без задержек, объективно выяснить все нюансы совершенного нарушения КоАП;
    • обеспечить выполнение постановления по делу, предотвратить повторные проступки.

    Рубрикатор

    Об использовании информации сайта

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

    (в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

    4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

    Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

    Раздел IV. Производство
    по делам об административных правонарушениях

    ГАРАНТ:

    См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

    • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
      • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
      • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
      • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
      • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
      • Статья 24.4. Ходатайства
      • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
      • Статья 24.6. Прокурорский надзор
      • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
    • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
      • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
      • Статья 25.2. Потерпевший
      • Статья 25.3. Законные представители физического лица
      • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
      • Статья 25.5. Защитник и представитель
      • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
      • Статья 25.6. Свидетель
      • Статья 25.7. Понятой
      • Статья 25.8. Специалист
      • Статья 25.9. Эксперт
      • Статья 25.10. Переводчик
      • Статья 25.11. Прокурор
      • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
      • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
      • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
      • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
    • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
      • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
      • Статья 26.2. Доказательства
      • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
      • Статья 26.4. Экспертиза
      • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
      • Статья 26.6. Вещественные доказательства
      • Статья 26.7. Документы
      • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
      • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
      • Статья 26.10. Истребование сведений
      • Статья 26.11. Оценка доказательств
    • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
      • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
      • Статья 27.2. Доставление
      • Статья 27.3. Административное задержание
      • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
      • Статья 27.5. Сроки административного задержания
      • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
      • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
      • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
      • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
      • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
      • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
      • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
      • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
      • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
      • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
      • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
      • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
      • Статья 27.15. Привод
      • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
      • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
      • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
      • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
      • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
    • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
      • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
      • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
      • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
      • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
      • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
      • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
      • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
      • Статья 28.7. Административное расследование
      • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
      • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
    • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
      • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
      • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
      • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
      • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
      • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
      • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
      • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
      • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
      • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
      • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
      • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
      • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
      • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
      • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
    • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
      • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
      • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
      • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
      • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
      • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
      • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
      • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
    • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
      • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
      • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
      • Статья 30.11 (утратила силу)
      • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
      • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    Читайте так же:  Виды административных наказаний назначаемых юридическим лицам
    >
    Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    Видео (кликните для воспроизведения).

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источники

    Участниками производства по делам административных правонарушениях является
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here