Упрощенное письменное производство по административным делам

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Упрощенное письменное производство по административным делам", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 273. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Статья 273. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. Если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения дела в таком порядке.

4. Если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает дело по этим правилам.

5. В случае, когда возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до вынесения судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд прекращает рассмотрение дела в таком порядке, о чем выносит определение. После этого суд осуществляет рассмотрение дела в обычном порядке.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

>
Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства
Содержание
Проект федерального закона N 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (внесен Президентом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Упрощенное производство по административным делам

Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение судебного разбирательства по административному делу без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.

В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения дел административного судопроизводства, а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.

Упрощенное производство по административным делам – основания

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Читайте так же:  Обжалование постановлений действий бездействия в порядке подчиненности

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Ст. 292 КАС РФ

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Статья 291. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Ст. 291 КАС РФ

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

>
Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства
Содержание
Проект федерального закона N 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (внесен Президентом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Положения 33 главы Кодекса административного судопроизводства РФ регулируют порядок рассмотрения административных дел в виде упрощенного (письменного) производства по административным делам.

Читайте так же:  Штраф собственнику за проживание без регистрации

Основные правила рассмотрения дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение прокурора, если кодексом предусмотрено его вступление в судебный процесс).

Данные правила не предполагают извещение сторон о дате и времени рассмотрения административного дела, например о взыскании обязательных платежей и санкций в размере до 20 тысяч руб., так как судебное заседание не проводится, однако суды в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязаны уведомить ответчика о возбуждении производства по делу и предложить ему представить в установленный срок письменные возражения на иск и доказательства в их обоснование, например документы об оплате задолженности. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.

По завершении подготовки дела к судебному разбирательству выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней. Ввиду отсутствия судебного заседания в определении указывается только дата рассмотрения дела, без времени.

Все лица, участвующие в деле, представляют необходимые письменные материалы, в связи с чем, нет необходимости в устных выступлениях.

В порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

В рамках упрощенного производства исключается возможность использования свидетельских показаний.

Решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию судебного решения по административному делу.

Письменная форма производства исключает возможность изготовления сначала резолютивной части. Решение должно быть в полном объеме изготовлено в установленные сроки.

Копии решения направляются всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Упрощенное производство предусматривает не только сокращение сроков вынесения решения, но и срок на апелляционное обжалование сокращается до 15 дней. Особое внимание следует уделить началу течения срока на апелляционное обжалование, этот срок исчисляется со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Административное судопроизводство

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Производство по делам административного судопроизводства в суде первой инстанции

Раздел III. Особенности производства по отдельным категориям административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

Раздел IV. Производства по пересмотру судебных актов

Раздел V. Исполнение судебных актов по административным делам

Ярков В.В. Административное судопроизводство. 2015.

Учебник написан на основе учебной программы по административному судопроизводству для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты судебного административного процессуального права. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также на практикующих юристов, профессионалов, которые хотели бы обновить и систематизировать свои знания в области административного судопроизводства. Подготовлен на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета.

Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 292 настоящего Кодекса

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 292 дополнена частью 5.1 с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Читайте так же:  Кбк административного штрафа по решению суда

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 292 дополнена частью 7 с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Положения 33 главы Кодекса административного судопроизводства РФ регулируют порядок рассмотрения административных дел в виде упрощенного (письменного) производства по административным делам.

Основные правила рассмотрения дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение прокурора, если кодексом предусмотрено его вступление в судебный процесс).

Данные правила не предполагают извещение сторон о дате и времени рассмотрения административного дела, например о взыскании обязательных платежей и санкций в размере до 20 тысяч руб., так как судебное заседание не проводится, однако суды в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязаны уведомить ответчика о возбуждении производства по делу и предложить ему представить в установленный срок письменные возражения на иск и доказательства в их обоснование, например документы об оплате задолженности. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.

По завершении подготовки дела к судебному разбирательству выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней. Ввиду отсутствия судебного заседания в определении указывается только дата рассмотрения дела, без времени.

Все лица, участвующие в деле, представляют необходимые письменные материалы, в связи с чем, нет необходимости в устных выступлениях.

В порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

В рамках упрощенного производства исключается возможность использования свидетельских показаний.

Решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию судебного решения по административному делу.

Письменная форма производства исключает возможность изготовления сначала резолютивной части. Решение должно быть в полном объеме изготовлено в установленные сроки.

Копии решения направляются всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Упрощенное производство предусматривает не только сокращение сроков вынесения решения, но и срок на апелляционное обжалование сокращается до 15 дней. Особое внимание следует уделить началу течения срока на апелляционное обжалование, этот срок исчисляется со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда.

Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе младший советник юстиции Алисин М.М.

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть «растянут» на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.
Читайте так же:  Шумные работы в выходные дни закон

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо бы Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть «растянут» на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Обязательное упрощенное производство по гражданским делам

Для всех нижеописанных категорий обязательно соблюдение условия – дело не должно рассматриваться в приказном порядке. В противном случае последует возвращение искового заявления. Поэтому если суд ранее отказал в выдаче судебного приказа, истец прикладывает копию соответствующего отказа.

Итак, упрощенное производство по гражданским делам применяется, если подан иск о:

  • взыскании денежных средств, а также об истребовании имущества при цене иска не более 100 000 руб.
  • признании права собственности, если цена иска не превышает 100 000 руб.
  • задолженностях по договору или иных денежных обязательствах, установленных представленными истцом документами, которые ответчик признает, но не исполняет.

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Возможность перейти на упрощенное производство по гражданским делам

На стадии подготовки дела к разбирательству суд может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства и иных дел, кроме:

  • дел особого производства (подробнее – заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение)
  • по правам детей
  • из административных правонарушений
  • связанных с государственной тайной

Для перехода в упрощенное производство должно поступить ходатайство одной из сторон и согласие другой стороны. Либо суд сам инициирует переход в упрощенное производство, но с согласия обеих сторон.

Кроме того, уже на стадии решения вопроса об упрощенном производстве (и даже если к нему уже перешли), если:

  • удовлетворено заявление о вступлении третьего лица
  • принят встречный иск, который не может быть рассмотрен в упрощенном производстве
  • необходимо выполнить дополнительные обстоятельства, исследовать доказательства по месту их нахождения, или дополнительные доказательства, назначить экспертизу или требуется привлечение свидетелей. И ходатайство об этом поступило от стороны дела. Или к такому мнению пришел сам суд.
  • могут быть нарушены права и интересы третьих лиц (требование связано с правами третьих лиц) – по ходатайству стороны дела или решению самого суда.
Читайте так же:  Наказание за оскорбление личности в соц сетях

Начатое упрощенное производство по таким делам отменяется. И дело рассматривается в общем порядке.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

В чем суть упрощенного производства по гражданским делам

Упрощенность производства предполагает вынесение судебного решения исключительно на основании поступивших иска, документов и возражения (отзывов на иск). Без вызова сторон в судебное заседание. Но с соблюдением общих правил подсудности.

Именно по этой причине истец должен внимательно проанализировать все приложения к иску. И вовремя представить дополнительные доказательства и возражения.

Решение о том, будет ли упрощенное производство, принимает суд. Есть ряд дел, когда такое производство обязательно. А есть ряд дел, когда суд может предложить сторонам рассмотреть дело в упрощенном порядке.

Поскольку судебное заседание не проводится, стороны не извещаются о времени и месте судебного заседания. Отсутствует предварительное судебное заседание. Не действуют правила об отложении судебного разбирательства, о ведении протокола.

Решение суда будет представлено только в резолютивной части. Участник дела может подать заявление о составлении мотивированного решения (сроки!).

Зато дело будет рассмотрено быстрее (по сравнению с обычным процессом). Но и срок апелляционного обжалования составит 15 дней со дня принятия. А в случае составления мотивированного решения – со дня изготовления его в полном объеме.

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быт готовым, что в случае вынесения решения не в пользу стороны, сроки на обжалование такого решения более короткие, что может послужить основанием для пропуска сроков и некачественной подготовки документов для обжалования в апелляционной инстанции.

Статья подготовлена: 09.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

Упрощенное производство по гражданским делам

Что такое упрощенное производство по гражданским делам? Как и когда оно применяется, по каким делам?

С июня 2016 года законодатель установил упрощенное производство по гражданским делам определенной категории. Если в арбитраже такое производство известно давно, то для гражданского процесса это достаточно новый инструмент.

Для истца на стадии обращения в суд вопрос о том, будет упрощенное производство или нет, имеет значение. Хотя особенного оформления самого иска не потребуется. Значение имеет представление доказательств по гражданскому делу. И, конечно, до подачи иска исследуйте вопрос, не требуется ли подать заявление о выдаче судебного приказа.

Мы рекомендуем ознакомиться с порядком упрощенного производства, как истцу, так и ответчику.

Порядок упрощенного производства по гражданским делам

Если иск подлежит рассмотрению в упрощенном производстве, суд выносит соответствующее определение. В нем он устанавливает срок для направления друг другу и для представления в сам суд доказательств и возражений. Этот срок не может быть менее 15 дней (календарных).

В этом же определении суд установит и срок (не менее, чем на 15 дней превышающий предыдущий и не менее 30 дней с даты вынесения определения) для представления дополнительно документов и возражений. Но это не могут быть новые доказательства. А возражения не могут содержать ссылки на нераскрытые доказательства.

Новые доказательства можно представить до разрешения дела. Одновременно с обоснованным заявлением о восстановлении процессуального срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

После истечения вышеуказанных сроков суд оканчивает упрощенное производство по гражданским делам и выносит решение.

Источники

Упрощенное письменное производство по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here