В россии дела об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "В россии дела об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
Читайте так же:  Расчет безучетного потребления электроэнергии для физических лиц
>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разделом 4 КоАП РФ.

В разделе 3 КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонару­шениях.Дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются: судьями (мировыми судьями); комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; а также феде­ральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами (например, органами по контролю оборота наркотиков). Дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рас­сматриваются в пределах своих полномочий также административны­ми комиссиями и иными коллегиальными органами субъектов РФ.

По делу об административном правонарушенииподлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и усло­вия совершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,то есть специальные меры, применяемые должностными лицами, уполно­моченными на рассмотрение ДАП в целях их пресечения, установле­ния личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, а также обеспечения своевременного и пра­вильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу поста­новления. К числу этих мер статья 27.1 КоАП РФ относит: доставление; административное задержание (по общему правилу не дольше 3 часов); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящих­ся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный за­прет деятельности (на срок до рассмотрения дела судом, но не свыше 5 суток).

Читайте так же:  Предотвращение и ликвидация загрязнения окружающей среды

Производство по делам об административных правонарушенияхсостоит из следующих стадий (рис. 6.1): возбуждение дела; админист­ративное расследование; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления; обжалование и опротестование постановления; испол­нение административного взыскания.

Возбуждениедела об административном правонарушенииосу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административ­ного штрафа на месте совершения административного правонаруше­ния в случае, если протокол не составляется.

Рис. 6.1. Производство по делам об административных правонарушениях

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составле­ния протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, упол­номоченных составлять протоколы об административных правонару­шениях, определен статьей 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в самом протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его со­держанию. Протокол об административном правонарушении подпи­сывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания об этом делается соответствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается ко­пия протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления его совершения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физиче­ском или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления. В слу­чае проведения административного расследования протокол об адми­нистративном правонарушении составляется по окончании расследо­вания. Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, втечение суток с момента состав­ления протокола (вынесения постановления). Протокол (или поста­новление прокурора) об административном правонарушении, совер­шение которого влечет административный арест, передается на рас­смотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Проведение административного расследованияпредусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонаруше­ний в области антимонопольного, налогового, таможенного, природо­охранного законодательства, законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуаль­ных действий, связанных со значительными временными затратами. Решение о проведении административного расследования принимает­ся немедленно после выявления факта совершения административно­го правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяца с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существув 15-дневный срок со дня получения протокола и других ма­териалов дела. В случае поступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела мо­жет быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотиви­рованное определение. ДАП, совершение которого влечет администра­тивный арест, рассматривается в день получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслу­шиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, пока­зания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела выносится постановлениео на­значении административного наказания либо прекращении производ­ства по делу, в котором указывается: должность, фамилия, имя, отчест­во судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; све­дения о лице, в отношении которого оно рассматривается; обстоятель­ства, установленные при его рассмотрении; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административно­го наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущер­ба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным ли­цам в течение 3 дней со дня вынесения.

Постановление по ДАП может быть обжалованов 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постанов­ление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным пред­принимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рас­смотрению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает ад­министративный арест, то его жалоба будет рассмотрена в течение су­ток с момента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следую­щих решений:

♦ об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовле­творения;

♦ об изменении постановления по ДАП, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается по­ложение лица, в отношении которого оно вынесено;

Читайте так же:  Апелляционная жалоба по делу об административном правонарушении

♦ об отмене постановления и прекращении производства по делу;

♦ об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотре­ние или направлении на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немед­ленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток вручается лицу (его законному представителю), в отношении которого оно выне­сено, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об администра­тивном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), ис­полняющего постановление, а также лица, в отношении которого выне­сено решение, и потерпевшего в день вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором.При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу по­становлений по ДАП и решений по результатам рассмотрения жалоб ипротестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его за­местителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также ре­шения по результатам рассмотрения поданных на них жалоб пересмат­риваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнениеуполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном главами 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение года со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подлежит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 29.9 КОАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Комментарии к ст. 29.9 КОАП РФ

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения. Решение по существу дела оформляется постановлением (см. комментарий к ст. 29.10). Решение, носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела, оформляется определением (см. комментарий к ст. 29.12).

2. В виде постановления выносится решение о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 3.2). При назначении наказания необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в статьях главы 4 Кодекса (см. комментарий к ст. ст. 4.1 — 4.5).

3. В виде постановления выносится решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5).

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Аналогичное решение выносится при малозначительности совершенного нарушения. В этом случае лицо, его совершившее, может быть освобождено от ответственности с объявлением ему устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9).

5. В том же виде выносится решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Передача таких материалов осуществляется с учетом подведомственности, определяемой в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

6. Постановление о прекращении производства по определенным категориям дел выносится также при освобождении лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в примечаниях к ст. ст. 6.8, 6.9, 14.32 Кодекса.

7. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Кодексом одни и те же дела могут рассматриваться различными субъектами (судьями, органами, должностными лицами), которые уполномочены назначать различные наказания или применять различные меры воздействия.

Так, дела о некоторых категориях административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (см. комментарий к ст. 23.1), поскольку к исключительной компетенции судьи относится назначение таких административных наказаний, как, например, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и др. (см. комментарий к ст. ст. 3.6 — 3.12).

Аналогичным образом дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2), поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 2.3).

Читайте так же:  Заявление нарушения тишины в ночное время

Что касается должностных лиц, то полномочия некоторых из них ограничены установлением назначаемых видов административного наказания, а равно максимальных размеров налагаемых административных штрафов. Можно привести пример в отношении органов внутренних дел (полиции): начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей (ст. 23.3).

8. В виде определения выносится и решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Имеется в виду, в частности, случай так называемой переквалификации правонарушения, когда выясняется, что фактический состав нарушения соответствует не тому юридическому составу, который был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а иному.

Статья 22.1 КоАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 22.1 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Раздел III КоАП РФ в наибольшей степени подвергнут изменениям в силу того, что в нем закрепляется существующая в настоящее время система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Все, что в этом плане характеризовало данную систему в условиях существования Союза ССР, уступило место особенностям, свойственным независимому российскому государству.

Комментарий к Статье 22.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 — 23.67 КоАП. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Вступление в силу ненормативного правового акта

2. На уровне субъектов Российской Федерации дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, комментируемый Кодекс наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье указываются органы и иные образования, рассматривающие в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ. Это — судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти. Налицо — федеральный уровень административной юрисдикции.

2. Дела, о которых идет речь, рассматриваются судьями (мировыми судьями). При этом подчеркивается, что субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи, реализующие свою компетенцию единолично. Согласно ранее действовавшему КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами и судьями. Таким образом, можно говорить об определенной новелле. В ее основе — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями), а мировые судьи — в роли первой инстанции по делам об административных правонарушениях, отнесенных к его компетенции КоАП РФ. Однако мировые судьи пока еще не функционируют повсеместно, а потому в некоторых регионах районные суды являются первой инстанцией по делам об административных правонарушениях.

Единоличные действия судей при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях предусмотрены и в проекте конституционного федерального закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» (предполагалось полное изъятие административных дел из компетенции существующих районных судов), в соответствии с которым рассмотрение административных дел до образования административных судов сохраняется за судами общей юрисдикции. Но главная особенность проекта заключается в том, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах подлежат единоличному рассмотрению судей; не вступившие в законную силу решения мировых судей по административным делам в апелляционном порядке также подлежат единоличному рассмотрению вышестоящего судьи либо (если административный суд не создан) — судьей соответствующего районного суда.

Единоличные полномочия судей предусмотрены также проектом федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве», причем как по первой, так и по второй инстанции.

Следует учитывать, что на федеральном уровне мировые судьи еще не образованы. Поэтому в гл.23 КоАП РФ их компетенция не раскрывается.

3. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» действовавшие ранее комиссии по делам несовершеннолетних преобразованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Положение о таких комиссиях весьма устарело, ибо оно было утверждено еще в 1967 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

4. Что касается федеральных органов исполнительной власти, то в отношении их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях никаких сомнений не возникает. Основанием для подобного вывода является то, что к компетенции отраслевых и межотраслевых, а также специальных (как правило, правоохранительных, контрольно-надзорных) органов отнесены соответствующие юрисдикционные полномочия в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальные органы и учреждения могут быть субъектами применения мер административной ответственности, если они уполномочены на это федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти выступают в такой роли, как правило, лишь в тех случаях, когда они представляют собой фактически самостоятельное звено общегосударственного специализированного контрольно-надзорного механизма, «присоединенное» к тому или иному, как правило, федеральному министерству. При этом они наделены в установленном порядке специальным административно-правовым статусом. В качестве примера можно назвать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Министерства здравоохранения РФ. Такого рода подразделений достаточно много.

Территориальные же органы федеральных органов исполнительной власти в редких случаях наделяются административно-юрисдикционными полномочиями.

Попутно заметим, что руководители федеральных органов исполнительной власти, как правило, сами непосредственно не назначают административные наказания.

Упоминание об «иных государственных органах» в рассматриваемой статье свидетельствует лишь о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности могут функционировать органы, не входящие в утвержденную Президентом РФ структуру (систему) федеральных органов исполнительной власти, но обладающие полномочиями административно-юрисдикционного характера (например, Центральный банк России и т.п.).

5. На уровне субъектов РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. Помимо мировых судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, такие дела могут расматривать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и их учреждения. Подробной информации по этому поводу КоАП РФ не содержит.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с законами субъектов РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Нормы КоАП РФ не дают оснований для анализа полномочий таких органов. Известно лишь то, что административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления и к числу государственных органов не относятся. Положение об административных комиссиях, утвержденное еще в 1962 г., утратило свою силу в 1986 г.; их статус определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Источники

В россии дела об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here