Виды административных наказаний назначаемых военнослужащим

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Виды административных наказаний назначаемых военнослужащим", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

СТ 2.5 КоАП РФ

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к Ст. 2.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Данная статья устанавливает дифференцированную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, в качестве субъектов административного правонарушения.

2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих:

— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты);

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим (ст. 2).

Согласно ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

По общему правилу совершение военнослужащим административного правонарушения является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

3. К иным лицам, которые за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности прохождения службы в соответствующих органах, относятся сотрудники органов внутренних дел РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, а также порядок их наложения определены Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377. Порядок и условия прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются также Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (см. также Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденную Приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76).

Читайте так же:  Обжалование постановления суда прокурором

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенной службы регламентирована Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396.

4. Приведенный в ч. 2 комментируемой статьи перечень составов административных правонарушений, за совершение которых лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов и положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях, значительно расширен по сравнению с КоАП РСФСР. Он охватывает наиболее серьезные нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об охране окружающей среды и природопользования, о безопасности дорожного движения, а также нарушения в области налогов, сборов и финансов, таможенного дела, в области защиты государственной границы и некоторые другие.

Кроме этого, расширен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим перечисленные выше нарушения. Если прежнее законодательство исключало возможность применения к ним административного ареста, штрафа и лишения права управления транспортными средствами, то теперь к ним не может быть применен только административный арест (ч. 2 ст. 3.9), а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ч. 6 ст. 3.5). Военнослужащих — иностранных граждан нельзя также подвергнуть административному наказанию в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10).

В случаях, когда указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, отнесенные к компетенции органов судебной власти, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч. 2 ст. 23.1).

6. Военнослужащие, которым не может быть назначено ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкцией статьи Особенной части КоАП РФ, по которой они несут административную ответственность на общих основаниях, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Так, если административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, в санкциях которых значится административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с данным Кодексом не может применяться административный арест, совершено военнослужащим по призыву, к которому ни одно из этих наказаний не может быть назначено (ч. 2 ст. 3.9, ч. 6 ст. 3.5), то материалы дела подлежат направлению командиру части, где виновный проходит военную службу, для наложения на него дисциплинарного взыскания. При этом дисциплинарная ответственность подлежит применению не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, которые определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

Читайте так же:  Апелляция по административному делу образец

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

Совершение деяний, запрещенных законодательством, влечет применение наказания в отношении всех без исключения виновных. Лица, имеющие погоны на плечах, в ряде случаев несут ответственность наряду с обычными гражданами, но в части наказания военнослужащих есть свои особенности.

Прием и государственный надзор осуществляют

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Читайте так же:  Образец судебного протокола по административному делу

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Уголовные наказания военнослужащих

Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим, имеют свою специфику. Статья 44 УК РФ содержит полный перечень, из которого выделяются меры принуждения за совершение правонарушений против военной службы:

  1. лишение воинского звания;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности;
  3. ограничение по службе;
  4. содержание в дисциплинарной воинской части.

Последние два вида являются основными видами наказаний, лишение звания и права занятия должности – дополнительным, это означает, что самостоятельными они быть не могут. Назначение возможно лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Наказания, применяемые к военнослужащим Суть мер принуждения Исключения
Лишение воинского звания Происходит отмена присвоения специального звания, отмена государственных наград и всех льгот и привилегий, связанных с ними Рядовой состав
Лишение права заниматься какой-либо деятельностью Гражданин не имеет право оставаться на занимаемой должности и не должен назначаться на подобные в период от полугода до 3 лет либо выполнять определенную деятельность (например, водить транспортное средство). Если предварительно лицо лишается свободы, то дополнительное наказание действует после освобождения.
Ограничение по службе Это замена исправительным работам. На срок от 3 месяцев до 2 лет осужденным военнослужащим приходится претерпевать:
Читайте так же:  Новый закон о нарушении тишины

· удержание 20 % заработка;

· отсутствие должностных повышений и звания;

· уменьшение выслуги лет на назначенный срок.

призывники Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в условиях изоляции сроком от 3 месяцев до 2 лет. Замена лишению свободы на тот же срок. Младшие и высшие офицеры; контрактники

В случаях совершения преступлений, направленных на иные сферы общественной жизни за исключением армейской службы, меры принудительного воздействия будут применены по общим правилам. Исполнение наказаний, назначаемых военнослужащим, законодательством возложено на военные структуры, ГУФСИН этим не занимается. Специально формируются воинские части, где помимо жёсткой дисциплины и режима осужденных привлекают к трудовой повинности.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

>
Основные и дополнительные административные наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административная ответственность военнослужащих

Надзор в сфере соблюдения прав граждан и юридических лиц

    Юридические услуги / Полезная информация / Военные дела / Административная ответственность военнослужащих

Какие наказания применяются за совершение административного правонарушения

Взыскания за дисциплинарно-административные нарушения применяются в зависимости виновного субъекта. Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.

· не принесшие военную присягу,

· при неудовлетворительном состоянии здоровья

Срок применения наказания – 10 дней с момента установления допущенного проступка. Если необходимо проведение разбирательство, затраченное на него время не должно превышать 30 суток.

Могут ли к военнослужащим быть применены административные меры воздействия на общих основаниях? Предусмотренное КоАП РФ наказание в виде штрафа не распространяется на служащих по призыву. Также исключается назначение призывникам и рядовому составу административного ареста (по сути его заменяет дисциплинарный).

Наши преимущества, или почему выбирают именно нас

Бесплатная юридическая консультация

Выиграем дело в суде или вернем деньги

Взыщем с виновника
более 100 000
судебных расходов

Виды ответственности

Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:

  1. Дисциплинарную;
  2. Административную;
  3. Уголовную.

Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Уголовная ответственность военных

Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона

Важно знать: Уголовный кодекс РФ содержит раздел 11 о преступлениях против военной службы. Привлечь к ответственности за совершение деяний из данного раздела возможно только лиц, несущих воинскую службу.

Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса. Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст. 349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.

Дисциплинарная и административная ответственность

Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.

Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.

Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:

  1. Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
  2. За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
  3. Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
  4. Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.
Читайте так же:  Срок исковой давности по поручительству

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Вопрос 47 Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (статья 2.5 КоАП РФ)

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56,6.3,7.29-7.32,главой 8,ст.11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12,15и 16, статьей 17.7,статьями 18.1-18.4,19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Ст. 2.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За исключением случаев совершения следующих правонарушений:

— за нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушения правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил и правил режима государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска чрез Государственную границу РФ, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушений. За перечисленные выше правонарушения лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в вид административного штрафа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 —

| 7458 — или читать все.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ и N 305-ФЗ в часть 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса внесены изменения

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ в часть 2 статьи 2.5 настоящего Кодекса внесены изменения

Видео (кликните для воспроизведения).

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Источники

Виды административных наказаний назначаемых военнослужащим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here