Виды административных правонарушений проступков

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Виды административных правонарушений проступков", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административный проступок что это? Характеристика.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Основание для привлечения к административной ответственности – это совершение административного проступка. Такой вид правонарушения очень часто встречается в юридической практике, а потому важно осознавать особенности, характерные для данной категории, которые проявляются в основаниях привлечения к ответственности. Административный проступок – что это, каковы его виды, состав и особенности.

В современной жизни, это достаточно распространенное явление. Поэтому важно понимать, что это за категория правонарушений и чем они отличаются от уголовно-наказуемого поведения.

Административный проступок – что это?

Законодательство РФ дает четкое определение административного проступка. Так, это противоправное деяние, которое характеризуется виной и запрещенное законом. При этом данное деяние может проявляться в форме действия и бездействия.

Очень важно разграничивать уголовное деяние и административное. К рассматриваемой категории относятся следующие основные особенности:

  • несет за собой меньшую опасность для общества, чем уголовное действие;
  • предусмотрена более мягкая мера ответственности;
  • в качестве виновного лица может выступать не только физическое, но и юр. лицо;
  • меру ответственности может устанавливать не только суд, но и иные госорганы;
  • в качестве основания для привлечения к данному виду ответственности выступает не только действие, но и бездействие.

Но в то же время административное и уголовное правонарушение имеет ряд схожих характеристик:

  • меры ответственности четко определены в законодательстве;
  • наличие состава проступка (административного) и преступления (уголовного).

Понятие административных санкций и их виды

Взыскания, как виды административно-правовой ответственности – это принудительное наступление для правонарушителя негативных последствий, предусмотренных официальным законодательством и направленных на воспитание нарушителя и превенции повторения совершения проступков с его стороны и стороны третьих лиц (иных граждан).

Воспитательные цели административных санкций направлены на:

  • Соблюдение и уважение закона;
  • Понятие общественной ценности, ответственного отношения к ней;
  • Выполнение правил общественного сожительства;
  • Негативное отношение к повторному совершению данного и других виновных наказуемых проступков.

КоАП Российской Федерации закрепляет следующие виды административных взысканий:

  • Штраф;
  • Исправительные работы;
  • Изъятие предмета с последующей компенсацией;
  • Письменное предупреждение;
  • Лишение специальных прав;
  • Безвозмездная конфискация предмета;
  • арест.

Внимание! Административные штрафы как виды админ. наказания — наиболее распространенный вид взыскания.

Самой легкой мерой пресечения является письменное предупреждение. Оно применяется сотрудниками правоохранительных органов в отношении граждан, совершивших незначительный проступок впервые (например, распитие алкогольных напитков в общественных местах, курение в неположенном месте и т.п.).

Самой серьезной санкцией считается арест сроком до пятнадцати суток (например, неисполнение требования сотрудника полиции об остановке движения транспортного средства после совершенного водителем нарушения ПДД).

Решение о размере и виде админ. взыскания принимает начальник сотрудника правоохранительных органов, составившего протокол о соответствующем нарушении. При этом он опирается на вид самого деяния, умысел нарушителя, характер и размер наступивших в результате проступка последствий.

Виды правонарушений

По степени вреда для общества выделяют два вида правонарушений:

Виды преступлений закреплены в УК. За их совершение предусмотрены суровые наказания, в том числе лишение свободы.

Преступления наносят серьёзный урон обществу. Примеры уголовных правонарушений – грабёж, незаконное хранение огнестрельного оружия.

К проступкам относятся все остальные противоправные деяния. Они не так опасны для общества, как преступления.

В зависимости от отраслевой принадлежности объекта посягательства выделяют следующие виды правонарушений типа «проступок»:

  1. дисциплинарные;
  2. гражданские;
  3. процессуальные;
  4. международные.

Некоторые аспекты административного проступка

Особенностью данного вида правонарушения является то, что к ответственности может привлекаться не только физическое лицо (с 16 лет), но и юридическое. По отношению к организациям может быть применено определенное наказание с даты государственной регистрации. Кроме того, компания несет ответственность за неправомерное поведение и в случае проведения реорганизации.

Иностранцы, находящиеся на территории РФ, лица без гражданства, а так же иностранные предприятия несут ответственность наравне с российскими гражданами и предприятиями.

Административный проступок имеет определенной срок давности – 1 год. Но в отдельных случаях предусмотрены иные сроки.

В случае если гражданин или юридическое лицо несогласно с вынесенным решением по административному делопроизводству, то предусмотрена возможность обжалования его в суде. Законодатель на обжалование решения выделяет 10 суток.

Заключение

Таким образом, в 2019 году именно административный проступок – это самый распространенный вид нарушения законодательства. Это объясняется тем, что административное право распространяется на широкий круг отношений. А значит, вероятность совершить именно проступок (даже неосознанно) намного выше, чем другое деяние или даже преступление. Поэтому важно не переступить через ту грань, которая разделяет законное действие и незаконное деяние и бездействие.

Возможно вам будет интересна статья: Правовые явления и их виды

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

Правонарушения — что это, каковы их признаки, виды и состав

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В некоторых источниках указано, что причина правонарушения – это несовершенство человеческой природы.

Однако на 2018 год индекс преступности в Венесуэле составляет 82.38, в России – 43.63, а в Японии – 12.69. Почему цифры так отличаются?

Потому что к игнорированию правовых норм приводят не только недостатки человека, но и общества, в котором он живёт. В этой статье вы ближе познакомитесь с понятием правонарушения, научитесь отличать его от других поступков.

5 признаков правонарушения

В самом названии уже заложена суть понятия – «нарушение права». Какие признаки правонарушения выделяют юристы?

  1. Наличие волевого субъекта.
    Не могут нарушать право младенцы, духовно больные люди (и другие недееспособные личности), животные и птицы. Например, корова пробралась в чужой огород, уничтожила рассаду на грядках, сломала теплицы. Кто здесь правонарушитель? Хозяин, который не изолировал вредную корову.
  2. Выражается в деянии.
    Деяние – это внешнее поведение человека. Действие или бездействие. В последнем случае правонарушитель не совершает то, что обязан делать по закону. Например, воспитывать ребёнка, платить налоги. Правонарушениями не считаются отрицательные мысли, чувства, желания и намерения.
  3. Идёт вразрез с правовыми нормами.
    Правонарушения и юридическая ответственность – две стороны одной медали. Во всех правовых нормах прописаны правила, которым нужно соответствовать. Но формально правонарушение имеет место только при наличии санкции (что это?).
Читайте так же:  Что является возбуждением административного дела

Например, за дискриминацию (что это?) в статье 5.62 КоАП предусмотрен штраф. А вот в статье 43 федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу. Санкций нет. Поэтому формально двоечник хоть и поступает вразрез с нормой права (что это?), но не считается правонарушителем.
Способно причинять вред обществу.
В некоторых источниках указано, что правонарушение всегда порождает вредоносные последствия. Не совсем.

Достаточно наличия потенциальной возможности. Например, гражданин перешёл дорогу на красный свет, пока не было автомобилей. Никто не пострадал. Так в чём потенциальный вред?

Другие увидели, как человек нарушил правила. При этом остался целым, невредимым и безнаказанным. Значит, в будущем они тоже могут перейти на красный. Если много людей так поступят, то обстановка на дорогах станет напряжённой.
Виновность.
Не всегда для наступления юридической ответственности требуется вина. За проступки детей часто отвечают родители.

Но сами правонарушители всегда виноваты в том, что делают или не делают.

Административные правонарушения

Самая обширная группа проступков – это административные правонарушения (примеры – самовольное занятие земельного участка, безбилетный проезд). Это деяния, посягающие на общественный правопорядок.

Признаки административного правонарушения такие же, как и правонарушения в целом.

При этом нарушители затрагивают сферы общественной жизни, которые охраняются мерами административной ответственности, в частности:

  1. государственное управление;
  2. дорожное движение;
  3. здоровье населения;
  4. налоги и финансы;
  5. таможенное регулирование;
  6. информационное пространство и другие.

Соответственно, выделяют виды административных правонарушений по отраслям. Им посвящены отдельные главы КоАП. Состав административного правонарушения прописывается в отдельной статье Особенной части кодекса.

Понятие административных правонарушений и их квалификационные признаки

Для правильной квалификации правонарушения законодатель закрепил его понятие в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Статья 9 указанной кодификации норм права гласит, что проступком в рамках правоотношений, подпадающих под сферу регулирования административного закона, является противоправное деяние, которое проявляется действием или бездействием, совершенное умышленно или с неосторожностью, нарушает или посягает на общественный порядок, объекты собственности общества, отдельные свободы и права граждан РФ или на порядок управления, предусматривающий за нарушение применение административных санкций.

Классификация административных правонарушений представлена разделами КоАП

Из указанного определения можно выделить следующие квалификационные признаки представленной категории проступков:

  • Это должно быть деяние гражданина;
  • Деяние может быть представлено действием или бездействием;
  • Оно должно быть виновным;
  • Нарушает или может нарушить в случае отсутствия реагирования правоохранительных органов социально значимый общественный порядок;
  • Объектом посягательства или нарушения также могут выступать права и свободы человека, предметы общественного значения или порядок управления;
  • Административное законодательство предусматривает определенную санкцию за такое деяние.

Заключение

Конкретное деяние может в одних государствах считаться правонарушением, в других – нет. Например, неуплата налогов с микродоходов, проституция, хранение марихуаны.

Различаются подходы к возрасту уголовной ответственности, вине коллективных субъектов (юридических лиц, государств).

Таким образом, правонарушение – изменчивое явление. Это деяние, которое члены общества считают реально или потенциально вредным в определённый отрезок времени.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Административный проступок: понятие, признаки и состав

Фактическим основанием административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является административное правонарушение или проступок. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.9 КУоАП.

Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деяния, предусмотренные как административные правонарушения, и ответственность за них устанавливаются исключительно законами Украины. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечёт за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Признаки административного правонарушения:

1) Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и другим отраслям права: конституционного, финансового, гражданского, трудового и др. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Так, при безбилетном проезде нарушается договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Т.е., действие или бездействие признается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму админис­тративного законодательства.

2) Антиобщественный характер. Административ­ный про ступок либо наносит реальный ущерб личности, обществу, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда.

3) Виновность. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила перехода проезжей части дороги.

4) Административная ответственность (наказуемость). Административное законодатель­ство устанавливает вид и меру взыскания за соверше­ние административного проступка.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние – акт волевого поведения. Административный проступок может быть совершен в форме действия активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, распитие спиртных на­питков на производстве, нарушение правил охоты, не остановка транспортного средства по требованию должностного лица ГАИ и т.д.) либо бездействия пассивное невыполнение обязанности (невыполнение правил пожарной безопасности; невыполне­ние родителями или лицами, их заменяющими, обязан­ностей по воспитанию детей и т.д.).

Читайте так же:  Постановление о курении в подъездах жилых домов

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, формально означает совершение им деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, поскольку его действие не образует состава административного правонарушения, так как будет отсутствовать один из элементов юридического состава – субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения признаются лица, достигшие к моменту совершения админпроступка 16 лет. Понимание состава административного правонарушения необходимо для его отграничения от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений.

Состав административного правонарушения — совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение.

Элементами состава административного правонарушения являются:

2. Объективная сторона;

4. Субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в сфе­ре административно-организационной деятельности и порядка управления, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности на которые посягает субъект. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.

Объективная сторона само противоправное деяние, его последствия и причинная связь между деянием и результатом это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону проступка.

Она, прежде всего, включает в себя такие признаки, как:

— само противоправное деяние — действие или бездействие.

— вредные последствия деяния;

— причинная связь между противоправным деянием и вредными последствиями, которые наступили;

— время, место, условия, способы и средства совершения проступка.

Субъектом административных правонарушений может быть деликтоспособное физическое и, в некоторых случаях, юридическое лицо, совершившее административные правонарушения.

Среди субъектов законодатель отдельно выделяет долж­ностных лиц, возлагая на них повышенную по сравне­нию с другими гражданами ответственность, если нару­шение ими общеобязательных правил одновременно яв­ляется нарушением служебных обязанностей.

Под физическими лицами здесь следует понимать – вменяемых лиц, достигших 16-летнего возраста, как граждан Украины, так и иностранцев, лиц без гражданства.

Под юридическими лицами здесь понимаются различные организации независимо от форм собственности, подлежащие административной юрисдикции Украины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъективная сторона – характеризует внутреннее (психическое) отношение субъекта правонарушения к совершённому им деянию и его негативным последствиям.

Субъективная сторона включает признаки, которые характеризуют:

— вину (основной, обязательный признак субъективной стороны);

— мотивы и цель (факультативные признаки).

Субъективную сторону административного право ­ нарушения определяет вина лица, цель и мотивы его противоправного поведения. Центральное место занимает оценка вины, то есть психического отношения лица к совершенному им деянию. Цель и мотив являются фа­культативными (не обязательными) признаками субъективной стороны.

Виды административных правонарушений:

— в зависимости от субъекта проступка различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

— в зависимости от характера вреда – материальные (вредные следствия) и формальные (нарушение правил);

— по структуре состава – однозначные и альтернативные (варианты признаков правонарушения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 —

| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды административных правонарушений

Что представляет собой административное правонарушение, его квалификационные признаки? Какие классификации проступков выделяет административное законодательство, а также виды и размер санкций.

Наряду с уголовной ответственностью выделяют менее общественно опасные проступки, однако также требующие контроля со стороны правоохранительных органов. Такие деяния отнесены к категории управления административного законодательства, имеют отличительные характеристики и собственную классификацию. Какие же противоправные действия граждан влекут за собой административную ответственность, в каких видах и размерах?

Виды административных правонарушений

Классификация всех административных правонарушений может быть представлена в зависимости от разных квалификационных характеристик. Самой распространенной из них является категоризация проступков в зависимости от сферы правоотношений, порядок которых нарушается или на который совершено посягательство.

Выделяют:

На заметку. Кодекс об административных правонарушениях, в зависимости от выше приведенных сфер регулирования, выделяет разделы административно-правовых норм, группирующие деяния зависимо от объектов посягательства.

Виды административных проступков

Так, все правонарушения можно разделить на три группы:

  1. Против личности и реализации гражданских прав. К ним можно отнести противоправные деяния, направленные на ограничения в реализации избирательных, трудовых прав. Так же предусмотрена ответственность и за действия, которые направлены против свободы религии. Оскорбление или дискриминация личности – основание для привлечения к данному виду ответственности.
  2. Против общества. К данном виду противоправных проступков относится нарушение ПДД, закона о запрете курения в общественных местах. Так же это могут быть действия против собственности (незаконное овладение чужим имуществом). Помимо этого, проступком против общества считается мелкое хулиганство и осуществление предпринимателями и юридическими лицами деятельности без регистрации.
  3. Против государства – это административные проступки, совершенные в отношении государственных институтов, государственной границы, таможенных правил РФ и т.д.

Это далеко не полный перечень возможных административных проступков. Кроме того, их перечень не ограничивается одним лишь Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Так, каждый субъект РФ имеет возможность самостоятельно определять нарушения, относимые к числу административных.

Нарушение тишины в многоквартирном доме – это очень распространенный проступок, который не нашел свое отражение в КоАП. Однако законодательство субъекта может предусмотреть ответственность для данного правонарушения.

Помимо этого, юристы могут классифицировать проступки и по другим основаниям:

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856
  1. По субъекту:
  • личный проступок – действия, совершенные юридическим или физическим лицом в сфере, не касаемо его профессиональной деятельности (оскорбление или дискриминация людей);
  • служебный проступок – совершение человеком противоправных действий, воспользовавшись своим служебным положением (уклонение работодателя от заключения трудового договора со своим сотрудником).
  1. По характеру нанесенного вреда:
  • материальный– проступок, понесший за собой серьезные некоторые материальные последствия (мелкое хищение);
  • формальный– нарушение каких-либо правил (нарушение закона о запрете курения).
Читайте так же:  Запрещено ли курение айкоса в общественных местах

Состав правонарушений

Как государственные органы выявляют и наказывают правонарушителей? В этом им помогает состав правонарушения – 4 обязательных элемента деяния.

  1. Объект.
    Отношения, интересы или ценности, которым причиняется вред. Убийство – это посягательство на жизнь, кража – на собственность.
  2. Объективная сторона.
    Само вредное деяние. Между ним и наступившими последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, во время распития водки один мужчина стукнул другого по голове кулаком. Последний попал в больницу и умер спустя 2 недели. Но из-за обострения совсем другой болезни и халатности врачей. Получается, участника драки нельзя привлечь за убийство или причинение смерти по неосторожности.
  3. Субъект.
    Лицо, о котором писалось выше (признак № 1 правонарушения).

Форма Психологическое отношение правонарушителя к последствиям своего деяния Пример
Прямой умысел Желает причинить вред Убийство с целью отомстить
Косвенный умысел Знает, что поступает неправильно, но относится к последствиям безразлично Избиение очевидца кражи (вору всё равно, выживет ли жертва, но цель – не убийство, а сокрытие другого преступления)
Легкомыслие Надеется, что ничего страшного не случится («авось, пронесёт») ДТП со смертельным исходом
Небрежность Не предвидит вредоносных последствий, хотя может и должен Нарушение правил техники безопасности, которое повлекло аварию на производстве

Состав правонарушений обязательно закреплён в нормативных правовых актах (НПА). Как правило, кодифицированных – КоАП, УК.

Если в совершённом проступке не хватает хотя бы одного из четырёх элементов, правонарушения нет.

Состав нарушения

Административный проступок ровно, как и любой другой вид правонарушения, имеет определенный набор элементов, которые определяют его состав:

  1. Объект – это то, в отношении чего были совершены противоправные действия (например, право гражданина в полной мере реализовать свои права в отношении имущества).
  2. Объективная сторона – сами действия, которые повлекли за собой наступление ответственности (например, ситуация, когда один собственник квартиры не пускает на территорию данной квартиры другого законного собственника). Административный проступок характеризуется не только действием, но и бездействием (распространенный пример, невыполнение родителями своих законных обязанностей по воспитанию детей).
  3. Субъект – лицо, совершившее противозаконное действие. Для привлечения к ответственности оно должно быть вменяемо и достичь соответствующего возраста (в соответствии с КоАП, возраст для привлечения к административной ответственности – 16 лет).
  4. Субъективная сторона – это наличие умысла в совершенном деянии. Если прямой умысел отсутствует, то проступок был совершен по неосторожности.

Правонарушение — это.

Что же это такое правонарушение, если прочитать и обобщить приведенные чуть ниже его признаки?

Правонарушение — это виновное деяние волевого субъекта, которое не соответствует правовым нормам, реально причиняет или создаёт возможность причинения вреда обществу.

Основные характеристики административного правонарушения

Для более подробного описания сути административных проступков необходимо углубиться в каждый из вышепредставленных признаков.

На заметку. Субъектом такого правонарушения должно быть физическое лицо, при этом необязательно гражданин Российской Федерации. Привлекать к административной ответственности за соответствующие деяния сотрудники правоохранительных органов вправе иностранцев, беженцев и лиц без гражданства. При этом для всех категорий физических лиц ответственность предусматривается одинаковая.

Для наступления негативных последствий для правонарушителя ему необязательно совершать активные действия, это может быть, наоборот, игнорирование необходимости действовать определенным, предусмотренными нормами права образом. К первому варианту относится, например, порча общественного имущества (разбитый гражданином уличный фонарь), а ко второму нарушение правил торговли определенными категориями товаров (продажа алкогольных или табачных изделий несовершеннолетним) или дорожного движения (превышение скорости, остановка в непарковочной зоне и т.п.).

Обратите внимание! Для правильной квалификации правонарушения необходимо учитывать особенности административных, гражданских и дисциплинарных проступков.

Понятия видов правонарушений

Виновность проступка обозначает, что физическое лицо с психической точки зрения оценивает свои действия и желает или не желает наступления определенных негативных последствий. При желании и наличии противоправного действия вина считается умышленной, при наличии действия или бездействия, но отсутствия желания определенных прямых последствий вина квалифицируется как неосторожная.

Общественная значимость такого деяния обозначает, что оно посягает или наносит вред правовым отношением, которые находятся в сфере регулирования государственных ведомств и органов, и влекут за собой наступление ответственности.

Важно! Вред, который наступает вследствие административного проступка, может быть материальный
(соизмеримый в денежных единицах), моральный (может быть косвенно измерен в денежном эквиваленте с соответствующим обоснованием его размеров), организационный (дезорганизует устоявшийся общественный порядок и т.п.).

Парковка в неположенном месте относится к сфере правонарушений на транспорте и наносит несколько видов вреда одновременно

Наказание деяния со стороны норм административного права означает его наказуемость, т.е. наличие в Кодексе об административных правонарушениях определенных норм, закрепляющих применение конкретных санкций за данный вид действий с противоправным характером.

Только при наличии всех выше раскрытых признаков в соответствующей трактовке деяние физического лица может быть признано административным правонарушением и повлечь за собой применение относительно нарушителя санкций административного характера.

Свойства административного правонарушения

Каждое правонарушение, в т.ч. и административное, имеет определенный набор свойств или черт, к числу которых можно отнести:

  1. Противоправность – т.е. совершение действий, которые противоречат действующему законодательству;
  2. Вина – отношение виновного к совершенному действию или бездействию;
  3. Наказуемость – за совершенные действия, противоречащие законодательству, следует применение наказания;
  4. Субъектность – наличие оснований и признаков, в соответствии с которыми субъекта правонарушения можно привлечь к ответственности.

Повторное административное правонарушение

Как указывалось выше, при решение вопроса о мерах пресечения правонарушения, должностное лицо, уполномоченное издать постановление с указанием вида и размера санкции, непременно учитывает количество и виды нарушений, совершенных нарушителем в текущем календарном году.

Обратите внимание! Повторное совершение проступка несет утяжеление применимой санкции.

Решение об увеличении санкции принимается в судебном порядке

Читайте так же:  Право кассационного обжалования судебных постановлений

Если лицо совершило проступок впервые, чаще всего правоохранители ограничиваются письменным предупреждением, однако при повторном и более совершении нарушений могут наступить следующие последствия:

  • Выбор более сурового взыскания;
  • Удвоение суммы штрафа;
  • Применение сразу двух видов взыскания (например, штраф и лишение права управлять транспортными средствами на определенный срок);
  • Квалификация, влекущая наступление уголовной ответственности.

Административные правонарушения представляют категорию менее тяжких по последствиям деяний, чем уголовные. Однако при злостном уклонении от ответственности, многократном нарушении норм действущего законодательства обоснованно и целесообразно привлечение нарушителя к уголовной ответственности. Поэтому пренебрежительное отношение к соблюдениям установленных правовых норм недопустимо и может быть строго наказуемо.

Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены в Кодексе об административных правонарушениях в следующие классификационные группы (главы).

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, организации питания населения; незаконный оборот либо хранение наркотических средств; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка; самовольную добычу янтаря; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; уничтожение или повреждение чужого имущества; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; мелкое хищение и т.д.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Это — сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования; незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан; уничтожение мест обитания животных; нарушение требований к охране лесов; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил пользования объектами животного мира; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение правил охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. К ним относятся: нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки наркосодержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

7. Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления; управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд; нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги, нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений и т.д.

Читайте так же:  Принципы и общие правила назначения административного наказания

9. Административные правонарушения в области связи и информации. Это, например, самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации; нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов; нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации; повреждение телефонов-автоматов.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Они включают: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе; продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом; нарушение законодательства об экспортном контроле; нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним, в частности, относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ; непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Это невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов и т.д.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. К ним относятся: нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Это мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; стрельба из оружия в неотведенных для этого местах; незаконная частная детективная или охранная деятельность; нарушение пропускного режима охраняемого объекта; блокирование транспортных коммуникаций; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

17. Административные правонарушения в области воинского учета. К ним относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.

Источники

Виды административных правонарушений проступков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here