Виды дел административного судопроизводства

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Виды дел административного судопроизводства", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административные дела, возникающие из публичных правоотношений: понятие, виды

Понятие дел, возникающих из публичных правоотношений

Сущность административного судопроиз­водства по делам, возникающим из публичных правоотношений, состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из иных публичных правоотношений (к ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, о прекращении деятельности СМИ, и др. ).

Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:

    1. публичный характер право­отношений , являющихся объектом судебного исследования;
    2. участие в гражданском деле носителя властных полно­мочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа обще­ственного объединения).

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возни­кающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».

Проблема существования в российском гражданском процессе «административной юстиции» как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой, однако, с принятием КАС РФ, на данном этапе развития российского права её можно считать исчерпанной.

Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие — наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохра­нить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.

Тем не менее, необходимо понимать, что исковое производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях .

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объясняется:

    1. неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституци­онных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с дру­гой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;
    2. специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права.

Указанными двумя причинами определяется и способ воз­буждения дел данной категории — оспаривание путем подачи административного искового заявления , а не предъявление иска.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебно­му рассмотрению, порождает специфику процессуального регули­рования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства.

Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):

    • они не должны содержать явный спор о праве;
    • повышен­ная активность суда и прокурора в процессе;
    • не применяются правила о заочном производстве, однако предусмотрено рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
    • суд не связан доводами и основаниями заяв­ленных требований (по некоторым категориям дел — п. 3 ст. 62 КАС РФ: об оспаривании нормативных правовых актов и о защите избирательных прав), а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспаривае­мое решение, или совершили действие (допустили бездействие);
    • суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ст. 63 КАС РФ).

Стадии административного судопроизводства

КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:

  • Возбуждение дела административной природы.
  • Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
  • Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
  • Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
  • Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.

Особенности постановления

Обычно постановление, относящееся к делу о правонарушении, может быть обжаловано физическим (юридическим) лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в судебном порядке или же в вышестоящую структуру исполнительной власти. Необходимо знать, что обратиться с обжалованием можно в прокуратуру. Как правило, подача жалобы и последующее принесение протеста со стороны прокурора на некоторое время приостанавливает реализацию постановления до протеста или рассмотрения жалобы.

В тридцатой главе представлен порядок пересмотра постановлений и, соответственно, решений в отношении дел о правонарушениях административного характера. Следует заметить, что жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти суток и рассмотрена в течение десяти дней. Однако жалоба касательно административного ареста обычно рассматривается в течение одних суток после ее подачи.

Читайте так же:  Административный арест за покидание места дтп

Задачи

Административное судопроизводство обеспечивает:

  1. Доступность процедуры рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из публичных отношений.
  2. Защиту оспариваемых либо нарушенных прав, законных интересов и свобод организаций и граждан.
  3. Своевременное и правильное разбирательство административных споров.
  4. Укрепление принципа законности и предотвращение нарушений в сфере публичных отношений.

Подача заявления

Административное судопроизводство начинается с предъявления соответствующего искового требования. Заявление к органу госвласти, другой государственной или местной структуре, комиссии референдума или избиркому, другой организации, обладающей отдельными властными или другими публичными полномочиями, направляется в инстанцию по месту их расположения. Требования к должностному лицу, кроме тех, которые предъявляются к служащим ФССП, муниципальным или госслужащим подается по адресу нахождения учреждения, в котором эти субъекты исполняют возложенные на них обязанности. Исковое заявление по административному спору, касающемуся обжалования бездействий/действий, а также решений, вынесенных судебным приставом, направляется в уполномоченный орган района, в пределах территории которого указанный сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность.

Меры обеспечения административного судопроизводства

В настоящее время утверждены определенные меры обеспечения судопроизводства по делам. Среди них важно отметить следующие:

  • Задержание в административном порядке.
  • Личный досмотр, а также досмотр вещей подозреваемого.
  • Изъятие личных вещей и документации.
  • Отстранение от управления транспортом.
  • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Понятие административного производства

Административное производство — определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство — это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство — органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Понятие и стадии административного судопроизводства

Административное судопроизводство, будучи важнейшим административно-правовым инструментом для обеспечения и защиты общественных интересов, все еще не имеет нормативного определения. Так или иначе это является причиной постоянных споров и двусмысленности в теории. В данной статье рассмотрим понятие и стадии административного судопроизводства, а также иные немаловажные аспекты темы.

Регулирование административного судопроизводства

Далее целесообразно разобрать нормативные акты, которые регулируют административное судопроизводство как стадию административного процесса. Как выяснилось, ключевым нормативом в делах административного характера является КАС. Споры, которые не определены в Кодексе, рассматриваются судьями в помощью учета норм Гражданско-процессуального кодекса. Помимо этого, в зависимости от конкретных характеристик дела могут использоваться особые законы федерального уровня. В частности, обжалование действий структуры власти регламентировано соответствующим законодательным актом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Необходимо дополнить, что обращения в судебные органы конституционного разряда разбираются в порядке, который предусматривается законом «О Конституционном Суде РФ».

Особенности этапа возбуждения дела

Следует знать, что этап возбуждения дела административной природы в некоторых случаях предполагает осуществление административного расследования после определения правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области налоговых выплат и сборов, о защите потребительских прав, в сфере охраны природы, производства и последующего оборота спирта, а также алкоголя и спиртосодержащего продукта, пожарной безопасности, движения на дорогах. Так, актуальной становится экспертиза и другие действия процессуального характера.

Стоит уточнить, что названная стадия административного судопроизводства предполагает реализацию в процессе расследования таких процессуальных действий, как сбор и последующая фиксация доказательств, решение вопроса касательно прекращения или приостановления производства, оформление протокола в отношении возбуждения дела. Веское основание для возбуждения рассматриваемого типа дел – это реализация административного проступка, а также наличие норматива, предусматривающего ответственность, в соответствии с которым и формируется протокол.

Право на обращение в инстанции

Каждое заинтересованное лицо имеет законом установленную возможность защитить свои интересы и свободы. Обратиться в уполномоченную инстанцию субъект может и в том случае, если, по его мнению, создаются препятствия для реализации им его прав, если на него неправомерно возложена какая-либо обязанность. Он также имеет возможность начать административное судопроизводство в интересах иных лиц при обстоятельствах, предусмотренных законодательством. Принуждение к отказу от этого права является недопустимым. В некоторых случаях законодательство устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования спора. В таких ситуациях обращение в уполномоченную инстанцию допускается только после соблюдения специальных правил.

Читайте так же:  Оспорить решение суда по административному делу

Административное судопроизводство Российской Федерации

Порядок его осуществления определяется в соответствии с:

  • Конституцией.
  • ФКЗ № 1от 31 дек. 1996 г.
  • ФКЗ № 1 от 23 июня 1999 г.
  • ФКЗ № 1 от 7 февраля 2011 г. и прочими нормативными актами, включая Кодекс административного судопроизводства.

В случае если в правовых документах международного уровня установлены правила, отличные от положений указанных выше законов, применяются предписания международных соглашений. Общие правила, в соответствии с которым осуществляется административное судопроизводство РФ в первой, апелляционной, кассационной (надзорной) инстанциях применяются ко всем категориям споров. При этом учитываются процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных их видов, установленные в законодательстве. При отсутствии нормы, в соответствии с которой регламентируются отношения, возникшие в процессе разбирательства, инстанция применяет положение, регулирующее аналогичный случай. Если же и оно отсутствует, при рассмотрении и разрешении спора уполномоченный орган руководствуется общими процессуальными принципами. Административное судопроизводство должно осуществляться в соответствии с теми нормами, которые действуют на момент разбирательства конкретного спора, совершения определенного действия.

Возбуждение дела как этап административного судопроизводства

Как выяснилось, первой стадией административного судопроизводства является возбуждение дела касательно правонарушения административной природы. Она наделена специфическим процессуальным оформлением посредством протокола о соответствующем правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ. Стоит отметить, что возбуждение дела согласно юридическому значению выступает и действием процессуального характера, и фактом юридической природы в отношении появления административно-процессуальных отношений. Названная стадия административного судопроизводства может протекать как по инициативе уполномоченного должностного лица или органа, так и по желанию гражданина, к примеру, в результате его жалобы.

Другие вопросы

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет дополнительный круг подведомственных споров, подлежащих рассмотрению и разрешению в инстанциях. Они связаны с осуществлением обязательного контроля соблюдения свобод и прав человека и гражданина, а также организаций при предъявлении определенных властных требований к физическим и юрлицам. К ним Кодекс административного судопроизводства РФ, в числе прочего, относит споры:

  1. О ликвидации или приостановлении деятельности политической партии, регионального ее отделения либо другого структурного подразделения, иного общественного объединения, религиозной организации, о запрете работы обществ, не имеющих статус юрлиц, об исключении из государственного реестра информации о них.
  2. О прекращении существования СМИ.
  3. О взыскании денежных средств в счет отчисления санкций и обязательных платежей, установленных законом.
  4. О помещении лиц, не имеющих гражданства, или иностранцев, подлежащих передаче другому государству или депортации в него в соответствии с международным соглашением о реадмиссии, принимаемых иностранцев и лиц без гражданства, переданных другой страной согласно этому же договору, но не имеющих для пребывания на территории РФ законных оснований, в специальное учреждение, о продлении времени пребывания в нем.
  5. О госпитализации лица в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в условиях стационара, в принудительном порядке, увеличении срока нахождения в нем или психиатрическом освидетельствовании.
  6. О досрочном прекращении, продолжении, установлении административного надзора, дополнении или частичной отмене установленных ранее по поднадзорному субъекту ограничений.
  7. О госпитализации гражданина в принудительном порядке в медицинское противотуберкулезное учреждение.
  8. Прочие дела, касающиеся недобровольного помещения лиц в лечебные заведения непсихиатрического профиля.

Понятие административного судопроизводства

Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.

Особенности административного судопроизводства

Из актуального понятия и стадий административного судопроизводства вытекает целый ряд нюансов и особенностей, которые и служат предметом непрерывных юридических споров. Именно поэтому в 2015 году соответствующая законодательная структура приняла решение касательно введения отдельного норматива об административном судопроизводстве. Он называется Кодексом Административного Судопроизводства РФ (сокращенно – КАС).

Так, данный Кодекс начал свое действие с 15.09.2015. Он был весьма долгожданным, ведь документ способен существенно облегчить труд юристов. КАС – это единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок реализации административного судопроизводства судебными органами разной юрисдикции административных разбирательств. Стоит отметить, что отдельные судьи и судебная власть нашей страны в целом является формально независимой от исполнительного звена власти. Так, обращение в судебные органы против произвола чиновников – это традиционная процедура защиты прав. Необходимо знать, что именно в результате разбирательства в суде может быть исправлен или вовсе отменен неправомерный административный акт.

Понятие административного процесса

Административный процесс: «юрисдикционная» концепция

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

Читайте так же:  Проверка административных штрафов по фамилии имени отчеству

Таким образом, административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

«Управленческая» концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е. во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);
  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс — это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения .

Таким образом, административный процесс — урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. — 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры — это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция — процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция — судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Исключения

Положения, которые содержит Кодекс административного судопроизводства РФ, не распространяются на споры, касающиеся правонарушений, обращений взыскания на средства бюджетов финансовой системы страны. Не подлежат рассмотрению и разрешению конфликты, возникающие из публичных отношений и отнесенные к компетенции КС, арбитражных инстанций или которые должны быть решены в другом процессуальном порядке в ВС или инстанциях общей юрисдикции.

Суд в административном судопроизводстве

Уполномоченные инстанции рассматривают и разрешают споры о защите законных интересов, свобод и прав граждан и организаций. В законодательстве определены следующие дела административного судопроизводства:

1. О полном или частичном обжаловании нормативных актов.

2. О защите права участвовать в выборах и референдуме граждан.

3. Об оспаривании бездействий/действий, решений:

  • органов госвласти, других госструктур, подразделений военного управления, местных институтов власти, муниципальных и госслужащих, должностных лиц;
  • квалификационных судейских коллегий;
  • некоммерческих организаций, обладающих отдельными государственными и другими публичными полномочиями, саморегулируемых организаций в том числе;
  • Высшей и региональных экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей.
Читайте так же:  Штрафы гибдд по протоколу об административном правонарушении

4. О присуждении компенсации за нарушенное право на судопроизводство в разумные сроки по спорам, рассматриваемым инстанциями общей юрисдикции, либо права выполнения судебного акта в разумные сроки.

Этап рассмотрения дела

Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа. Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.

Заключение

Порядок административного судопроизводства, таким образом, обладает рядом особенностей. В законодательстве установлен перечень споров, которые подлежат рассмотрению и разрешению по соответствующим правилам. При составлении заявления необходимо соблюдать предписания процессуального закона. В требовании в обязательном порядке должны присутствовать наименование суда, в который отправляется претензия, полная информация об истце и ответчике.

Административный процесс и административные производства

Виды административных дел, возникающих из публичных правоотношений

Анализ ст. 1 КАС РФ позволяет выделить следующие виды административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

Категории дел, рассматриваемых в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

  1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья подготовлена 17.11.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

Читайте так же:  Как доказать нарушение тишины

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Административное судопроизводство: понятие, суть и значение

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает правила, в соответствии с которым осуществляется процедура рассмотрения споров, возникающих из общественных правоотношений. Эти процессы связаны с осуществлением контроля законности и обоснованности реализации государственных или других публичных полномочий.

Важный момент

Если место расположения учреждения государственной власти, другой муниципальной или госструктуры, а также организации, обладающей властными и прочими публичными полномочиями, с территорией, на которую распространяются их полномочия либо в пределах которой они выполняют свои обязанности не совпадает, то требование направляется в инстанцию, которая находится в границах района, которые охватывает компетенция указанных институтов. Заявление в этом случае также может направляться в суд, расположенный по адресу, входящему в район, на котором должностное лицо, муниципальный или государственный служащий, чье решение, бездействие или действие оспаривается, осуществляет свою профессиональную деятельность. Исковое заявление к организации или гражданину, которые в возникших публичных правоотношениях являются субъектами, не обладающими властными либо иными полномочиями, установленными законом, направляется в инстанцию по месту проживания физлица-ответчика или расположения организации, к которой предъявлены претензии, если другое прямо не следует из норм права.

Иностранцы и лица без гражданства, зарубежные и международные организации

Указанные субъекты также имеют право обращаться в инстанции за защитой нарушенных либо оспариваемых интересов и свобод в сфере административных и прочих публичных правоотношений, которые основываются на властном подчинении. Иностранцы могут использовать процессуальные возможности и исполняют соответствующие обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, прямо установленных законодательством. Правительство может устанавливать ответные ограничения по отношению к иностранным лицам тех государств, в инстанциях которых они допущены в отношении российских организаций и граждан.

Заключение

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.

В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.

Виды административного судопроизводства

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное судопроизводство

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;
• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
• выступает средством реализации охранительной функции административного права;
• характеризуется множественностью субъектов осуществления;
• состоит из определенных административных производств;
• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• разновидность юридического процесса;
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
• целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;
• результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
• обладает определенным строением.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

Стадии административного процесса:

• анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);
• принятие решения (приказ, постановление, инструкции);
• исполнение решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданское судопроизводство
Уголовное судопроизводство
Административное взыскание
Административное дело
Административное право

Источники

Виды дел административного судопроизводства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here