Виды индивидуальных административных дел

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Виды индивидуальных административных дел", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административно-юрисдикционные производства

Административная юрисдикция и ее принципы

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Порядок рассмотрения административного дела

Административная юрисдикция функционирует по определенному законодательством принципу. Все дела рассматриваются только после тщательного исследования всех обстоятельств, опроса свидетелей и участников (истца и ответчика). Заседания назначается при наличии оснований для его проведения, которые подтверждены документально.

Участники процесса оповещаются заблаговременно, чтобы у них была возможность известить суд о том, что они не могут прибыть в назначенный срок, если этому что-то препятствует. Обстоятельства должны быть вескими.

После вынесения решения суда по административному преступлению, независимо от того, какое наказание было назначено, его можно обжаловать в общепринятом порядке. После оглашения решения судья обязан известить об этом ответчика.

10.4 Виды административных дел и административных производств

— дела об административных правонарушениях;

— дела о дисциплинарных проступках;

— дела по обращениям (заявлениям, жалобам/граждан);

— дела о приеме в гражданство РФ;

— дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

— дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

— дела, связанные с административным надзором;

— арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

При рассмотрении индивидуальные административные дела могут объединяться в отдельные виды административных производств:

— производство по делам об административных правонарушениях;

— производство по делам об обращении граждан;

— производство по делам о приеме в гражданство РФ;

— производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

— производство по исполнению постановлений о положении административных наказаний;

— производство, связанное с административным надзором;

— арбитражное производство о спорах в сфере управления и другого производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административное дело

Невозможно представить, что может существовать государство, где граждане неукоснительно соблюдают все имеющиеся законы. И жители России не составляют исключения из этого правила. На сегодняшний день описана масса разных преступлений. И одно из них это административное правонарушение, при установлении факта совершения которого, на нарушителя заводят административное дело.

Какое определение административному делу дает закон, что оно собой представляет, какие включает важные моменты, возможно ли обжалование решения и прочее, должен знать каждый человек. Ведь если возникнет неприятная ситуация, нужно суметь защитить себя и свои права.

53. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ.

Виды индивидуальных административных дел:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;

• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонарушениях;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

  • дела об административных правонарушениях;
  • дела о дисциплинарных проступках;
  • дела об обращениях граждан;
  • дела о приеме в гражданствоРоссийской Федерации;
  • дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
  • дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;
  • дела, связанные с административным надзором;
  • арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по делам об обращениях граждан;
  • производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;
  • производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
  • производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
  • производство, связанное с административным надзором;
  • арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.
Читайте так же:  Курение на крыльце подъезда жилого дома

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административные дела — виды и порядок рассмотрения

Возбуждение дела

Немаловажным моментом являются условия, при наличии которых могут завести дело. Анализируя этот вопрос, можно выделить две группы причин и поводов:
  1. Общие поводы, когда дело заводится в связи с выявлением факта несоблюдения закона, информация о котором поступила из достоверного источника;
  2. Специальными поводами называются сообщения из СМИ (средств массовой информации) или по обращению физического лица. Эти поводы не послужат причиной к возбуждению дела, если потенциальный ответчик уже понес административное наказание за правонарушение в сфере охраны труда.

Рассмотрение

Первым шагом при рассмотрении дела является объявление о том, кто станет его рассматривать, что за правонарушение в нем содержится, какие законы будут задействованы.

Можно утверждать, что главенствующее место в течение производства занимает рассмотрение дела, ведь это необходимо сделать не только для возможности принятия верного решения, но и для изначальной правильной трактовки обстоятельств по делу.

Моменты, которые надо выяснить судье в первую очередь:

  • в его ли компетенции находится рассматриваемое дело;
  • есть ли обстоятельства, которые в состоянии исключить производство;
  • поданы или нет ходатайства и отводы;
  • известно ли сторонам, где и когда будет проходить заседание.

Как только лицо, рассматривающее дело, получает на руки материалы, у него есть 15 дней для рассмотрения и последующего вынесения решения.

Важно: есть исключение. Нарушения, ответственность за которые заключается в аресте или депортации, должны быть рассмотрено в тот же день, что и пришли материалы.

Если ответчик не подал ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, дело будет рассмотрено по месту совершенного злодеяния.

Иногда возникают ситуации, когда производство нужно приостановить, к таким случаям относятся:

  • время ожидания результатов по экспертизам;
  • до назначения представителя лицу, если оно утратило свою дееспособность;
  • если ответчик тяжело заболел, но не подал ходатайство о рассмотрении дела без него.

Как только перечисленные основания отпадают, дело возобновляется.

Важно: если ответчик недееспособен или является несовершеннолетним, то присутствие и участие представителя обязательно.

Иногда свое заключение озвучивает и прокурор, если он присутствует на заседании.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.
Читайте так же:  Административные преступления и наказания

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

Что такое административное дело

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений, рассматриваемых в их рамках. Как правило, они не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. В некоторых случаях грань между двумя основными ветвями судебной практики размыта. К примеру, при рассмотрении нарушений правил вождения автомобилей или взаимодействия с наркотическими веществами, употреблением алкогольной продукции.

Последствия совершения административных нарушений закона – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности назначаются общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

Понятие и субъект дела об административном правонарушении

Регулируют эти дела статьи КоАП РФ и иные акты и законы РФ.

Административное дело — это происходящий судебный процесс, по завершении которого, лицу (если его признают виновным), будет назначено определенное наказание (от штрафа до ограничения свободы на несколько суток).

Само понятие данного дела несколько шире понятия административного спора, это связано с тем, что административное дело возникает из управленческих отношений, где одной стороной обязательно становится исполнительный орган и оно может иметь место как при наличии спора, так и при его отсутствии.

Совокупность административно-правовых норм и действий должностных лиц или органов, призванных, основываясь на нормы, решать определенные задачи, называется производством по делу.

К задачам же относятся:

  • рассмотрение дела с учетом всех нюансов (которых может быть достаточно много);
  • разрешение дела по закону (главное требования для любых дел).

Чтобы избежать различного рода накладок и неточностей, государство обязано придумать условия и назначить порядок разрешения дел, а еще возможность применения к виновному лицу специальных мер наказания.

Важно: если нарушитель приходится родственником тому, кто должен рассматривать дело или это должностное лицо как-то заинтересовано в исходе дела, то для рассмотрения назначается другое лицо.

Для административных дел, как и для любых других, установлены свои сроки давности. Общие правила говорят о двух месяцах, со дня вручения должностному лицу, всех собранных материалов по делу. Но есть и исключение из этого правила, если дело ведет судья, то срок увеличивается еще не один месяц.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление

Конечным результатом по рассмотренному делу становится вынесение постановления, которое может установить для ответчика наказание или вовсе прекратить производство.

Закон предусмотрительно перечислил все возможные варианты прекращения производства в КоАП РФ.

Само постановление не всегда вступает в силу сразу, закон называет несколько видов срока. К ним относится истечение общего срока для обжалования постановления и обжалования ранее поданной жалобы, если последняя не была опротестована. Исключением называются случаи, если решение отменит само постановление. Если решение, которое было вынесено, входит в число тех, что по закону нельзя обжаловать.

Важно: всегда стоит помнить очень важную вещь — пока вина не будет доказана в суде, лицо считается невиновным.

Содержание статьи

  • Административные дела — виды и порядок рассмотрения
  • Какие существуют отрасли права
  • Как узнать свои административные правонарушения

В рамках административной процессуальной категории, как и в уголовной, возбуждаются дела, выносятся судебные решения, которые можно обжаловать. Ответственность за правонарушения назначается, как правило, в виде наложения штрафа, назначения общественных работ, лишения права на осуществление определенного вида деятельности.

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Решение

Вынесение решения по делу является одной из последних ступеней в рассмотрении дела, а его объявление обозначает конец судебного разбирательства. Однако получение документов участниками процесса, далеко не всегда заканчивается оглашением решения, потому что порой требуется некоторое время для подготовки нужных документов.

У административных дел имеется некоторая особенность, когда решение по делу вполне может оказаться за пределами требований заявителя. Это происходит потому что для суда главной задачей будет соблюдение закона и соответственно суд опирается на нормы, которые подлежат к применению по делу, а обоснованность принятого решения обязательно включает в себя учет всех прав и обязанностей сторон.

Решение имеет несколько частей:

  1. Вводная, та, что содержит в себе основную информацию о сторонах, месте принятия решения, дате заседания, самом суде и прочих информационных моментах;
  2. Описательная, она включает в себя все требования и пожелания истца, позицию и комментарии ответчика, мнения и показания других участников процесса, если они есть в деле;
  3. Мотивировочная, включающая в себя все обстоятельства, которые установил суд во время заседания;
  4. Результативная, содержащая сделанные судом выводу по рассмотренному делу.
Читайте так же:  Обжалование постановлений приставов о расчете задолженности

Какие правонарушения относятся к административным

К этой категории преступлений относятся те их виды, которые не несут угрозы жизни человека, существенного вреда стране или природе. Дело об административном нарушении могут возбудить в случае, если рассматриваемый проступок

  • нарушает чьи-то права или угрожает здоровью, репутации,
  • несет урон государственной или частной собственности,
  • является финансовой махинацией или мошенничеством,
  • нарушает установленный законом порядок госуправления,
  • не соответствует моральным устоям общества (мелкое хулиганство),
  • противоречит требованиям ПДД,
  • идет в разрез с воинскими и гражданскими обязанностями.

Все административные проступки делятся на три основные группы правонарушений – экономические, политические, социальные. Определение типа преступления возможно лишь после рассмотрения дела, выяснения всех его обстоятельств.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Жалоба

Далеко не всегда все участники процесса довольны принятым решением по их делу. Именно для таких случаев предусмотрена подача жалобы в вышестоящий орган, а также должностному лицу, вышестоящий суд (если постановление было вынесено судьей)

Важно: истец имеет в запасе 10 дней для подачи жалобы. Срок исчисляется с момента получения лицом, постановления или получения его копии.

Обжаловать постановление могут только лица, которые принимали участие в процессе, например, заявитель, правонарушитель, законные представители или защитники сторон, если они имеются.

Вот что нужно в обязательном порядке приложить к жалобе:

  1. Распечатанную копию постановления;
  2. Если имеются, то заверенные копии решений по результату рассмотрения предыдущей жалобы.

В общем и целом жалоба должна обязательно содержать в себе максимально подробную информацию о присутствующих участниках, сторонах, суде, все приведенные доводы заявителя, подпись и отдельно перечень тех материалов, которые будут приложены к жалобе.

После того как жалоба будет рассмотрена, лицу ее подавшему, будет озвучено одно из следующих решений:

  • оставить все как есть, то есть жалобу без удовлетворения;
  • если не возникнет ухудшения положения лица, в отношении которого выносилось постановления, то постановление может быть изменено;
  • принять решение отменить постановление;
  • вернуть дело на новое рассмотрение, если на это есть весомые основания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно: решение по жалобе будет озвучено сразу, как она будет рассмотрена.

Однако и результат по жалобе, равно как и первое решение не всегда может удовлетворить ожидания, но опускать руки не стоит, так как и это решение можно обжаловать, подав еще одну жалобу в вышестоящие суды и Верховный суд РФ.

Данное прошение нужно подавать сразу в суд, а постановление, которое примут в результате его рассмотрение, должно будет вступить в силу сразу с момента его принятия.

53. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Виды индивидуальных административных дел:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;

• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонарушениях;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно‑процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно‑властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо
Читайте так же:  Какие сроки рассмотрения дел по административным правонарушениям

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;

• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонарушениях;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно‑процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно‑властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Понятие и основные черты административной юрисдикции

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

— дела об административных правонарушениях;

— дела о дисциплинарных проступках;

— дела об обращениях граждан;

— дела о приеме в гражданство РФ;

— дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

— дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

— дела, связанные с административным надзором;

— арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция — установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

| следующая лекция ==>
Производство по делам об административных правонарушениях | Способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2458 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды индивидуальных административных дел

Административное право: Шпаргалка

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

Изучая основные понятия, положения и институты административного права как одной из основных отраслей публичного права, следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т. е. имеющий государственный, властный характер.

По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Читайте так же:  Предупреждение по делу об административном правонарушении

Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

• наличие в системе управления элементов управления:

1) субъект управления – руководитель;

2) объекты управления – подчиненные;

3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

• правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Классификация целей управления:

• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);

• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;

2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

Источники

Виды индивидуальных административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here