Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

ЮРВЕСТ

Юридическая компания. Агентство недвижимости

г. Пермь, ул.Уральская, 69

тел./факс:(342) 247-73-72 8-905-864-77-72, 8-99-22-330-300 e-mail: [email protected]

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Ст 27.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Читайте так же:  Аэроэкспресс штраф за безбилетный проезд

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Статьи

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).
Читайте так же:  Административный штраф характеристика и порядок исполнения

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

Видео (кликните для воспроизведения).

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

О незаконном задержании и его последствиях

О незаконном задержании и его последствиях

Жизненные обстоятельства многих людей в нашей стране нередко складываются так, что им приходится общаться с правоохранительными органами. Общение это чаще всего бывает добровольным и инициированным самим гражданином, например, как в случае с получением паспорта или водительского удостоверения. Такие контакты обычно кратковременны, скоро забываются и с достигнутым результатом (полученным документом) гражданин возвращается к повседневным заботам.

Совсем иначе воспринимаются человеческой психикой контакты с представителями органов власти, возникающие помимо воли граждан. Одним из распространённых вариантов таких контактов является задержание.

Согласно действующему российскому законодательству, существует два типа задержания: административное и уголовно-процессуальное. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями, но есть у них и общие черты.

Читайте так же:  Виды административных наказаний назначаемых только судьей

Задержание по закону характеризуется следующими признаками:

1) особая процедура (детальная регламентация административным или уголовным законодательством);

2) принудительный характер (против желания задерживаемого);

3) кратковременное лишение свободы передвижения физического лица (ограничение прав и свобод задерживаемого);

4) возможность водворения лица в специальное помещение для задержанных;

5) средство обеспечения решения задач правоохранительных органов и достижения цели правосудия (обеспечение условий для установления причастности задержанного к совершению правонарушения);

6) осуществление только уполномоченным на то субъектом.

Понятно, что не всякому задержанию будут присущи все указанные признаки. Нередко особая процедура при задержании может не соблюдаться. Например, может быть не составлен протокол о задержании. Отсутствие данного признака будет характеризовать задержание как незаконное. При этом помещение задержанного в изолятор временного содержания (далее – ИВС) в некоторых случаях будет просто ненужным.

Какие же нарушения при осуществлении задержания наиболее распространены? Перечислим их.

1) задержание человека при отсутствии законного для этого основания;

2) несоблюдение процессуальных условий задержания, при которых оно допускается;

3) нарушение требований, предъявляемых к процессуальному оформлению задержания;

4) задержание свыше установленного срока.

Разберёмся в этих случаях более подробно и остановимся на уголовно-процессуальных особенностях задержания.

1. Законные основания для задержания предусмотрены статьёй 91 УПК РФ. Так, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Процессуальными условиями законного задержания являются наличие уголовного дела и наличие такой санкции как лишение свободы за преступление, в совершении которого подозревается задерживаемый.

Итак, второй способ совершения незаконного задержания – это задержание по законному основанию, но до возбуждения уголовного дела по конкретной статье Уголовного кодекса РФ. Задержание должно осуществляться после возбуждения уголовного дела или, по крайней мере, одновременно с ним. Парадокс ситуации заключается в том, что, как правило, задержание подозреваемого человека объективно предшествует принятию решения о возбуждении уголовного дела. Например, задержание подозреваемого на месте происшествия будет всегда по времени предшествовать принятию решения о возбуждении уголовного дела. Причем задержание может быть и справедливым, поскольку есть законное основание для уголовно-процессуального задержания (данные, достаточные чтобы подозревать лицо в совершении преступления и одновременно достаточные для обязательного возбуждения уголовного дела).

Нередко данную ситуацию путают с доставлением лица по подозрению в совершении преступления в помещение ОВД. В уголовно-процессуальном законодательстве, согласно статье 92 УПК РФ, доставление – это элемент, один из этапов задержания лица по подозрению в совершении преступления. Доставление как самостоятельный процессуальный институт существует только в административном процессе. Оно закреплено в статье 27.2 КоАП РФ и определяется как «принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным…». Естественно, подобное административное действие в рамках уголовного судопроизводства недопустимо, его применение будет незаконным. Юридический статус административно доставленного не будет соответствовать законным интересам лица, фактически подозреваемого в совершении преступления.

Также процессуально незаконным является задержание лица по подозрению в совершении преступления, если за совершение данного преступления не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

3. Незаконность задержания заключается и в ненадлежащем процессуальном оформлении протокола или вообще в его несоставлении. На сегодняшний день, как показывает практика, нормы о процессуальном оформлении нарушаются довольно часто. Однако в большинстве своём небольшие процессуальные (формальные) нарушения редко принимаются во внимание судом как признак незаконности задержания.

Например, лицо по подозрению в совершении преступления задержано процессуально обоснованно, его причастность к совершению преступления установлена. Однако протокол задержания составляется непосредственно перед водворением подозреваемого в камеру ИВС. Получается, что факт задержания человека в течение значительного отрезка времени остаётся процессуально неоформленным. При этом отрезок времени может измеряться десятками часов, а фактически подозреваемое лицо пребывает всё это время в статусе свидетеля.

Также случается, когда лицо задержано обоснованно, его причастность к совершению преступления установлена, но в отношении задержанного избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Протокол задержания в этой ситуации в абсолютном большинстве случаев сотрудниками полиции не составляется.

И реже встречающийся случай, когда лицо было задержано, но его причастность к совершению преступления не установлена. Протокол задержания обычно тоже не составляется.

Когда же протокол задержания всё-таки оформляется, в нём нередко можно обнаружить недостатки: не указано основание задержания, не указаны мотивы задержания, не занесено время задержания.

Формально указанные нарушения – это признак незаконности задержания. Однако широкая распространённость этих нарушений и сложившаяся судебная практика однозначно свидетельствуют, что государство не считает их общественно опасными. Позиция прокуратуры и суда сводится к идее: если законные основания для задержания имелись, то нарушение установленного порядка задержания можно допустить.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности штраф

4. Задержание свыше установленного срока незаконно.

Согласно статьям 49, 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», основаниями освобождения являются: неподтверждение подозрения в совершении преступления; отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; истечение определенного законом срока задержания.

На основании части 2 статьи 94 УПК РФ, по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Даже если от прокурора, следователя или дознавателя не поступило соответствующее постановление об освобождении задержанного, начальник места содержания задержанных обязан освободить гражданина, срок задержания которого истёк.

Проблема в данной ситуации следующая. Почти в 100 % случаев срок задержания исчислялся с момента составления протокола задержания. Закон же позволяет исчислять срок задержания с момента фактического задержания. Таковое может произойти ранее оформления протокола как на несколько минут, так и на несколько часов. Однако обычно протокол задержания составляют непосредственно перед водворением подозреваемого в камеру ИВС. Следует учитывать, что именно в момент фактического задержания, а не в момент его процессуального оформления нарушается право человека на свободу, предусмотренное статьёй 22 Конституции России.

Важным, хотя и малоизвестным документы для разрешения указанной проблемы является решение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года «По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гр. В.И. Маслова». Основанием данного решения явился отказ следователя в предоставлении услуг защитника лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления. Отказ был мотивирован ссылкой на требования ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР: «защитник допускается к участию в деле… в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления… с момента объявления ему протокола задержания…». В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации прямо указывается, что задержание человека по подозрению в совершении преступления не должно быть связано с формальным составлением протокола о задержании. Для приобретения статуса задержанного, подозреваемого достаточно фактического ограничения свободы.

В пункте 11 статьи 5 УПК РФ прямо говорится, что задержание есть «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления».

Итак, очевидно, что исчисление срока задержания лица по подозрению в совершении преступления течёт с момента фактического задержания, а не его процессуального оформления.

В настоящее время наше утверждение, о моменте начала исчисления сроков уголовно-процессуального задержания, соответственно о моменте начала уголовно-процессуального задержания, прямо закреплено в чч. 11, 15 ст. 5 УПК РФ.

Перечисленные способы и примеры незаконного задержания, конечно, не являются исчерпывающими. Разобраться в каждой конкретной ситуации человеку, попавшему в беду, непросто. Поэтому при возникновении подобных проблем правильным будет скорейшее обращение к профессиональному юристу.

Кроме того, в случае установления незаконности задержания, у гражданина возникает право на реабилитацию. Согласно статье 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

При этом возмещение имущественного вреда включает в себя возмещение: 1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; 2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; 3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; 4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; 5) иных расходов.

Что же касается возмещения морального вреда, то в соответствии со статьёй 136 УПК РФ в него включаются: 1) официальное извинение прокурора реабилитированному за причинённый ему вред; 2) компенсация морального вреда в денежном выражении (по искам в порядке гражданского судопроизводства); 3) сообщения о реабилитации в средствах массовой информации; 4) сообщения о реабилитации по месту работы, учёбы или месту жительства реабилитированного гражданина.

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Комментарий к статье 27.3. КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

Читайте так же:  Срок обжалования постановления о возбуждении уголовного дела

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

  • а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Источники

Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here